Развитие ребенка в младшем школьном возрасте кризисы

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте кризисы thumbnail

Взрослые, желающие помочь преодолеть ребенку младшего школьного возраста кризис 7-11 лет с наименьшими потерями для психики, должны хорошо ориентироваться в признаках и особенностях его протекания. Для этого надо заняться самообразованием и получить ответы на вопросы: что такое кризис, как проявляется, как вести себя с ребенком в кризисных ситуациях, какие его индивидуальные особенности следует учитывать, кто может помочь школьнику и его родителям в этот непростой период.

Что такое возрастной кризис

Слово «кризис» произошло от греческого krisis — исход, решение, поворотный пункт. Возрастной кризис младшего школьного возраста 7-11 лет не первый: до него ребенок переживает кризис новорожденности, первого года и кризисы 3-4,5 лет.

В возрастном кризисном периоде человек переживает переход к следующей ступени развития. Изменяется его сознание, восприятие окружающего, более сложными становятся психика, деятельность, отношения с окружающими. Прежние способы контактирования с миром становятся неэффективными, появляется необходимость в изменении характера собственного поведения.

личностный кризис

Длительность и степень проявления кризиса личностного развития в младшем школьном возрасте зависят как от индивидуальных особенностей малыша, так и от условий его жизни и воспитания. В среднем кризисные процессы длятся от полугода до года, могут протекать в стертой форме или же бурно, драматично.

Требует подробного описания кризис младшего школьного возраста: психология человека, как известно, тесно связана со всеми аспектами его развития.

Физическое развитие ребенка

Кризис личностного развития младшего школьника происходит на фоне серьезных изменений в его организме. В 7-8 лет:

  • Продолжается активное формирование костной системы — черепа, конечностей, тазовых костей. Перегрузка скелета чревата негативными последствиями для здоровья ребенка, поэтому следует избегать длительной физической нагрузки, однообразных и неправильных поз, например, при письме, рукоделии.
  • Значительно увеличивается мышечная масса. Крупные мышцы развиваются интенсивнее мелких, поэтому дети еще не способны долго сидеть в одной позе и заниматься работой, требующей мелких и точных движений.
  • При росте физической силы дети быстро устают, хотя очень подвижны и стремятся к играм и занятиям, требующим ловкости, подвижности (игры с мячом, прыжки, бег) — через 20-30 минут таких занятий им необходим отдых.
  • Работа сердечно-сосудистой системы становится более стабильной, улучшается кровоснабжение всех органов и тканей организма.
  • Происходит заметный рост массы головного мозга, особенно лобных долей. Это является залогом развития его высших психических функций.

Индивидуальные показатели физического развития существенно отличаются даже у детей одного школьного класса. Они зависят от условий жизни, от генетической наследственности. Младший школьный возраст, кризис 7 лет, является своего рода ступенькой к последующему физическому совершенствованию ребенка.

С 8 лет значительно улучшается двигательная координация, повышается общая выносливость организма.

В 10-11 лет у некоторых девочек начинается период полового созревания, появляются первые его признаки. Они могут значительно опережать мальчиков в физическом и психическом развитии.

С 7 до 11 лет мальчики и девочки прибавляют в росте в среднем по 20-25 см, а их вес увеличивается на 10-15 кг.

Особенности физического развития оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. Их непременно надо учитывать при организации его жизни в школе и дома.

Психологическая перестройка

Поступающий в первый класс ребенок многого ожидает от школы, она манит его новизной, символизирует шаг во взрослую жизнь. Школьные правила он воспринимает как обязательное условие статуса ученика и подчиняется им.

Кризис 7 лет детей младшего школьного возраста связан с изменениями в содержании его жизни. Постепенно изменяется его основной вид деятельности: игра замещается учением. Память, внимание, восприятие становятся все более произвольными. Расширяется познавательное пространство и интерес к общественной жизни.

В отношениях со сверстниками и взрослыми развивается умение объективно оценивать собственное и чужое поведение, считаться с мнением окружающих, подчинять собственные интересы интересам коллектива.

Ребенок 10-11 лет уже может предвидеть последствия своих поступков и управлять своими «хочу» и «надо». То есть возрастают волевые качества, заменяя капризность и импульсивность, появляется умение переживать по поводу текущих и будущих событий.

Кризисы детей младшего школьного возраста могут привести к формированию завышенной или заниженной самооценки, если извне, от значимых лиц, поступает необъективное оценивание их способностей, поведения, внешности.

Характерная неустойчивость психических процессов младшего школьника может привести к серьезным нарушениям его психологического состояния (усталость, апатия, раздражительность, невроз), требующих медицинского вмешательства. Это происходит, если амбициозные родители предъявляют завышенные требования к учебе и поведению, ждут непосильных для ребенка результатов в спорте или в художественной деятельности.

Интеллектуальное развитие

Младший школьный возраст является очень благоприятным для умственного развития ребенка. Высокая мотивация к учению сочетается с природным любопытством и стремлением соответствовать требованиям авторитетного учителя и родителей.

интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст, кризис 7 лет и последующие за ним, характерны тем, что в этом возрасте:

  • Формируется понимание необходимости успешной учебы для овладения в будущем профессией. В связи с этим проявляется осознанный интерес к знаниям вообще и к отдельным предметам.
  • С расширением познавательных интересов ребенок проявляет инициативу в поиске интересующих его фактов, научных данных. Постепенно возрастают самостоятельность в учебе, совершенствуются навыки умственной работы.
  • С развитием воображения, памяти, восприятия абстрагируется мышление, появляется способность к обобщениям, теоретизированию.
  • Осознанно усваиваются нравственные понятия, нормы поведения в коллективе.

Знание возрастных особенностей физического, интеллектуального и психического развития младшего школьника позволяет взрослым вовремя заметить у него первые кризисные проявления. Охарактеризуем кризис младшего возраста кратко.

Признаки кризиса у 7-летнего ребенка

Начало школьной жизни для ребенка событие, означающее то, что он становится взрослым. Соответственно, он хочет и быть похожим на взрослого человека, но еще не знает, как это сделать, и пытается копировать его внешние признаки: говорить и двигаться солидно, пользоваться маминой косметикой и папиными аксессуарами, участвовать в серьезных разговорах наравне со всеми.

кризис 7 лет детей младшего школьного возраста

В 7-8 лет ребенок активно использует «взрослую» лексику в общении, стараясь произвести впечатление более старшего.

Хочет быть самостоятельным в поступках, не умея предусмотреть их негативные последствия, из-за чего может попасть в глупое или опасное положение.

Прослеживаются признаки того, что он хочет командовать, руководить всеми дома и в школе. Легко раздражается, встречая сопротивление своим действиям, может проявить агрессивность и жестокость по отношению к другим людям или животным.

Ему становится стыдно играть с любимыми игрушками «как маленькому», поэтому играет с ними тайком.

Ребенку кажется, что капризы и упрямство делают его взрослее в глазах окружающих, которые на самом деле видят в таком поведении элементарное непослушание, заслуживающее наказания.

Таким образом, у ребенка 7 лет наблюдается внутренний кризис — между психическими возможностями и возросшими претензиями на признание окружающих как личности уже взрослой, и внешний кризис — между потребностью в новых социальных отношениях и неумением их выстроить. Выготский Л.С. считал это признаком утраты детской непосредственности. Кризис младшего школьного возраста 7-11 лет по Эльконину Д.Б. — это утрата ситуативности реакций.

Читайте также:  Ребенок от года до двух физическое развитие

Конечно, эти симптомы кризиса 7 лет могут быть ярко выраженными или малозаметными — все зависит и от темперамента ребенка, и от стиля его воспитания. В любом случае это сигнал для взрослых о том, что надо менять характер отношений с ним.

Симптомы кризиса 9-10 лет

Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне гормональной перестройки: ребенок стоит на пороге переходного возраста, вступает в предпубертатный период. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, когда настроение может резко меняться даже без видимых на то причин от возбужденного до подавленного. При этом он сам не может толком объяснить, что на это так повлияло.

кризис младшего школьного возраста 7 11 лет

Моральная привязанность к семье сохраняется, но становление собственного «Я» психологически отдаляет его от родителей, он становится более самостоятельным и стремится еще к большей независимости. Хочет быть заметным, «модным» внешне. Пытаясь самоутвердиться, ребенок сознательно противится воле родителей в бытовых вопросах, критикует их поведение, внешний вид, сравнивает с родителями других детей, по его мнению более состоятельными и успешными. Недостаток жизненного опыта и завышенная самооценка толкают его на проверку другого мнения опытным путем, не всегда безобидным для него и окружающих. На этой почве часто возникают конфликты.

Ребенок со слабыми волевыми качествами в компании сверстников, чтобы быть «как все», может участвовать в неблаговидных делах: мелком хулиганстве, третировании более слабых детей. При этом внутренне осуждая себя и других за это.

Демонстративная уверенность в собственном превосходстве над сверстниками и взрослыми может сочетаться с явной или тщательно скрываемой неуверенностью в себе, в своих способностях. Это может привести к замкнутости, к низкой самооценке, недоверию к мнению окружающих о его достоинствах и недостатках, то есть к личностному кризису.

Проявления кризиса 11 лет

Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, к некоторой истеричности.

Нередки капризы и скандалы со сверстниками и родителями. Желание быть самостоятельным выливается в непослушание, игнорирование требований со стороны взрослых. Может ухудшиться школьная успеваемость, дисциплина. Поведение приобретает черты демонстративности.

Семейный мир кажется ребенку тесным и неинтересным, его все более влечет улица, где он хочет быть признанным лидером или на равных с другими детьми.

Формируется интерес к противоположному полу, особенно у девочек. Нередки случаи, когда платонические отношения перерастают в сексуальные «благодаря» просвещению со стороны СМИ и более опытных подростков.

«Не хочу быть взрослым!»

Существует другой вариант характеристики кризисов младшего школьного возраста — противоположный описанному. Ребенок отказывается взрослеть! Ему удобно и комфортно пребывать в детстве, когда все решается за него, нет нужды отвечать за свои поступки («Потому что я еще маленький»). Интересы и занятия долго не изменяются, соответствуют более раннему возрастному уровню, личность как бы задерживается в своем развитии. Это инфантилизм.

кризис 7 лет детей младшего школьного возраста

Существует несколько медицинских причин этого явления, но особенно наглядна инфантильность в их сочетании с повышенной родительской заботой о благополучии ребенка: путем «мягкой» силы или деспотическими методами предупреждается каждое его желание и подавляются инициатива и попытки к самостоятельному принятию решений и поведению.

Результат такого воспитания — безынициативная, пассивная личность, неспособная к какому-либо напряжению. Родительский девиз «Все для ребенка, все во имя ребенка!» приводит к формированию в его характере таких качеств, как ярко выраженный эгоцентризм, равнодушие к чувствам и потребностям других, даже близких, людей.

Родители, займитесь самообразованием

При всех описанных в детской психологии пугающих признаках кризиса младшего школьного возраста наука и практика воспитания детей 7-11 лет утверждают: кризис может и не произойти, если воспитание ребенка происходит разумно и бережно.

Многие возможные проблемы развития и взросления ребенка родители могут и должны предвидеть, чтобы своевременно и правильно реагировать на их проявления. Как говорится, врага надо знать в лицо, а поэтому надо:

  • заранее прочитать специальную психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
  • интересоваться публикациями в специальных педагогических изданиях;
  • получить консультации у специалистов о том, как распознать кризисное состояние у ребенка, как реагировать, как сгладить его остроту;
  • поддерживать контакты со школьным психологом и учителями;
  • не стесняться общаться на эту тему с родителями, чьи дети прошли уже этот сложный жизненный этап, перенимать их положительный опыт, чтобы не повторять совершенных ошибок.

кризис младшего школьного возраста психология

Приобретенные знания помогут родителям избежать многих подводных камней на пути взросления их ребенка.

Терпение, только терпение…

Конфликты в семьях, где растут младшие школьники, столь разнообразны, что по поводу каждого невозможно дать конкретный совет. Если родители не справляются с какой-то ситуацией, то надо получить консультацию у детского психолога, который поможет найти средства, чтобы справиться с нею.

характеристика кризисов младшего школьного возраста

Но можно дать общие рекомендации:

  1. Не надо бояться кризисных изменений в ребенке и его поведении — они закономерны и управляемы.
  2. Вооружиться терпением, как бы дитя ни терзало его. Это демонстрация со стороны родителей безусловной любви и готовности понять и простить его неразумные выходки. Учиться договариваться с ребенком, находить компромиссные решения в случае непреодолимых противоречий.
  3. Не отмахиваться от детских капризов, истерик, критики: ребенок любит родителей, а потому ждет от них реальной помощи и понимания, душевного тепла. В то же время учить не переходить границы допустимого: оскорбления в адрес родителей, агрессивные выходки наказуемы.
  4. Наказания должны быть адекватными проступку, а их причина предельно ясна ребенку. Принятие таких мер следует отложить до той поры, пока все успокоятся и улягутся эмоции.
  5. Оценка его поведения не должна превращаться в оскорбительную оценку его личности: «Ты так себя ведешь, потому что ты…» (далее следует ряд нелицеприятных эпитетов).
  6. Демонстрировать ребенку искренний интерес к его делам, кругу общения, увлечениям, даже если они не нравятся взрослым. Принимать участие в них: совместные игры, посещения кино, концертов, выставок, общественных и спортивных мероприятий и их обсуждение сближают и вызывают доверие друг к другу.
  7. Замечать и поощрять успехи, правильное поведение, благовидные поступки, не скупиться на похвалы и одобрение, но и здесь, как и в наказаниях, соблюдать разумную меру.
  8. Давать его успехам и неудачам тактичную и объективную характеристику, формируя правильную самооценку.
  9. Хорошо знать круг общения ребенка: с кем дружит, с кем и по каким поводам конфликтует, как реагирует на негативное к нему отношение, его причины. Тактично помогать выходить из критических ситуаций, когда, например, есть угроза стать изгоем в детской среде.
  10. Привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем и уважительно выслушивать его точку зрения, обсуждать с ним возможные последствия тех или иных вариантов их решения.
  11. Учить правильно выражать свои эмоции, в соответствии с этическими нормами общения. Демонстрировать собственным поведением культуру и доброжелательное отношение к окружающим.
  12. Откладывать в сторону самые неотложные дела, если ребенок просит о помощи и поддержке. В противном случае родитель, самый близкий человек, демонстрирует пренебрежительное отношение к его проблемам. Пустяковая, по мнению взрослого, детская проблема может оказаться серьезной для самого ребенка.
  13. Соблюдать единство требований для всех членов семьи — взрослых и детей: выполнение домашних обязанностей, поддержание порядка, участие в семейных праздниках, в семейных советах, уважительное отношение друг к другу. Это обеспечивает ребенку столь желанное чувство равноправия со всеми.
Читайте также:  Развитие ребенка ознакомление с окружающим

Родители должны выработать единую линию в воспитании ребенка. Противоречивые требования дезорганизуют самочувствие и поведение ребенка, вырабатывают в нем такие черты, как лицемерие, недоверие, страхи, агрессию.

Семейная гармония — образец взаимоотношений, поступков, чувств и их выражений для ребенка, надежный причал в бурном море проблем, вызванных кризисом младшего школьного возраста.

Источник

 Социальная
ситуация развития

Проблемами
младшего школьного возраста занимались
многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и
др. Этот возраст привлекает к себе
пристальное внимание ученых потому,
что он еще не до конца исследован, так
как исторически выделился совсем
недавно, с введением обязательного и
всеобщего неполного и полного среднего
образования. Задачи и содержание среднего
образования пока до конца не определились,
поэтому психологические особенности
младшего школьного возраста нельзя
считать окончательными и неизменными.

Рассмотрим
выявленные и экспериментально доказанные
особенности социальной ситуации развития
детей младшего школьного возраста.

Первый
и самый важный момент – это начало
обучения в школе.
 У
ребенка происходит перестройка всех
систем отношений с действительностью.
Если у дошкольника существовали две
сферы социальных отношений: «ребенок
– взрослый» и «ребенок – дети», то
теперь в системе отношений «ребенок –
взрослый» произошли изменения. Она
разделилась на две части: «ребенок –
родитель» и «ребенок – учитель».

Система
«ребенок – учитель» начинает определять
отношение ребенка и к родителям, и к
детям. Это было экспериментально показано
Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, И.С. Славиной.
Данные отношения становятся для ребенка
центральными, потому что появляется
оценочная система: хорошие отметки и
хорошее поведение, оценивание исходит
от учителя. От того, какие оценки он
будет получать, зависят отношения со
сверстниками и родителями. Сверстники
стараются дружить с теми, кто хорошо
учится. Если раньше родители спрашивали:
«Как у тебя дела?», то теперь: «Какую
оценку ты получил?». Ребенок видит, что
плохие оценки огорчают родителей, а
хорошие – радуют.

Отношения
«ребенок – учитель» превращаются в
отношения «ребенок – общество». В
учителе оказываются воплощенными
требования общества. «В школе закон
общий для всех», писал Г.-Ф. Гегель. В
школе построена система определенных
отношений, и ее носителем является
учитель.

Д.Б.
Эльконин отмечал, что дети очень чутки
к тому, как учитель относится к детям.
Если ребенок замечает, что учитель
кого-то выделяет, то уважение к нему
снижается. В первое время дети строго
следуют указаниям учителя, но если он
проявляет лояльность по отношению к
правилу, то правило начинает разрушаться
изнутри.

С
началом обучения в школе у ребенка
изменяются отношеня с окружающими
людьми. Несмотря на то что он продолжает
жить в том же доме, ходить по тем же
улицам, жизнь его кардинально меняется.
Свобода дошкольного детства сменяется
отношениями зависимости и подчинения
определенным правилам. Родители начинают
контролировать его: интересуются
оценками и высказывают свое мнение по
поводу них, проверяют домашние задания,
составляют режим дня. Ребенку начинает
казаться, что родители стали любить его
меньше, потому что теперь их больше
всего интересуют оценки. Это возлагает
на него новую ответственность: ему
приходится контролировать свои
ситуативные импульсы, организовывать
свою жизнь. В результате ребенок начинает
испытывать чувство одиночества и
отчуждения от близких.

Новая
социальная ситуация ужесточает условия
жизни ребенка и выступает для него как
стрессогенная. У каждого ребенка
изменяется эмоциональное состояние,
повышается психическая напряженность,
что отражается как на физическом
здоровье, так и на поведении.

Характер
адаптации ребенка к новым условиям
жизни и отношение к нему со стороны
родных способствуют развитию чувства
личности.
 Таким
образом, младший школьный возраст
характеризуется тем, что у ребенка
появляется новый статус: он ученик и
ответственный человек.

Новообразования
младшего школьного возраста

К
новообразованиям младшего школьного
возраста относятся память, восприятие,
воля, мышление.

Память. В
этом возрасте большие изменения
происходят в познавательной сфере
ребенка. Память приобретает ярко
выраженный познавательный характер.
Хорошо развивается механическая память,
немного отстает в своем развитии
опосредованная и логическая память.
Это связано с тем, что данные виды памяти
в учебной, трудовой, игровой деятельности
не востребованы и ребенку хватает
механической памяти. Идет интенсивное
формирование приемов запоминания: от
наиболее примитивных (повторение,
внимательное длительное рассмотрение
материала) до группировки и осмысления
связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит
переход от непроизвольного восприятия
к целенаправленному произвольному
наблюдению за предметом или объектом.
В начале данного периода восприятие
еще не дифференцировано, поэтому ребенок
иногда путает похожие по написанию
буквы и цифры.

Если
на начальном этапе обучения у ребенка
преобладает анализирующее восприятие,
то к концу младшего школьного возраста
развивается восприятие синтезирующее.
Он может устанавливать связи между
элементами воспринимаемого. Это хорошо
видно на следующем примере. Когда детей
просили рассказать, что нарисовано на
картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли
изображенные на ней предметы, от 6 до 9
лет – описывали картину, а ребенок
старше 9 лет давал свою интерпретацию
увиденному.

Воля. Учебная
деятельность способствует развитию
воли, так как учение всегда требует
внутренней дисциплины. У ребенка начинает
развиваться способность к самоорганизации,
он осваивает приемы планирования,
повышаются самоконтроль и самооценка.
Формируется способность сосредоточиваться
на не интересных вещах.

Существенные
изменения в этом возрасте происходят
в области мышления. Познавательная
активность ребенка младшего школьного
возрасте очень высокая. Это выражается
в том, что он задает много вопросов и
интересуется всем: какой глубины океан,
как там дышат животные и т. д.

Ребенок
стремится к знаниям. Он учится оперировать
ими, представлять ситуации и при
необходимости пытается найти выход из
той или иной ситуации. Ребенок уже может
представлять ситуацию и действовать в
ней в своем воображении. Такое мышление
называется наглядно-образным. Это
основной вид мышления в данном возрасте.
Ребенок может мыслить и логически, но,
поскольку обучение в младших классах
успешно идет только на основе принципа
наглядности, этот вид мышления пока
необходим.

В
начале младшего школьного возраста
мышление отличается эгоцентризмом –
особой умственной позицией, обусловленной
отсутствием знаний, необходимых для
правильного определения некоторых
проблемных моментов.

Процесс
обучения в младших классах направлен
на активное развитие словесно-логического мышления.
Первые два года в процессе обучения
преобладают наглядные образцы учебного
материала, но постепенно их использование
сокращается. Таким образом, наглядно-образное
мышление сменяется мышлением
словесно-логическим.

Уже
в конце младшего школьного возраста (и
позже) проявляются индивидуальные
различия между детьми: одни – «теоретики»
или «мыслители», которые легко решают
задачи в словесном плане; другие –
«практики», им нужна опора на наглядность
и практические действия; у «художников»
хорошо развито образное мышление. У
многих детей эти виды мышления развиты
одинаково.

Читайте также:  Игры на умственное развитие ребенка младшей группы

В
младшем школьном возрасте начинает
развиваться теоретическое мышление,
ведущее к перестройке всех психических
процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин:
«память становится мыслящей, а восприятие
думающим». Важным условием для развития
теоретического мышления является
формирование научных понятий и применение
их на практике. Это можно проиллюстрировать
на следующем примере. Детям дошкольного
и школьного возраста задавали вопрос:
«Что такое плод?» Дошкольники говорили,
что это то, что едят и что растет, а
школьники отвечали, что плод – это часть
растения, содержащее семя.

Теоретическое
мышление позволяет решать задачи,
основываясь на внутренних признаках,
существенных свойствах и отношениях.
Развитие теоретического мышления
зависит от типа обучения, т. е. от
того, как и чему ребенка учат.

В.В.
Давыдов в книге «Виды обобщения в
обучении» (М., 1972) дал сравнительную
характеристику эмпирического и
теоретического мышления. Он показал,
что для развития теоретического мышления
требуется новая логика содержания
учебных процессов, так как теоретическое
обобщение не развивается в недрах
эмпирического (табл. 8)

Таблица
8

Сравнительная
характеристика эмпирического и
теоретического мышления

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте кризисы

Если
использовать структурные единицы
теоретического обобщения в процессе
обучения, то теоретическое мышление
будет активно развиваться и к концу
младшего школьного возраста полностью
сформируется.

В
процессе школьного обучения происходит
усвоение и обобщение знаний и умений,
формируются интеллектуальные операции.
Таким образом, в младшем школьном
возрасте идет активное интеллектуальное
развитие.

К
концу младшего школьного возраста
формируются элементы трудовой,
художественной, общественно-полезной
деятельности и создаются предпосылки
к развитию чувства
взрослости.

8.4.
Кризис семи лет

Личностное
развитие и появление самосознания в
дошкольном возрасте становятся причинами
кризиса семи лет. Основные признаки
этого кризиса:

1) потеря
непосредственности. В момент возникновения
желания и осуществления действия
возникает переживание, смысл которого
состоит в том, какое значение это действие
будет иметь для ребенка;

2) манерничание.
У ребенка появляются тайны, он начинает
что-либо скрывать от взрослых, строить
из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом
«горькой конфеты». Когда ребенку, плохо
он старается этого не показывать.

Появление
данных признаков ведет к трудностям в
общении со взрослыми, ребенок замыкается,
становится неуправляемым.

В
основе этих проблем лежат переживания,
с их появлением связано возникновение внутренней
жизни ребенка.
 Становление
внутренней жизни, жизни переживаний –
очень важный момент, так как теперь
ориентация поведения будет преломляться
через личные переживания ребенка.
Внутренняя жизнь непосредственно не
накладывается на внешнюю, но оказывает
на нее влияние.

Кризис
семи лет влечет за собой переход к новой
социальной ситуации, которая требует
нового содержания отношений. Ребенку
необходимо вступить в отношения с
людьми, осуществляющими новую для него,
обязательную, общественно необходимую
и общественно полезную деятельность.
Прежние социальные отношения (детский
сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому
он стремится скорее пойти в школу и
вступить в новые социальные отношения.
Но, несмотря на желание идти в школу, не
все дети готовы к обучению. Это показали
наблюдения за первыми днями пребывания
ребенка в стенах данного учреждения.

Д.Б.
Эльконин, проработавший несколько лет
в школе, заметил, что когда первоклассников
на первых уроках просили нарисовать
четыре кружочка и три из них раскрасить
желтым, а один – синим, то они закрашивали
их разными цветами и объясняли это тем,
что так красиво. Данный факт говорит о
том, что правила еще не стали правилами
поведения для ребенка.

Еще
один пример: на первых уроках первоклассникам
не задают домашнего задания, а они
спрашивают: «А уроки?» Это свидетельствует
о том, что получение домашнего задания
ставит их в определенные отношения с
окружающим миром, а так как дети в этом
возрасте стремятся к взрослым отношениям,
возникает такой вопрос.

Во
время перемены первоклассники стараются
подойти к учителю, дотронуться до него
или обнять его. Это остатки прежних
отношений, прежних форм общения,
свойственных дошкольному возрасту.

Симптом
потери непосредственности
 разграничивает
дошкольное детство и младший школьный
возраст. По мнению Л.С. Выготского, между
желанием что-то сделать и самой
деятельностью возникает новый момент:
ориентировка в том, что принесет ребенку
осуществление той или иной деятельности.
Иными словами, ребенок задумывается о
смысле деятельности, о получении
удовлетворения или неудовлетворения
от того, какое место он займет в отношениях
со взрослыми, т. е. возникает
эмоционально-смысловая ориентация
основы поступка. Д.Б. Эльконин говорил,
что там и тогда, где и когда появляется
ориентация на смысл поступка, там и
тогда ребенок переходит в новый возраст.

От
того, когда ребенок пойдет в школу,
насколько он готов к обучению, будет
зависеть течение кризиса. Если ребенок
придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему
придется пройти через следующие фазы.

1. Докритическая
фаза.
 Игра
уже не интересует ребенка так, как
раньше, она отходит на второй план. Он
старается внести изменения в игру,
возникает стремление к продуктивной,
значимой, оцениваемой взрослыми
деятельности. У ребенка начинает
появляться субъективное желание стать
взрослым. Критическая
фаза.
 Так
как ребенок субъективно и объективно
готов к обучению в школе, а формальный
переход запаздывает, то у него возникает
неудовлетворенность своим положением,
он начинает испытывать эмоционально-личностный
дискомфорт, в поведении появляется
негативная симптоматика, направленная
в первую очередь на родителей.

2. Посткритическая
фаза.
 Когда
ребенок приходит в школу, его эмоциональное
состояние стабилизируется и
восстанавливается внутренний комфорт.

У
детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года),
отмечаются следующие фазы.

1. Ребенка
на данном этапе больше занимает не
учеба, а игра, пока она остается его
ведущей деятельностью. Поэтому у него
могут быть лишь субъективные предпосылки
для учения в школе, а объективные еще
не сформированы.

2. Так
как у ребенка еще не сформировались
предпосылки для перехода от игровой
деятельности к учебной, он продолжает
играть и на уроке, и дома, что приводит
к возникновению проблем в учебе и
поведении. Ребенок испытывает
неудовлетворенность своим общественным
положением, переживает эмоционально-личностный
дискомфорт. Негативная симптоматика,
появляющаяся в поведении, направлена
против родителей и учителей.

3. Ребенку
приходится параллельно, на равных
условиях, осваивать учебную программу
и желательную игровую деятельность.
Если ему удается это сделать, то
эмоционально-личностный комфорт
восстанавливается и негативная
симптоматика сглаживается. В противном
случае негативные процессы, характерные
для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание
в учебе у детей, рано пришедших в школу,
может наблюдаться не только в первом
классе, но и в последующих классах и
привести к общей неуспеваемости ребенка
в школе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник