Развитие ребенка ознакомление с окружающим

Анна Маличенко
Описание работы по теме «Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром»

Описание опыта работы воспитателя

Маличенко Анны Вячеславовны

по теме:

«Познавательное развитие дошкольников

в процессе ознакомления с окружающим миром»

Познавательное развитие дошкольников

в процессе ознакомления с окружающим миром.

Пояснительная записка

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие дошкольников становится одним из приоритетных направлений педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.

Быть активным – значит быть деятельным.

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»).

Как сделать так, чтобы такое желание возникло.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;

2. Принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;

3. Принцип психологической комфортности, обеспечивающей ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

4. Принцип взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».

5. Принцип формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию; 6. Принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;

7. Здоровьесберегающий принцип и др.

Эти принципы определили мой подход к организации образовательного процесса с детьми.

Чтобы грамотно спланировать работу необходимо провести мониторинг с целью определения уровня познавательного развития детей. Только на основе полученных результатов создаётся индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка и выстраивается система работы. Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.

Организовать развивающие центры разных видов деятельности, составить картотеки методической и детской литературы. С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Совместно с детьми была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые заинтересовали детей. Дети активно участвовали в экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.

Читайте также:  Методика раннего развития ребенка видео

Желание экспериментировать продолжается и дома. В беседах с родителями и детьми выяснилось, что дети начали исследовать различные предметы быта, их действие. Необходимо обратить особое внимание на организацию непосредственно образовательной деятельности, каждая включает четыре части:

1-я часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребенка помогает ему эффективно, планомерно усваивать новый материал.

2-я часть раскрывает перед детьми перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредованно – через вопросы к детям, имеющие свои особенности:

— знали заранее, что дети не смогут ответить на них;

— они являлись своеобразным планом, по которому дети в дальнейшем получали новую информацию.

В 3-й части сообщаю детям новую информацию. Причем эта часть в НОД проводится по-разному:

— в виде познавательного рассказа (если НОД была информационного типа);

— экспериментов и опытов (если непосредственно образовательная деятельность — практикум);

— комбинация из рассказа взрослого и экспериментов.

В 4-й части подводятся итоги. Предлагаю детям сказать, что нового они узнали. При этом подчеркиваю, что людям известны и другие сведения по предложенной теме. Об этом можно узнать у родителей, из книг, из телевизионных передач. В дальнейшем создаю условия для самостоятельной поисковой деятельности. Обязательно предупреждаю детей, что в следующий раз они поделятся друг с другом тем, что узнали нового.

В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

Познавательное развитие детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

«лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

— дидактические игры, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми;

— глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;

— настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;

— микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.

Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг»

(энциклопедии «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.).

В моей работе большое место отводится организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Сейчас узнаем». Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет детям увидеть то, что невозможно увидеть в ближайшем окружении. Так, мои воспитанники знакомятся с редкими растениями и животными, странами и городами, народами и промыслами. Дети активно участвуют в развлечениях и досугах. Ведь и в этом случае дети узнают о традициях разных народов, особенностях национальной одежды и кухни.

Результаты работы по познавательному развитию дошкольников во многом зависят от правильного выбора метода обучения. В работе с детьми, наряду с традиционными методами (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей, использую и другие:

— объяснительно -иллюстрированный (применяется при сообщении нового программного материала информационного характера);

— репродуктивный (используем для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу);

— проблемное изложение (применяется в НОД и в совместной деятельности с детьми для решения игровых проблемных ситуаций);

— частично -поисковый (используем, чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя поисковую деятельность);

— исследовательский (эвристический) (используем в ситуациях, когда воспитанники по нашему заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий, подводящие их к усвоению новых знаний).

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков). Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.

Читайте также:  Игрушки необходимые для развития ребенка

-проектный метод. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А также проектный метод основан на интеграции образовательных областей, видов детской деятельности. Вместе с детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Зимующие птицы», «Пейте, дети, молоко», «Транспорт». Долгосрочные проекты по региональному компоненту «Южный Урал», «Музей природы» (учебный год).

Кроме этого, в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:

— элементарный анализ;

— задания на сравнение по контрасту и сходству;

— задания на группировку и классификацию;

— моделирование пространства;

— вопросы проблемного характера;

— приучение к самостоятельному поиску ответов;

— экспериментирование, постановка опытов;

— решение логических задач;

— намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.

Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.

В своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

— игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;

— сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.);

— элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.);

— юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие образовательную деятельность более интересной и запоминающейся.

В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.

Полноценного познавательного развития можно достичь только в сотрудничестве с родителями. В уголке для родителей в моей группе размещены информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие подсказки и рекомендации. Вместе с родителями создаём благоприятные развивающие условия для детей в группе. Родители являются активными участниками всех мероприятий.

В доверительных беседах с родителями информируем их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждаем проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.

Результаты итогового мониторинга уровня познавательного развития оказались достаточно высокими. Поэтому, можно смело утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности моих воспитанников. Это подтверждает и победы детей в разных интеллектуальных и творческих конкурсах и викторинах.

У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

На мой взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике работы с детьми дошкольного возраста с целью познавательного развития детей.

Источник

Гульнара Куликова
Консультация для педагогов «Содержание работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром»

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь.

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.

В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.

Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений, Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

Читайте также:  Что необходимо делать с ребенком по месяцам для его развития

Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость. В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка.

Основная задача работы по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.

Работа по ознакомлению с окружающим (ОСО) включают в себя:

ознакомление с явлениями социальной жизни;

ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время НОД детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде — дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Например: дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка.

Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно- следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.

Источник