Программа по развитию эмоционального мира ребенка

Наталья Кацевалова
Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы детей «Я и мой мир»

1. Актуальность программы

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Программа составлена на основе программ Пазухиной И. А. «Давай познакомимся!» и Крюковой С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Данная программа поможет ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

2. Таким образом, целью программы является эмоциональное развитие детей и формирование психологического здоровья дошкольников.

3. Организация занятий

Программа реализуется в течение восьми месяцев: октябрь – май. Программа включает 32 занятия, которые проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-25 минут во второц половине дня. Оптимальное количество детей в группе — 10-12 человек.

4. Возраст и критерии отбора детей

Так как программа является профилактической, в группу включаются дошкольники в возрасте 4-6 лет с нормой развития, без отборов. Также занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой.

В группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Работа на занятиях основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.

5. Структура занятий

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

— элементы сказкотерапии с импровизацией;

— элементы психодрамы;

— игры на развитие навыков общения;

— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

— рисование, создание коллажа и т. п.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

6. Условия проведения.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекомендуется проводить их в физкультурном или музыкальном зале. Последующие занятия можно проводить в помещении группы детского сада, рассаживая детей на стульчики, поставленные в круг или на ковре. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

7. Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Раздел 1.«Я и Я»

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол, свои мышечные и эмоциональные. ощущения.

Раздел 2. «Я и другие»

В этом разделе представлены игры и упражнения, на-травленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу;

Читайте также:  Семимесячный родился ребенок развитие и питание

развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные»

Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья»

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку маме.

Итоговые занятия

Подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

8. Методы проведения занятий:

• развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

• этюды;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• чтение художественных произведений;

• рассказ психолога и рассказы детей;

• сочинение историй;

• беседы;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• слушание музыки;

• рисование;

• мини-конкурсы, игры-соревнования.

9. Ожидаемые результаты:

Пройдя подготовку по программе дети будут знать и уметь следующее.

Знать:

имена всех детей в группе;

для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, отвращение, стыд, брезгливость);

отличия человека от животного;

как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

состав своей семьи.

Уметь:

отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих; правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

делиться с друзьями сладостями и игрушками;

различать эмоции по схемам-пиктограммам;

передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации; наблюдать за животными;

изображать их голоса, характерные движения, настроения;

употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.);

правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Литература.

1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 272 с, ил.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002. — 208 с., ил.

3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М. : Генезис, 2004. —175 с.

Источник

Ирина Полякова
Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»

Программа коррекционно- развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций«

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Актуальность

1.1.2 Научная обоснованность

1.1.3 Вид программы

1.1.4 Цель

1.1.5 Задачи

1.1.6 Адресат

1.1.7 Методы

1.1.8 Продолжительность курса

1.1.9 Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план программы

2.2. Содержание программы

3. Организационный раздел

3.1. Система условий реализации программы

3.2 Материально-техническое оснащение

3.3. Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Причиной этого стало то, что дошкольники стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в саду, так и в семье.

Читайте также:  Таблица психологического развития ребенка от года до 3 лет

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Данная коррекционно-развивающая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

— Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;

— Конвенцией о правах ребенка

Методологические и теоретические аспекты проблемы.

Этой проблемой занимались А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. А. М. Щетинина, В. К. Манеров, Л. П. Стрелкова, Г. М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Ю. М. Милинич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Данная программа опирается на следующие принципы:

— принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

— принципы единства диагностики и коррекции;

— деятельностный принцип коррекции;

— принципы учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

Программа развития эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста является по своему характеру коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

Цель программы: формирование эмоционально благополучной личности. Задачи программы можно выделить следующие:

— дать детям понятие об эмоциях (о разделении их на положительные и отрицательные, их характеристика);

— формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом;

— обучение управлению своих негативных эмоциональных состояний социально приемлемым образом;

— распознавание эмоциональных проявлений других людей по различным признакам;

развитие творческого потенциала ребенка;

— обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства;

— учить детей способам снятия психоэмоционального напряжения через игру, движение, рисунок;

— научить детей некоторым приемам и способам релаксации;

— учить построению позитивных взаимоотношений со сверстниками;

— обучение умению дружить.

Контингент участников. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющие трудности в общение со сверстниками, с нарушениями в поведении (агрессивность, гиперактивность, психоэмоциональное напряжение). В подгруппу входят дети из одной возрастной группы.

Методические аспекты программы. Содержание данной программы составлено на основе программ Корниленковой Е. А. «Я учусь дружить»; Крюковой С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»; Яковлевой Е. Л., Трофимовой И. П. «Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте»; Щербаковой А. В. «В мире эмоций»; Ю. Е. Веприцкой, Хухлаевой О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Методические приемы:

Психогимнастика,

Релаксационные методы,

Коммуникативные упражнения,

Мимические и пантомимические этюды,

Психомышечная тренировка,

Элементы тренинга,

Ролевые игры,

Коммуникативные игры,

Игры-драматизации,

Рисунок,

Танцевально-двигательные техники,

Музыкотерапия.

Срок реализации программы – пять с половиной месяцев.

Этапы реализации программы

I. Диагностический этап. Его цель — диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление факторов риска. Для диагностики используются следующие методики:

— Наблюдение.

— Методика «Волшебная страна чувств» (занятие № 2,

— Задание на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений). Карточки из набора Лебедевой М. «Азбука развития эмоций». Можно так же применять любые пиктограммы из различных дидактических пособий («Наши чувства», «Театр настроений», разработка Ждановой Л. В.) (Приложение №

— Задание на изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В. М.).

II. Коррекционный-развивающий. Его цель — гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определенными способами деятельности, способами взаимодействия с миром и с самим собой. Это коррекционно-развивающие занятия (№1, №3-22)

III. Этап оценки эффективности коррекционных-развивающих воздействий. Его цель – определение динамики развития. Проводится по тем же методикам, которые были использованы на этапе диагностике. Ожидаемые результаты реализации программы:

— расширение круга понимаемых эмоциональных состояний;

Читайте также:  Читать о развитии ребенка в 1 месяц

— внутренний мир ребенка становится эмоционально богаче;

— появление постоянной дружбы со сверстниками;

развитие умения сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

— изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

— преобладание положительных эмоций

ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»

Задачи: Создать позитивное отношение к занятиям; ввести в особую психологическую атмосферу занятий.

Упражнения:

1. Беседа.

2. Заучивание стихотворения «Мое имя»

3. Рисование визитки.

4. Упр. «Что мне нравится»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 2 «Кто я»

Задачи: Научить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определения их характера (хорошо, радостно, неприятно); развитие внутренней сосредоточенности; диагностика эмоционального состояния детей.

Упражнения:

1. Релаксация «Рисуем человека»

2. Беседа.

3. Упр. «Нарисуй приятное и расскажи»

4. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 3 «Какой я»

Задачи: способствовать развитию спонтанности детей; способствовать повышению самооценки детей;

предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания

Упражнения:

1. «Я очень хороший»

2. «Скажи Мишке добрые слова»

3. «Непослушные подушки»

4. «Обезьянки»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 4 «Какой я» продолжение

Задачи: способствовать самовыражению детей; способствовать проявлению истинных чувств ребенка; предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; способствовать развитию самоуважения детей.

Упражнения:

1. «Цветной снег»

2. «Школа плохих привычек»

3. «Конкурс хвастунов».

4. «Я могу!» Итог занятия. (Полная версия учебно-тематического планирования в табличном виде находится у создателя программы Поляковой И. В.)

Структура программы.

Программа состоит из 22 занятий по 25-30 минут каждое, рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы подгрупповая. В подгруппе не должно быть больше 6 детей, так как большее количество будет снижать эффективность усвоения материала и его проработку в процессе игровой деятельности. Программа, представляет комплекс упражнений, направленных на отработку детьми своих эмоционально-личностных проблем через игру, упражнений на релаксацию, рисунок, обучение способам взаимодействия наиболее приемлемыми для общества.

Структура занятий. Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части: Круг (организационный момент) — приветствие, разговор о теме занятия, информационная часть. Игра, упражнение, танец. Рисунок, обсуждение. Круг – завершение. В зависимости от цели занятий схема занятий может быть изменена.

В начале цикла занятий большое внимание и времени уделяется беседе. На первых занятиях ведущая роль принадлежит взрослому, затем больше времени отводится рассказам детей. Беседа – хороший способ проговаривания проблемы, поиск выхода из сложных ситуаций. Ведь известно, что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Таким образом, из структуры занятия видно, что ребенку обеспечена всесторонняя интеграция: в теле, рисунке, речи.

Требования к процессу работы

1. Непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2. Принятие ребенка таким, какой он есть;

3. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

4. Взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

6. Игра не комментируется взрослыми;

7. Добровольное участие детей в занятиях;

8. Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

9. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал;

3. Организационный раздел.

3.1 Система условий реализации программы.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2. Материально-техническое оснащение.

Для проведения занятий необходимо:

— просторное помещение с ковровым покрытием,

— магнитофон,

— копировальная техника,

— компьютер,

— столы,

— стулья для детей на 6 человек,

— краски,

— цветные карандаши,

— фломастеры,

— бумага,

— ножницы,

— клей,

— журналы и т. д.

Источник