Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина thumbnail
  1. ССР,
    ВД и ОН в период младенчества.

  2. Особенности
    физического развития младенца.

  3. Особенности
    сенсомоторного развития.

  4. Развитие
    других психических функций: мышление,
    память и речь.

  5. Кризис
    1 года

Вопрос 1: сср, вд и он в период младенчества.

Социальная
ситуация развития:
это
по-прежнему ситуация объективно
необходимых отношений,
эмоционально-непосредственного общения
со взрослым. По Л.С. Выготскому –
ситуация «Мы».

«Вся
жизнь и поведение младенца опосредуются
взрослым либо реализуются в сотрудничестве
с ним» (Л.С. Выготский).

В
силу своей возрастной беспомощности
ребенок оказывается максимально
социальным существом. Поскольку все
приспособления к действительности
осуществляются младенцем при помощи
взрослого, то взрослый человек является
для младенца всегда «психологическим
центром» всякой ситуации. Это означает,
что отношение ребенка к миру является
зависимой производной величиной от
самих непосредственных его отношений
к взрослому человеку. Отсюда понятно,
почему любая потребность младенца, в
чем бы эта потребность ни заключалась,
постепенно в процессе развития становится
для него потребностью в другом человеке,
в контакте с человеком, в общении с ним
(Л.И. Божович, Л.С. Выготский).

Младенец стремится к
особым личностным контактам со взрослым,
добивается его внимания и одобрения.
Дети ищут оценки взрослыми их успехов
в выполнении игровых, предметных
действий. Положительное отношение
взрослого к действиям ребенка вызывает
у него радостное переживание (М.И. Лисина).
Как показывают многочисленные и печальные
факты развития детей первого года жизни,
отсутствие любви и внимания взрослых,
улыбок, взглядов и разговоров с младенцами
ведет к серьезному отставанию многих
сторон психики.

Зависимость
младенца от взрослых приводит к тому,
что отношение ребенка к действительности
и к самому себе всегда преломляется
через призму отношений с другим человеком.
Отношение ребенка к действительности
с самого начала оказывается социальным,
общественным отношением.

Общаясь
со старшими детьми и взрослыми, ребенок
действует на уровне, превышающем его
возрастную норму. Сотрудничество с
превосходящими его по опыту и знанием
партнерами помогает ребенку выходить
за рамки своих актуальных возможностей
и выходить в «зону ближайшего развития»,
позволяя ему реализовывать и наращивать
свой потенциал с каждой новой встречей.

Действия,
которыми овладевает ребенок под
руководством взрослого, создают основу
для психического развития. Таким образом,
уже в младенческом возрасте обнаруживается
общая закономерность психического
развития – психические процессы и
качества складываются под решающим
влиянием условий жизни, воспитания и
обучения.

Ведущая
деятельность:
эмоционально-непосредственное
общение ребенка со взрослым (Д.Б. Эльконин).

Роль
этой деятельности в развитии велика. С
одной стороны, именно в этой деятельности
закладывается потребность, которую, по
мнению детских психологов, необходимо
развивать – потребность в другом
человеке. С другой стороны, взрослый,
являясь эталоном, образцом для
развивающегося человека, формирует
модель всех систем психики, которые
закладываются и развиваются на данном
этапе. Кроме того, внимание и
доброжелательность взрослых вызывает
у ребенка яркие радостные переживания,
которые, в свою очередь, повышают
жизненный тонус ребенка, стимулируют
все его функции.
Эксперименты с младенцами 2 и 4,5 месяцев
показали, что насыщенное (ласковое,
доброжелательное) эмоциональное общение
со взрослым приводит к мощному скачку
не только в эмоциональном развитии (что
само по себе ценно), но и в развитии
манипулятивных действий – дети раньше
овладевают хватанием, дольше и
разнообразнее действуют с игрушками,
быстрее овладевают более точными и
регулируемыми действиями.

Уже
в комплексе оживления обнаруживается
положительное отношение ребенка к
взрослому, и оно нарастает во всем
периоде младенчества. Если малыш
капризничает, то взрослый, подошедший
к ребенку, может поднять его настроение,
и далее ребенок может опять заниматься
своими погремушками, которые его
перестали
было интересовать.

Эмоциональное
общение со взрослым
проходит
несколько стадий
(М.В. Попова)
:

  • непосредственное
    общение (общение ради общения);

  • общение
    по поводу предметов;

  • общение
    как совместная деятельность.

Общение
ради общения, в основе которого лежит
обмен выражением нежности и ласки, так
называемая ситуативно-личностная
форма общения, длится короткое время –
от 2 до 6 месяцев, но играет очень важную
роль в развитии. В общении со взрослыми
малыш начинает интересоваться предметами,
сначала теми, которые принадлежат
взрослому, а затем и другими. Возникает
стремление поделиться со взрослым
своими переживаниями.

В
конце первого полугодия, когда ребенок
осваивает манипуляции с предметами,
характер общения со взрослым преобразуется.
Общение ради общения уступает место
общению по поводу предметов, игрушек.
Наступает этап ситуативно-делового
общения (М.И. Лисина),
которое обслуживает «деловые» интересы
малыша: ребенку надо достать, выдвинуть,
вложить – все это ребенок затрудняется
делать без помощи взрослого и обращается
к нему.

Обращение
ребенка к взрослому в этот период очень
специфично. Ребенок использует доступные
ему формы общения – экспрессивные
действия (улыбка, вокализация, активные
двигательные реакции). Но вскоре
сотрудничество со взрослым по поводу
предмета становится контекстом для
появления активной речи и создает
условия для развития предметнойдеятельности,
которая будет ведущей на следующем
возрастном этапе.

Значение
«делового» сотрудничества для развития
ребенка зафиксировано в исследовании
В.В. Ветровой. Экспериментатор
показывает ребенку привлекательную
игрушку, затем отодвигает ее подальше,
чтобы ребенок не мог до нее дотянуться.
Ребенок пытается достать игрушку,
взрослый помогает ему только в том
случае, если он активно произносит
название игрушки, повторяя за
экспериментатором. В этих условиях
между ребенком и взрослым разворачивается
общение по поводу предмета. Когда ребенок
решает задачу на активное называние
игрушки, он овладевает новым классом
задач: учится строить поведение по
образцу, задаваемому взрослым.
Переориентировавшись на взрослого,
ребенок отказывается от прежнего способа
действия и, опираясь на поддержку
старшего, осваивает новый прием,
приводящий его к цели. В последующем
ребенок лишь символически обозначает
овладение игрушкой, коснувшись ее
пальчиком, а потом жестами просит
взрослого вернуть ее на прежнее место,
после чего возобновляет совместную с
взрослым деятельность с предметом,
включаясь в своеобразную «игру в
называние».

Читайте также:  Задачи для создания условий для всестороннего развития личности ребенка

Наконец,
третья ступень в развитии общения –
общение как совместная деятельность.
Состоит оно в том, что

  • взрослый
    руководит действиями ребенка;

  • ребенок
    обращается к взрослому за помощью и
    содействием.

В
4-5 месяцев общение приобретает
избирательный характер: ребенок отличает
своих от чужих, незнакомый человек может
вызвать испуг.

Огромную
роль в развитии психики на этапе
младенчества играет ярко выраженная
подражательная способность ребенка.
Через подражание действиям взрослого
ребенок осваивает способы обращения с
предметами быта, что способствует лучшей
ориентировке ребенка в окружающей его
среде.

В
7-9 месяцев ребенок внимательно следит
за движениями и речью взрослого. Действие
он воспроизводит не сразу, спустя
несколько часов, иногда подражание
возникает после многократного показа.
Эти приобретения начинают затем
использоваться и для знакомства с
предметным миром, что приводит к общему
значительному прогрессу когнитивных
процессов у детей.

Центральные
новообразования младенческого периода

потребность во впечатлениях(Л.И. Божович)
и потребность в общении со взрослым(В.С. Мухина),
становление ходьбы и появление автономной
речи.

Именно
эти новообразования к концу первого
года создают условия для постепенного
разрушения сложившейся социальной
ситуации развития (ситуации «Мы»).

Основой
общения ребенка со взрослым к концу
младенчества становится удовлетворение
им потребностивовпечатлениях.
Потребность во впечатлениях побуждает
исследовательскую деятельность ребенка
и формирующуюся познавательную
потребность, которая толкает ребенка
все шире и глубже входить в окружающую
среду и овладевать ею.

Однако
ребенок не может сам без помощи взрослого
овладевать усложняющимися формами
познавательной деятельности и тем самым
удовлетворять потребность в более новой
и сложной информации. Для удовлетворения
этой потребности он нуждается в другом
человеке. Взрослый вводит ребенка в
окружающий мир, организуя его восприятие
и его действие.

К
2–2,5 месяцам под влиянием воздействий
взрослого и при его помощи складывается
коммуникативная
потребность
,
или потребность
в общении
.
Потребность в общении, возникая на
основе потребности во внешних впечатлениях,
впоследствии приобретает для ребенка
самостоятельное значение и имеет
самостоятельный путь развития. Потребность
в общении характеризуется следующими
признаками (А.Г. Рузская):

  • интерес
    к взрослому,

  • эмоциональное
    отношение к нему,

  • инициативность
    в налаживании контактовсо
    взрослым,

  • чувствительность
    к его оценкам.

Потребность
в общении со взрослым в это время имеет
специфический характер – по своему
содержанию это потребность в
доброжелательном внимании, обмене
положительными эмоциями.

В
дальнейшем в процессе игры и обучения
одобрение взрослого будет для ребенка
основным показателем успешности его
поведения и деятельности. Возникнув в
жизни ребенка однажды, одобрение
взрослого, выраженное в самых разнообразных
формах – начиная от улыбки и подбадривания
до словесной оценки, становится важнейшим
мотивом поведения и деятельности детей,
на основе которого будет формироваться
притязание на признание.

Помимо
потребности во внимании и одобрении,
ребенок начинает испытывать необходимость
и в сотрудничестве
со взрослым – соучастии, одновременной
практической деятельности рядом с ним.
Удовлетворение именно этой потребности
выводит ребенка на новый этап развития.
Сочетание внимания, доброжелательности
и сотрудничества взрослого характеризует
сущность новой потребности ребенка в
общении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Фамилия,

инициалы

ученого

Наименование
возрас-
тного
пе-
риода

Продолжи-
тельность
возрастного
периода

Ведущая
деятель-
ность

Основные
психологические новообразования

1

2

3

4

5

Выготский
Л.С.

Дошкольное
детство

Кризис
7 лет

3-7 лет

Сюжетноролевая

игра

Новые отношения
между мышлением и

действиями
ребенка.
Появление
воображения.
Начало
дифференциации внутренней и
внешней
стороны личности ребенка.
Переживания
приобретают смысл.

Возникает
аффективное обобщение,
логика
чувств.
Возникают
самолюбие, самооценка.

Эльконин
Д.Б.

Дошкольный
возраст

Кризис
7
лет-

3-7 лет

Сюжетно-
ролевая

игра

Возникновение
первого схематичного
абриса
детского мировоззрения.
Возникновение
первых этических инстанций.

Соподчинение
мотивов. Возникновение
произвольного поведения.
Возникновение
личного сознания. Потребность
в общественно значимой и
общественно-оцениваемой деятельности.
Обобщение
переживаний.
Возникновение
эмоционально-смысловой
ориентировочной основы поступка.

Слободчи-

ков В.И.,

Исаев

е.И.

Дошко-
льное
детство

Кризис
детства

3,0 — 6,5 лет

5,5 — 7,5 лет

5,5-7,5
лет

Игра

Синтез
субъекта собственных действий;
изменение
телесности ребенка;
начало
ориентирования в общем смысле
человеческой деятельности, формирование
переживаний, чувств, появление
чувства долга; возникновение
субъективного поведения;
развитие
воображения, наглядно-образного
и затем наглядно-схематического
мышления;
процессы восприятия,
памяти, внимания становятся
произвольными и
управляемыми;
формируется
прообраз мировоззрения новая
форма речи в виде монолога; новая
функция речи — планирование и
регулирования
собственной деятельности;

формирование
интеллектуального сотрудничества
со взрослыми;
самооценка
и осознание своих переживаний.

Утрата
непосредственности и наивности;
формирование
чувства собственного
достоинства,
становление самосознания;

сознательность
подражания;
стремление
к социальному положению
школьника.

Мухина
ВС.

Дошкольный
возраст

3-6 лет

Игра

Развитие
рефлексии. Развитие
знаковой функции сознания. Развитие
представлений об относительности
мира постоянных вещей.

Саногова
Е.Е.

Дошкольный
возраст

Кризис
6-7 лет

3 — (6-7) лет

Игра

Возникновение
иерархии мотивов.
Начальные элементы
произвольности.
Развитие
воображения. Понимание
норм и правил социальный взаимоотношений.

Мышление
приобретает форму наглядно-образного.
Речь
начинает выполнять функции планирования
и регуляции деятельности.
Появление
элементов социальной и
личностной
рефлексии. Дифференциация
внешнего и внутреннего
мира.

Возникновение
осмысленной ориентировки
в собственных переживаниях. Возникновение
«внутренней позиции».

Немов
Р.С.

Дошкольный
возраст

3-7 лет

Игра

Развитие
символических действий.
Включение
мышления в процесс восприятия.
Переход
от внешних перцептивных
действий
к внутренним, умственным.
Развитие
произвольности воображения.
Развитие
внутреннего плана действий.
Появление
эгоцентрической речи.
Возникновение
нравственной саморегуляции поведения.
Появление
социальных мотивов, стремление
к самоутверждению, ориентацию на
мнение
окружающих людей.
Становление
потребности в достижении.
Возникновение
«внутренней позиции».
Появление
самосознания.
Возникновение
образного и внутреннего
символического плана действий.

Ермолаева
М.В.

Дошкольный
возраст

3-(6-7) лет

Сюжет-

но-
ролевая

игра

Ориентация
на окружающих людей,
умения
оценивать свои действия и поступки
с точки зрения требования окружающих
людей (т.е. с общественной точки
зрения);
развитие
личностных механизмов поведения
— контроль и самоконтроль, оценка
и самооценка, формирование самосознания;
формирование
эмоциональной сферы; возникновение
воли как способности управлять
поведением;
осмысленная
речь, усвоение сенсорных
эталонов;
рост
устойчивости внимания;
образное
мышление.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка для психолога

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Читайте также:  Закономерности развития нормального и аномального ребенка по выготскому

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник