Индивидуальный маршрут развития ребенка для психолога

Татьяна Игошина
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ

1. Сведения о ребёнке

Ф. И. ребёнка ___

Шифр ___ Возрастная группа ___

Дата рождения ___

2. Социальная характеристика семьи.

Мать ___

Отец ___

Категория семьи – благополучная/неблагоп., полная/неполная, СПК, многодетная, одинокая мама, опекаемый ребенок.

Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.

3. Запрос родителей / воспитателя/ педагога (нужное подчеркнуть)

4. Самотическое здоровье: группа здоровья I/II/III, частоболеющий/редко болеет, страдает энурезом и т. д.

5. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука — правая.

6. Характеристика познавательной сферы ребенка:

— внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.

— восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.

— память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.

— мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

7 Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.

Имеющиеся знания: уровень восприятия информации – низкий. В тоже время отмечается, что ребенок имеет определенный объем знаний по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.

8. Долгосрочная цель сопровождения

Формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

9. Задачи:

— Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей

Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.

10. Группа сопровождения

Родители: ___

Воспитатель___

Другие ___

11. Координатор (Ф. И. О)

Педагог-психолог Игошина Татьяна Сергеевна

12. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы Форма работы Сроки Ожидаемые результаты

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения

Тесты

Методики

Сентябрь — декабрь Выявили проблемы в развитии личности ребенка и их причины

Исследование эмоциональных процессов

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика познавательного и речевого развития, социально — коммуникативного

Взаимодействие с педагогами

Консультирование педагогов на темы:

-«Игры и упражнения на развитие интеллектуальных способностей»

-«Создание условий для социально – коммуникативного развития младших дошкольников»

— «Системность речевых игр и упражнений в режимных моментах для детей младшего дошкольного возраста»

Беседы

Консультации

Круглый стол

1 раз в квартал

Информирование о результатах диагностических исследований

Повышаем уровень педагогической компетентности по решению данной проблемы

Создаем условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка

Взаимодействие с семьёй

«Как развивать успешность ребенка»

«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Беседы

Консультации (по мере необходимости)

Круглый стол

Совместные занятия с ребенком 1 раз в месяц Психолого-педагогическое просвещение родителей

Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития

Поддержание интереса ребёнка, поощрение

Индивидуальная работа с воспитанником

— «Социально – коммуникативное развитие»;

— «Познавательное развитие»;

— «Речевое развитие».

Игры и упражнения

Беседы

Задания Октябрь —

Апрель

Способствовали социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию через цикл мероприятий, игр и упражнений

Читайте также:  Организация помощи семье имеющий ребенка с отклонениями в развитии

Развитие позитивной самоидентификации

Закрепление знаний, умений и навыков

Оценка промежуточных результатов Методики

Тесты

Опросы Декабрь Постановка

дальнейших

целей и задач

Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка

Исходящая диагностика Методики

Тесты

Опросы Апрель Трудности преодолены, развитие ребенка соответствует возрастным и психологическим нормам

13. Рекомендации воспитателю___

14. Рекомендации инструктору по физ. культуре ___

15. Рекомендации родителям ___

16. Критерии оценки:

В начале цикла занятий ___

В середине цикла занятий ___

Критерии оценки эффективности проведенной работы ___

Источник

Индивидуальный маршрут

сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»

старшего дошкольного возраста

Фамилия __________________________

Имя  _____________________________

Отчество__________________________

Дата рождения_____________________

                              Дата заполнения __________________________

ОУ________________________________________________

Рекомендации по ведению ИОМ

ИОМ заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. ИОМ заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год.

На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.

Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.

Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»

                                                                                                                                               Дата составления: _________

                                                                                                                Дата окончания: __________

                                                                            Ответственный (ФИО)      

 _________________________

                                                                                                                _________________________

Читайте также:  Очень полезно для развития речи у ребенка

                                                                                                                                                          (подпись)

  Индивидуальный маршрут

 психолого-педагогического сопровождения

воспитанника

Ф.И. (воспитанника)_____________________________Дата рождения     ____________Группа_______________________________

Воспитатели_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Актуальные проблемы воспитанника ______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Задачи по решению проблемы ребенка:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                      Предполагаемый результат:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________               Результат реализации индивидуального маршрута сопровождения _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика на воспитанника

 МКДОУ д/с № 4  «Теремок» г. Семилуки Воронежской области

ФИ ребенка_______________________________________________________________

Группа (возрастная) ________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Дата рождения___________________

С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________

Характеристика семьи:

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:

Мать:______________________________________________________________________

Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная.

Наличие братьев и сестер:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

_______________________________________________________________________

Успехами ребенка родители — интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).

Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

 Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова».

Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.

Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.

Читайте также:  Диагностика психологического развития ребенка раннего возраста

Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____.____.201___ г.

              Воспитатели

_________________ (________________)

_________________(_______________)

Зам. заведующего по МВР

_________________(__________________.)

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________

Дата рождения____.____.20_____ года рождения,

Группа       _______         МКДОУ д/с № 4 «Теремок»

 Посещает детский сад № 4  с ____.____.20__ года.

 Перенесенные заболевания:

  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  •   _________________________________________________________________

Сопутствующие заболевания:

  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________

Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.

Физическое развитие ____________________________

Группа здоровья ________________________.

                              Медсестра     ___________________________

Содержание

Участники сопровождения

Направления деятельности

Задачи

Содержание деятельности

Форма занятий, периодичность

Ожидаемый результат

Воспитатели (ФИО)

______________

______________
______________
______________

______________

_____________

Педагог-психолог (ФИО)

______________

_______________

_______________

Логопед (ФИО)

_______________

_______________

_______________

                                                                 Педагогическая диагностика (заполняет педагог)

№ п/п

Виды трудностей

Год сопровождения

2017___- 2018__

20___- 20___

20___- 20___

20___- 20___

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

ЛИЧНОСТНЫЕ

1

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.

2

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

3

Неосознанность важности и необходимости учения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1

Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу.

2

Неумение  организовать свою деятельность в соответствии с целью.

3

Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.

4

Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

5

Неумение адекватно понимать  оценку взрослого и сверстника.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1

Трудности во взаимодействии со взрослыми

2

Трудности во взаимодействии со сверстниками.

3

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.

4

Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

5

Неумение находить способы разрешения конфликтов

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны.

2

Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема

1

Знаково-символические

Неумение  использовать знаково-символические средства для решения задач.

2

Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов.

1

Информационные

Неумение находить и выделять необходимую информацию.

2

Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.

3

Неумение передавать информацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ

1

Подготовка к обучению грамоте

Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук.

2

Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений.

3

Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения.

4

Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

5

Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.

1

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам.

2

Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже.

3

Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов.

4

Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

5

Трудности в составлении различных видов рассказов.

6

Трудности в составлении  всех типов предложений.

1

ФЭМП – математика

Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года;  их последовательности