Развитие ребенка в конце первого месяца

Развитие ребенка в конце первого месяца thumbnail

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Параметры развитияСредние показатели нормы в первый месяц жизни
девочкимальчики
Рост, см51 – 5655 – 60
Вес, кг3,5 – 4,64,5 – 6
Окружность головы, см3637
Окружность груди, см3536

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

Ребенку 1 месяц: развитие и навыки

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Обследования и врачи в первый месяц жизни ребенка

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка пример

Первые достижения: что умеет месячный малыш

РечьВыражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
СлухВздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
ЗрениеОт яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
ЭмоцииМалыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
МоторикаДвижения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.
Читайте также:  Дневник динамического наблюдения за развитием ребенка обучающегося на дому

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Уход за месячным ребенком: массаж, гимнастика, кормления

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

P.S. Также читайте о развитии малыша в последующие месяцы жизни до 1 года.

Загрузка…

Источник

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Ребёнок в 1 месяц

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Читайте также:  Основные условия для нормального развития ребенка

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Это основное, что должны уметь делать дети в возрасте одного месяца.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны.  Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник