Развитие ребенка в асоциальной семье

Развитие ребенка в асоциальной семье thumbnail

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ВЫЯВЛЕНИЕ  УГРОЗ  СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА  В  АСОЦИАЛЬНОЙ  СЕМЬЕ

Шишова  Анна  Викторовна

канд.  пед.  наук,  доцент  Череповецкого  государственного  университета,  РФ,  г.  Череповец

EmailShishovaAnna@Yandex.ru

Першина  Татьяна  Валентиновна

канд.  пед.  наук,  доцент  Череповецкого  государственного  университета,  РФ,  г.  Череповец

E-mail: 

IDENTIFYING  THREATS  TO  THE  SOCIAL  DEVELOPMENT  OF  CHILDREN  IN  ASOCIAL  FAMILIES

Anna  Shishova

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Cherepovets  State  University,  Russia,  Cherepovets

Tatyana  Pershina

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Cherepovets  State  University,  Russia,  Cherepovets

АННОТАЦИЯ

В  статье  описывается  организация  экспериментального  изучения  влияния  асоциальной  семейной  среды  на  социальное  развитие  ребенка.  Обозначены  цель,  задачи,  диагностический  инструментарий  проведенного  эмпирического  исследования. 

ABSTRACT

In  article  the  organization  of  experimental  studying  of  influence  of  the  asocial  family  environment  on  social  development  of  the  child  is  described.  The  purpose,  tasks,  diagnostic  tools  of  the  conducted  empirical  research  are  designated.

Ключевые  слова:  социальное  развитие;  угрозы  безопасности;  угрозы  социального  развития;  асоциальная  семья.

Keywords:  social  development;  threats  of  a  security;  threats  of  social  development;  asocial  family.

Социальное  развитие  детей,  заключающееся  в  усвоении  социального  опыта  и  социальных  связей,  определяется  социальной  средой,  её  качественными  и  количественными  характеристиками.  В  социальной  педагогике  социальная  среда  рассматривается,  прежде  всего,  с  точки  зрения  процесса  включения  ребенка  в  нее  и  интеграции  через  ближайшую  социальную  среду  в  общество  в  целом. 

Одним  из  базовых  условий  обеспечения  социального  развития  личности  ребенка  выступает  социальная  безопасность.  Само  содержание  понятия  безопасность  означает  отсутствие  опасностей  или  возможность  надежной  зашиты  от  них.  Опасность  же  рассматривается  как  наличие  и  действие  различных  факторов,  которые  являются  дисфункциональными,  дестабилизирующими  жизнедеятельность  ребенка,  угрожающими  развитию  его  личности.  Все  эти  факторы  несут  в  себе  разного  рода  угрозы.

Угроза  безопасности  —  это  фактически  любые  внутренние  и  внешние  условия  и  факторы,  оказывающие  негативное  воздействие  на  процесс  развития  личности  и  требующие  для  повышения  уровня  социального  развития  снижения  всех  количественных  характеристик.

Угрозы  социального  развития  детей  —  это  совокупность  факторов  и  условий,  представляющих  опасность  жизненно  важным  интересам  детей.  Следовательно,  основной  функцией  системы  социальной  безопасности  является  выявление  и  прогнозирование  внутренних  и  внешних  угроз  социального  развития  ребенка.

Внешние  угрозы  социального  развития  ребенка  концентрируются  в  микросреде.  Для  ребенка  важной  с  точки  зрения  социального  развития  является  семейная  микросреда.  Известно,  что  семейные  условия  могут  как  содействовать  социализации  ребенка,  так  и  депривировать  возможности  его  полноценного  социального  развития.

Анализ  асоциальной  семьи  позволяет  констатировать,  что  положение  ребенка  в  такой  семье  не  является  безопасным.  Ситуация  риска  для  ребенка  обусловлена  объективными  характеристиками  семейной  микросреды,  к  которым  относятся  жестокое  обращение  с  детьми,  пренебрежение  родительскими  обязанностями,  десоциализирующее  влияние  образа  жизни  взрослых  членов  семьи.  Подобные  риски  кроются  во  всех  подсистемах  семьи,  связанных  с  реализацией  воспитательной  функции:  деформированная  структура  семьи,  асоциальные  типы  личностей  родителей  и  ближайшего  окружения,  конфликтные  отношения,  аморальный  и  антисоциальный  образ  жизни,  низкий  социокультурный  статус.  В  результате  ребенок,  воспитывающийся  в  асоциальной  семье,  приобретает  негативный  социальный  опыт.  Такие  дети  становятся  более  замкнутыми,  скрытными,  плохо  обучаемыми,  раздражительными,  агрессивными.  Для  них  характерна  низкая  социальная  активность,  пониженный  эмоциональный  фон  настроения,  аффективная  возбудимость  и  расторможенность  влечений.

Таким  образом,  асоциальная  семья  выступает  микросредой  опасного  социального  развития  ребенка. 

Обратимся  к  описанию  организации  экспериментального  исследования,  проведенного  на  базе  МУ  «Социально-реабилитационный  центр  для  несовершеннолетних  «Росток»  г.  Череповца  [1].

Целью  настоящего  исследования  явилось  изучение  влияния  асоциальной  семейной  среды  на  социальное  развитие  ребенка.  В  качестве  ее  объекта  выступила  асоциальная  семья  как  микросреда  опасного  социального  развития  ребенка,  а  в  качестве  предмета  —  факторы  социально  опасного  развития  ребенка  в  асоциальной  семье.

Задачи  исследования  были  сформулированы  следующим  образом:

·     выявить  угрозы  социального  развития  ребенка  в  семейной  среде;

·     определить  комплекс  первоочередных  мер  по  оказанию  помощи  ребенку  и  семье  в  преодолении  семейного  неблагополучия;

·     проанализировать  причины  возникновения  социально  опасного  положения  ребенка  в  асоциальной  семье;

·     разработать  индивидуальную  программу  реабилитации  ребенка,  находящегося  в  семье  в  условиях  неблагополучия.

Программа  диагностики  включала  работу  по  двум  взаимосвязанным  блокам:

1-ый  блок  —  выявление  асоциальных  семей,  в  которых  дети  находятся  в  социально  опасном  положении  и  являются  безнадзорными  либо  испытывают  последствия  отрицательного  (асоциального)  влияния  родителей  и/или  жестокого  обращения  с  ними. 

Направления  изучения: 

1.  Выявление  неблагополучия  семьи;

2.  Обследование  социально-бытовых  условий  проживания  семьи.

Данный  этап  диагностики  носил  фронтальный  характер  и  проводился  по  комплексной  системе  диагностических  методов  и  методик.  Она  включала  в  себя:  изучение  документации,  наблюдение,  беседы  с  педагогами,  специалистами  отделения  социальной  диагностики  СРЦН,  подростками  и  их  родителями,  обследование  социально-бытовых  условий  семьи,  осмотр  ребенка,  паспортизацию,  картографирование.

2-ой  блок  диагностики  представлял  собой  углубленное  индивидуальное  изучение  факторов  социально  опасного  положения  в  семье,  а  также  явных  и  скрытых  угроз  жизни,  здоровью  и  социальному  развитию  ребенка. 

Направления  изучения.

1.  Выявление  особенностей  внутрисемейных  и  детско-родительских  отношений.          

2.  Изучение  социально-психологического  климата  семьи.

3.  Выявление  особенностей  стилей  воспитания  ребенка  в  семье.    

4.  Выявление  отношений  ребенка  к  членам  своей  семьи,  к  близкому  окружению  и  самому  себе.

5.  Определение  уровня  воспитательного  потенциала  семьи.

6.  Изучение  личностных  характеристик  детей.

Названный  этап  диагностики  носил  комплексный  характер  и  проводился  командой  специалистов.  Он  включал  в  себя  комплекс  методик  обследования  семьи:

·     экспресс  диагностику  особенностей  семейной  атмосферы,  семейного  воспитания  и  отношения  к  детям;

·     методику  определения  социально-психологического  климата  семьи;

·     методику  изучения  стиля  семейного  воспитания.

Данные,  полученные  в  ходе  диагностического  исследования  подтвердили  асоциальный  статус  обследуемых  семей.  Одинаковыми  проблемами  этих  семей  являются  общее  социальное  неблагополучие,  материальная  необеспеченность,  аморальный  образ  жизни,  тяжелая  психологическая  атмосфера,  эмоциональное  отчуждение  членов  семьи  друг  от  друга.  В  85  %  обследуемых  семей  родители  употребляют  спиртные  напитки,  оказывают  отрицательное  влияние  на  детей,  оставляют  их  без  присмотра,  пищи  на  длительное  время,  что  создает  опасность  для  психического  и  физического  здоровья  несовершеннолетних.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка при аномалиях психического развития

Таким  образом,  жизненная  позиция  асоциальных  семей  не  соответствует  уровню  социального  института.  Прослеживаются  реальные  угрозы  социального  развития  личности  в  микросреде  семьи,  положение  ребенка  в  ближайшем  социальном  окружении  не  является  безопасным,  а  сама  семейная  ситуация  требует  коренных  изменений.

Список  литературы:

1.Першина  Т.В.,  Шишова  А.В.  Организационно-педагогические  условия  обеспечения  безопасного  социального  развития  детей  из  асоциальных  семей  //  Психологическая  коррекция  как  фактор  обеспечения  безопасности  развития  личности  /  Под  ред.  В.Г.  Маралова.  Череповец:  ФГБОУ  ВПО  ЧГУ,  2011.  —  С.  166—204.

Источник

Семьи группы риска

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь[1].

Неблагополучные семьи

Неблагополучная семья — это в первую очередь та семья, где имеются явные дефекты воспитания, низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счёт у него нет никаких иллюзий. Ребёнок реагирует на эту истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему.

Еще один вид дурного воспитания — гиперопека, или гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребёнка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди склонны к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Они оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье — именно в ней истоки этого социально-психологического уродства.

Асоциальные семьи

Асоциальная семья — это семья, в которой нарушаются права ребёнка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

1. Жестокое обращение с ребёнком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

3. Отрицательное влияние родителей на ребёнка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни и употребление наркотических веществ).

4. Вовлечение ребёнка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Асоциальная семья. В такой семье, родители «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических веществ. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье — результат работы всех компонентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации.

Социальная функция семьи

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности [2].

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. [2]

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с опфр

Между типами семей нельзя провести точную границу, если в семье, в которой есть любовь к ребёнку, но испытывает материальные затруднения, может считаться благополучной, так как никакие материальные блага не заменять родительской любви к ребёнку. Семья, в которой есть достаток, но нет любви к ребёнку, не может считаться благополучной, скорее всего она будет считаться семьей группы риска или проблемной семьёй. Из семей группы риска возникают неблагополучные семьи, и в конечном случае это приводит к появлению асоциальных семей. Таким образом, семья может деградировать до низкого состояния своего существования, если она будет испытывать, равнодушие и отсутствие любви в семье. Материальные возможности отходят на второстепенный уровень.

Дети, воспитывающиеся в семьях широких материальных возможностей, растут парой несчастными, так как испытывают недостаток родительской любви и заботы, по сравнению с детьми воспитывающиеся в семьях материальных затруднений, но не лишенные родительской любви и заботы. Они растут счастливые и радостные их круг общения среди сверстников очень широк, так как развиты коммуникабельные способности. Они быстрее находят выход из трудных ситуаций, быстрее приспосабливаются в новом коллективе.

Различные категории семей, упомянутые свыше, имеют различный тип своего существования, где формируется будущий человек своего государства, гражданин.

Источник

Социальная работа с асоциальной семьей

По мнению И. В. Гребенникова, сторонника педагогического подхода, основными функциями семьи, являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Представитель социологического подхода Е.М. Черняк выделяет следующие функции семьи:

духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

психотерапевтическая;

хозяйственно-экономическая;

регенеративная;

сфера первоначального социального контроля;

рекреативная;

социально-статусная;

репродуктивная;

образовательно-воспитательная.

Функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести функции, которые выявлены у всех трех подходов:

репродуктивная;

воспитательная;

хозяйственно-экономическая;

коммуникативная.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и так далее).В зависимости от выполнения или невыполнения своих функций семьи условно можно разделить на два больших блока: нормальная (благополучная) и неблагополучная семья.

Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);

с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Невыполнение семьей части своих функций практически всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья.

Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

В своей работе мы рассмотрим следующие типы неблагополучных семей, представленные С.Г. Шуманом и А.Н. Елизаровым: конфликтные, кризисные, проблемные, асоциальные.

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Асоциальная семья — тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением взрослых и детей. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д. Данное определение используется в психологической литературе.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 триместр беременности

По определению доктора педагогических наук Т.В. Лодкиной, асоциальная семья – это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни.

С точки зрения социологического подхода асоциальные семьи — это категория семей, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Поведение членов асоциальной семьи может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.

Представитель социономического подхода Ю.В. Корчагина дает следующее определение асоциальной семьи – «это семьи с асоциальным и антисоциальным поведением ее членов — алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, то есть изначально девиантные семьи с деструктивными взаимоотношениями, в которых нередко на протяжении нескольких поколений наследуются модели нарушенного поведения. Это дезадаптированные семьи, не справляющиеся с возложенными на них функциями; именно в таких семьях проявляются самые тяжелые формы неблагополучия».

В рамках социономического подхода к определению асоциальной семьи мы наблюдаем наличие всех вышеизложенных аспектов: психологического, педагогического и социологического, что в очередной раз указывает намеждисциплинарный характер социальной работы. Определяя асоциальную семью как объект исследования многих наук, следует отметить, что в области социальной работы она занимает одно из первых мест.

Существуют различные группы факторов, влияющих на развитие асоциальности в семье. Например, В.М. Целуйко выделяет три группы причин неблагополучия в семье: во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями; в-третьих, причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

В.Е. Летунова выделяет следующие условия как факторы формирования асоциальной семьи:

медико-биологические факторы:

наследственные причины;

врожденные свойства;

нарушения в психическом и физическом развитии;

условия рождения ребенка;

заболевания матери и ее образ жизни;

социально – экономические:

несовершеннолетние родители;

пример родительской семьи, ведущей аморальный образ жизни;

неприспособленность к жизни в обществе.

Для профессиональной деятельности специалиста социальной работы, наряду с предыдущими классификациями факторов риска, представляет интерес классификация причин асоциальности семей, представленная С.А. Беличевой:

медико-социальные причины: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

социально – экономические причины (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

социально-демографические причины (неполные; многодетные; повторный брак);

социально-психологические причины (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

И. Алексеева выделяет географические факторы, поскольку во многих регионах страны большее количество неблагополучных семей концентрируется в бывших промышленных зонах, для которых характерно наличие общежитий, где проживают люди, не имеющие своего жилья и потерявшие после закрытия предприятия возможность для получения сколько-нибудь оплачиваемой неквалифицированной работы. Значительное место в жизни таких семей занимает злоупотребление алкоголем, которое, снижая ощущение неудовлетворенности своей жизнью, сужает возможности разрешения имеющихся проблем.

Как объект исследования асоциальная семья имеет свои признаки и характеристики. И.А. Кибальченко выделяет основные признаки асоциальной семьи: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между ее членами – деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более семейных секретов; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства.

Е.В. Гурова и И.Б. Тимофеева определяют признаки асоциальной семьи, среди которых основными, по их мнению, являются:

пьянство одного или обоих родителей;

асоциальное поведение родителей;

устройство притонов для криминальных и асоциальных элементов;

жестокое обращение с детьми.

Как отмечают исследователи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную и/ или криминальную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

М.Е. Егорова дополняет характеристики асоциальные семьи следующими признаками:

сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощённостью;

нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне;

проживающие в такой семье дети испытывают различные формы давления:

а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери;

в) они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»;

г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.

Асоциальные семьи характеризуются дисфункциями практически во всех областях жизнедеятельности. Социально-психологические исследования показывают, что в асоциальных семьях свойственно явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; амбивалентность их взаимного восприятия; априорное отрицание проблем; специфические личностные особенности членов семьи. Ситуация в асоциальной семье всегда нездоровая и нестабильная, вместе с тем, специалисты свидетельствуют о том, что главной особенностью асоциальных семей является насилие, которое окрашивает и предопределяет все характеристики этих семей.

Источник