Развитие ребенка в 5 лет звуки

Развитие ребенка в 5 лет звуки thumbnail

Виктория Демидова
Речевые нормы детей 4–5 лет

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

• нарушается структура предложений;

• встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);

• неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

• употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);

• звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

• неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Читайте также:  Характеристика уровня развития на ребенка

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов. Возможными причинами такого отставания могут быть:

• проблемы в области неврологии;

• нарушения интеллекта, умственная отсталость;

• перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;

• проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);

• социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

• неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;

• не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;

• он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;

• словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;

• с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;

• в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:

• образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья,

• предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т. д.);

• сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу, слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до, из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Читайте также:  Развитие пола ребенка в утробе матери

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

• поиграть с язычком в прятки,

• сделать его узким и широким,

• постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.

Источник

Развитие ребёнка в 5 лет: речь, движения, самостоятельность, эмоцииРебёнок в 5 лет уже многое знает и многое умеет, он демонстрирует самостоятельность в быту, сам находит себе развлечения, интересно для взрослых формулирует свои мысли и переживания. Что родителям чудесных пятилеток следует знать про особенности этого возраста, чтобы обеспечить наследникам эффективное дошкольное развитие? Давайте разбираться вместе!

Развитие речи

Дети в 5 лет говорят чётко и внятно. Их понимают не только родные, но и посторонние люди. Возможны трудности с произношением отдельных звуков. Обычно это капризный «Р», реже — шипящие звуки. Ребёнок может рассказывать о себе, пересказывает истории, которые ему прочитали, а иногда уже читает свои первые книжки самостоятельно.

Если речь ребёнка вызывает у вас некоторые опасения, лучше не откладывать визит к логопеду. Очень важно, чтобы к поступлению в школу, которое для пятилетних малышей уже не за горами, все звуки были освоены как следует, а речь дошкольника была связной, чистой и грамотной.

Речь ребёнка в 5 лет
  1. Имеет в словарном запасе порядка 2,5 тысяч слов и продолжает активно пополнять лексикон новыми понятиями.
  2. Активно использует разные части речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Хорошо понимает и к месту употребляет предлоги.
  3. Самостоятельно строит и пересказывает не только простые, но и сложные предложения.
  4. Умеет подбирать к заданному слову синонимы и антонимы.
  5. Правильно употребляет числа и времена, склоняет имена прилагательные и существительные по падежам и родам.
  6. Расположен к диалоговой форме общения, но демонстрирует способность выстраивать грамотные монологи. Наглядно-образное мышление помогает ребёнку обличать в слова собственные мысли, а развитый по возрасту эмоциональный интеллект позволяет описывать свои чувства и переживания.
  7. Выученные стихи рассказывает с выражением, не просто подражая взрослым, но раскрашивая слова собственными эмоциями.

Чтобы речь ребёнка развивалась, читайте с ним хорошие детские книги, учите стихотворения, часто и много беседуйте на самые разнообразные темы.

Физическое развитие

В 5 лет дети активно растут, при этом вес у многих практически стоит на месте. Растущие мышцы и скелет требуют большого количества энергии, а это значит, что родителям следует уделять особое внимание рациону детского питания. Свежие и тушёные овощи, сезонные фрукты и ягоды, домашние котлеты и супы, каши и молочные продукты — лучшие друзья дошкольников.

Пятилетние дети демонстрируют впечатляющие показатели по трём основным направлениям двигательной активности: сила, ловкость, выносливость. Они умело управляют своим телом, продолжая совершенствовать координацию движений.

Физические способности в 5 лет:
  1. С достаточной скоростью преодолевает полосу препятствий, перепрыгивая через ямы, взбираясь на бугорки и карабкаясь на лестницы.
  2. Уверенно обращается с мячом: отбивает рукой или ногой, ловит двумя руками, метко попадает в цель.
  3. Без поддержки может пройти по бордюру, удерживая равновесие самостоятельно.
  4. Без поддержки взбирается и спускается даже на весьма высокие шведские стенки, а некоторые дети даже справляются с подвесной лестницей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат позволяет наслаждаться качелями, каруселями, прыжками на батуте.
  6. Способен кататься на полноценном двухколёсном велосипеде (без родительской ручки и страховочных колёсиков), а ещё на роликах, на маленьком скейте и даже на гироскутере.
  7. Высоко прыгает на двух и одной ноге, умеет прыгать с места или с разбега. Прыгает на скакалке (если, конечно, вы потратите немного времени, чтобы показать, как это делается J).
Читайте также:  Теории и концепции воспитания и развития ребенка дошкольника

Что предложить ребёнку в 5 лет для развития двигательных навыков? Всё, что ему интересно, но особое внимание уделите тем пунктам из предложенного списка, которые пока вызывают у вашего карапуза некоторые затруднения.

Социально-бытовые навыки

Если первые пять лет жизни малыша вы активно занимались развитием его самостоятельности, к этому возрасту пора наслаждаться результатами проделанной работы.

Пятилетки самостоятельно справляются с гигиеническими процедурами: чистят зубки, моют руки и принимают душ. Они справляются с любыми одёжками, даже теми, в которых есть шнурки и различные хитрые застёжки. Они сами уверенно орудуют столовыми приборами, не проливая и не рассыпая еду вокруг своего обеденного места. Из неуклюжего и неумелого карапуза ваши дочечки-сыночки выросли в настоящих помощников, которые многое умеют и выполняют без напоминаний.

Что можно поручить ребёнку в 5 лет:
  1. Полить цветы.
  2. Протереть мебель.
  3. Подмести или пропылесосить пол.
  4. Накрыть стол (расставить посуду, столовые приборы, разложить салфетки).
  5. Помыть тарелки, блюдца и кружки;
  6. Вытереть стол после еды.
  7. Покормить домашних питомцев.

Активно привлекайте ребёнка к общим домашним обязанностям. Это не лишит карапуза счастливого детства, зато поможет вам воспитать ответственного, самостоятельного и трудолюбивого человека.

Эмоциональное развитие

Развитие ребёнка в 5 лет: речь, движения, самостоятельность, эмоции5 лет ребёнка — период эмоционального затишья для родителей. Кризисы раннего детства миновали, новые ещё не наступили. Малыши всё ещё спонтанны, чувства их переменчивы, непроизвольны, но они потихоньку учатся понимать и себя, и окружающих.

Для пятилетнего ребёнка нормально буквально за несколько минут сменить яркую радость на слёзы обиды и снова вернуться к начальной эмоции. Требовать эмоциональной стабильности в этом возрасте не стоит, но продолжать работать над совершенствованием эмоционального интеллекта надо обязательно.

Проявления эмоционального интеллекта в 5 лет:
  1. Способен адекватно оценивать свои поступки и поведение с позиции предъявляемых родителями требований. Понимает различие между одобряемыми и наказуемыми поступками.
  2. Радуется похвале. Переживает из-за неодобрения.
  3. По-прежнему нуждается в родительском внимании, но научен добиваться его социально-приемлемыми способами.
  4. Распознаёт чужие эмоции. Пока базовые. Для этого ориентируется преимущественно на выражение лица. Позу и жесты пока идентифицирует плохо.
  5. В приоритете личные желания и потребности, но правила поведения в обществе понимает и старается им следовать.
  6. Проявляет сочувствие к тем, к кому испытывает симпатию.
  7. Обладает чувством юмора: смеётся над чужими шутками, шутит сам.

Будьте примером для своего пятилетнего ребёнка. Честно рассказывайте ему, что чувствуете в тот или иной момент. Показывайте, как справиться с негативными эмоциями, как дать им выход, никого не обидев. Учите дружить, помогать, заботиться. Помогите ребёнку вырасти хорошим, добрым человеком.

Что должен знать ребёнок в 5 лет

  1. Знает своё полное имя, имена родителей и ближайших родственников.
  2. Показывает, называет и умеет рисовать геометрические фигуры: точка, линия, круг, треугольник, квадрат.
  3. Знает основные цвета и оттенки. Может привести пример предметов определённого цвета: зелёный огурец, жёлтое солнышко, красный мак.
  4. Знает порядковый и количественный счёт в пределах 5. К этому возрасту многие дети уже хорошо считают в пределах 10 и даже решают простые примеры на сложение и вычитание.
  5. Знает если не все, то многие буквы. Способен называть слова на заданную букву, «узнаёт» заданную букву в середине или конце слова. Некоторые дети в 5 лет читают, но этот признак не является обязательным.
  6. Называет дни недели, месяцы и времена года, но может путаться в их очерёдности. К месту использует понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называет приёмы пищи: «завтрак», «обед», «полдник», «ужин».
  7. Знает, как решать простые логические задачи. Умеет обосновать свой выбор. Устанавливает причинно-следственные связи, правильно расставляя сюжетные картинки и составляя по ним рассказ.

Друзья! Мы напоминаем вам, что у каждого малыша свои темпы развития, и то, что одним даётся легко и просто, у других может вызвать некоторые затруднения. Задача родителей не в том, чтобы выискивать у своего карапуза несовершенства, а в том, чтобы помочь ему расти и развиваться, осваивать новые навыки и совершенствовать уже приобретённые. Пусть приведённые в статье нормативы будут для вас ориентиром, который поможет грамотно составить развивающие занятия в домашних условиях. И конечно же, мы желаем вам эффективного и счастливого родительства!

До новых встреч!

Источник