Теории и концепции воспитания и развития ребенка дошкольника

Теории и концепции воспитания и развития ребенка дошкольника thumbnail

Методологические основы дошкольной педагогики.

Методология педагогики — это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования._______________

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС­КИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур — основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.
СИСТЕМНЫЙ
ПОДХОД
Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь».
В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО­
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
ЛИЧНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания.
Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы.
Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной

обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).

Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметно­практической активности и познания.

Таким образом, воспитание — это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.

Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника

Педагогическая теория — система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

Педагогическая концепция — это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

Концепция Природа детства рассматривается в контексте

Д. Б. Эльконина конкретно-исторических условий, которые определяют

развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.

Детство рассматривается как социально­психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.

Роль взрослого — оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

Концепция Д. И. Фельдштейна Детство — особое явление социального мира.
Функционально детство — необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества.
Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Сущностно детство — особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Концепция Ш. А. Амонашвили Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость.
«Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
Концепция В. Т. Кудрявцева Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.

Источник

Под
педагогической теорией понимается
система знаний, описывающая и объясняющая
строго вычлененный круг педагогических
явлений.

Зарубежные педагогические теории

Вальдорфская
педагогика

Основатель
этой теории – Рудольф Штейнер, австрийский
философ, писатель, педагог. Он читал
курс лекций для рабочих фабрики, которая
называлась «Вальдорф – Астония», в
Штутгарте; там же была создана первая
школа на основе антропософии – учении,
которое основал Штейнер. Это космологическое
учение о человеческой мудрости
религиозно-мистического направления.
Штейнер изложил свои педагогические
взгляды в таких трудах: «Воспитание
ребенка с точки зрения науки», «Методика
преподавания и жизненные условия
воспитания» (1924, 1907). Важным направлением
развития маленького ребенка Штейнер
считал телесное совершенствование.

Читайте также:  Программа развития монтессори для ребенка 9 месяцев скачать

Взрослые
играют роль образца, ребенок им подражает.
Основные принципы воспитания дошкольников:
развитие души зависит от физического
развития; мысль – чувство – желание (у
взрослого человека), а у ребенка: желание
– чувство – мысль. Предлагается
использовать:


воспитание без вмешательства в
естественное развитие ребенка;


свободную игру, ознакомление с окружающим,
чтобы впечатления отражались в игре;


рисование (не столько что-то конкретное,
сколько экспериментирование с красками
(смешивание); наблюдение, как рисует
настоящий художник – профессионал;


лепку;


рассказывание историй;


пение;


эвритмию (драматизация сказок), особую
систему движений, связанную с языком и
музыкой;


прогулки.

В
вальдорфском детском саду не используют
радио, телевидение, кассеты, диски в
воспитании детей, зато часто звучит
«живая» музыка.

Здание
детского сада расположено в лесной
зоне, близко в природе.

Обычный
день в подобном детском саду… Утро
посвящено свободной игре детей.
Воспитательница готовит на завтрак
кашу из разных злаков, организует перед
завтраком пальчиковые игры. Перед едой
читается молитва. Затем сообща моют
посуду, отправляются на прогулку на
участок, где имеется небольшой водоем.
Перед обедом дети разыгрывают по ролям
сказки при свечах, поют. На обед подается
овощной суп, для приготовления которого
используют экологически чистые продукты.
Дошкольники после обеда спят. Обязательным
элементом вальдорфской педагогики
является совместное воспитание детей
– инвалидов и обычных детей.

Образовательная
работа строится по тематическому
принципу; темы связаны с небесными
телами (планетами). Например, в понедельник
– день Луны – дети работают на занятиях
с воском и акварелью.

Теория
воспитания ребенка Селестина Френе
(Франция)

Данная
теория является национальной гордостью
французов, используется в настоящее
время, но возникла она в 40-60-е годы ХХ
века.

Теория
Френе – это педагогика взаимодействия
и коммуникации, воспитание жизнью, для
жизни в труде. Детский сад организуется
по типу «материнской школы» для детей
от 4 до 6 лет. Жизнь в учреждении строится
по семейному принципу. До обеда
организуются интеллектуальные занятия,
после обеда – ручной труд, рисование,
рукоделие, физическая культура, работа
в саду, в лаборатории, в мастерской.
Экскурсии, математика и грамота по
содержанию приближены к жизни.

Часто
используются печатные машинки. Когда
дети научатся сочинять и рассказывать
истории, обучаться грамоте, они печатают
эти истории на машинке, создаются общие,
коллективные тексты.

В
настоящее время идея Френе используется
на уровне Интернета.

В
детских садах снимают видеофильмы,
записывают диски, выпускают газеты и
журналы, в которых помещаются детские
рисунки, фото, сведения о родителях.

Германия

Многие
дошкольные учреждения в этой стране до
сих пор работают по модели Фребеля,
разработанной в XIX-XX веке.

В
дошкольных учреждениях дети находятся
лишь в первую половину дня. Единой
образовательной программы для дошкольников
в стране нет. Главным считается, чтобы
дети интенсивно проживали обыденную
жизнь в условиях смешанной по возрасту
группе.

В
центр педагогического процесса поставлена
свободная игра и общение. Создаются
условия для конструктивных, настольных,
подвижных игр, для ручного труда,
рисования, физкультуры, чтения книг,
экспериментирования.

Педагогический
персонал самостоятельно разрабатывает
концепцию своей работы с детьми.
Педагогическая работа имеет годовой
цикл, связана с праздниками.

США

В
этой стране дошкольное образование
строится на теориях Ф. Фребеля, Дж. Дьюи,
М. Монтессори, С. Холла. С. Холл — американский
педагог и психолог начала ХХ века. Он
был сторонником биогенетического
принципа, считал, что ребенок всегда
должен быть тем, чем он есть в данный
момент.

В
60-е годы ХХ века в США появился проект
концепции дошкольного воспитания, в
которой предусматривается совместное
воспитание детей с недостатками в
развитии и обычных детей, так называемая
«модель интеграции в образовательную
систему детей со специальными
потребностями».

В
дошкольных учреждениях создаются
специальные зоны (центры): центр
социодрамы, сюжетно-ролевых игр,
кукольного театра, искусства, кулинарии,
научно-материальный центр строительства
и конструирования и др.; организуются
специальные и спонтанные занятия. Важным
считается поощрение свободы детей, их
стремление к счастью; детей учат
пользоваться свободой слова, быть
независимым, честолюбивым, уверенным
в себе.

Япония

Японский
скрипач и педагог С. Судзуки разработал
систему массового раннего музыкального
воспитания (с 2-хлетнего возраста). В
настоящее время данная система
используется более чем в 30 странах мира.

Первые
детские сады, работающие по системе
Судзуки, были открыты в 1948 году.

Постепенно
система музыкального воспитания
переросла в систему целостного развития
ребенка; однако музыка остается одним
из воспитательных средств.

Суть
концепции Судзуки заключается в том,
что воспитание понимается как развитие
психических функций ребенка и прежде
всего способностей (таланта). Уровень
развития способностей зависит от среды.
Талант – предельный уровень развития
всех способностей ребенка.

Широко
используются обучение в форме игры, в
основе которой лежит «принцип освоения
родного языка». Судзуки заметил, что от
природы ребенок без труда усваивает
родной язык; успех постижения языка
заложен, как считает Судзуки, в самом
методе постижения. Подобный метод
Судзуки вначале распространил на
музыкальное воспитание, а затем и на
другие направления развития ребенка.
Автор назвал пособие «Воспитание
таланта», где рекомендуется использовать
слушание и повторение, запоминание,
сопровождающееся физическими упражнениями,
т.е. используются все органы чувства.

Роль
воспитателя заключается, по мнению
Судзуки, в создании обстановки для
саморазвития детей. Группы, как правило,
смешанные; дети по очереди назначаются
на роль помощника воспитателя.

Собственно
музыкальное воспитание по системе
Судзуки строится на основе слушания
музыки композиторов – классиков, музыки
барокко. Это служит основой для будущих
занятий музыкой на музыкальных
инструментах.

М.
Ибука – инженер, президент компании, в
1969 г. создал организацию «Японская
ассоциация раннего развития». Ибука
расширил применение метода Судзуки.
Ибука считает, что первые 3 года жизни
– это решающие годы в развитии человека;
после 3-х лет заниматься развитием
ребёнка уже поздно. Каждый ребенок может
хорошо учиться, все зависит от метода
обучения. Ранее развитие ставит цель
не воспитать гениев, а дать ребенку
такое образование, чтобы он имел глубокий
ум, здоровое тело, сделать его смышленым
и добрым; необходимо развить в ребенке
его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало в его
жизни и мире радости.

Читайте также:  Характеристика развития ребенка средней группы

Структура
мозга формируется к трем годам; в это
время образуется база для дальнейшего
развития. В первые годы, как считает
Ибука, надо быть с ребенком и строгим,
и ласковым, а когда он начинает развиваться,
необходимо уважать волю ребенка, его
«Я», иначе взрослые губят талант ребёнка.

Такова
сущностная характеристика теории С.
Судзуки, которая используется в дошкольном
воспитании Японии.

Для
Японии также характерно, что в обучении
дошкольников педагоги не придерживаются
определенной теории: большей частью
заимствуются наилучшие достижения,
эффективные методы, но при этом неуклонно
почитаются традиционные национальные
ценности. Например, считается, что важна
не одаренность, а терпение, усидчивость,
характер. В идеале педагоги и родители
стремятся сбалансировать индивидуальность
и принадлежность к группе. Дети до
предела загружаются дополнительными
занятиями спортом, музыкой, искусством,
иностранными языками с целью воспитания
конкурентоспособных членов общества.

Таким
образом, многие современные зарубежные
педагогические теории строятся на
педагогическом наследии прошлого; кроме
того, учитываются требования современного
общества и национальные традиции той
или иной страны.

Отечественные
педагоги, бесспорно, должны быть знакомы
с содержанием зарубежных педагогических
теорий, чтобы творчески использовать
мировые педагогические находки в своей
практике, в научных исследованиях,
передовом педагогическом опыте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Педагогическая теория– система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

Педагогическая концепция– это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

Концепция Д. Б. Эльконина Природа детства рассматривается в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.
Детство рассматривается как социально- психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.
Роль взрослого – оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

Концепция
Д. И. Фельдштейна
Детство – особое явление социального мира.
Функционально детство – необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества.
Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Сущностно детство – особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Концепция
Ш. А. Амонашвили
Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость.
«Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
Концепция
В. Т. Кудрявцева
Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок
– культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.

Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка- дошкольника.

ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс.
Представители: А. Гезелл,
3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.
Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности.
ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения.
Представители: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др.
Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу.
 
Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей.
Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др.
Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.
Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки»,
«Развитие», «Детство», «Из детства –
в отрочество», «Школа 2100».
Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческих способностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства, символического

На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого- педагогические условия
развивающего обучения
(Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.
замещения, моделирования, экспериментирования (А. А. Агаева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

Читайте также:  Физическое и психомоторное развитие грудного ребенка

Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.). Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. При этом знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства.

Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В. Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика – педагогикой развития.

Теории развития личности.

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ
(Ж. Пиаже)
Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм).
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
(3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.)
Рассматривают развитие потребностно- мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ
(Дж. Боулби, М. Эйнсворт)
Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии

  появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ
(Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.)
Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
(К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер)
Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику,
«воспитание в духе мира» и др.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев)
Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей.

Концепции воспитания.

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

В 1920-х — начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В этот период появляются первые программные документы – Проект программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.

1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детском саду (1962 г.). В дальнейшем эта программа переиздавалась и уточнялась вплоть до 1989 г. Все программы были направлены на подчинение одной идеальной цели – воспитанию всесторонне развитой

гармоничной личности – и были едиными и обязательными для всей системы дошкольного воспитания.

В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма.

Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.

В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997)

и др.

В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально- личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.

Традиционный подход включает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:

ü как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей»,

«Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической

деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

ü как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);

ü как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

ТЕМА 2.

Рекомендуемые страницы:

Источник