Развитие ребенка в 3 недели зрение

Развитие ребенка в 3 недели зрение thumbnail

3 недели новорожденному — это время, когда у малыша появляется первая мимика. Кроха становится еще милее и красивее, у него проходит физиологическая желтуха, кожа становится естественного оттенка. Правильный уход, питание, забота помогают быстрее развиваться его физическим и эмоциональным навыкам.

Развитие ребенка в 3 недели зрение

Что умеет новорожденный в три недели

К трем неделям у деток подживает пупочная ранка, они становятся крепче, выносливее, подрастают (до 1 см) и прибавляют в весе до 250 г. Череп малыша, чуть измененный при прохождении через родовые пути, принимает свою нормальную форму. Ребенок не только спит и кушает, но и проявляет все больше активности. К вечеру бывают капризы из-за переизбытка эмоций и усталости.

Движения

Движения ручек и ножек крохи становятся более упорядоченными. Мышцы тела более крепкие, чем при рождении. Что умеет трехнедельный ребенок:

  • лежа на спинке, малыш хватает и сжимает ваши пальцы, пытается подтянуться, держась за них;
  • удерживает голову до 15 секунд, потом роняет ее, отдохнув, пытается снова поднять голову;
  • ему уже комфортнее лежать на животе, выкладывание на животик тренирует мышцы малыша;
  • произносит звуки, гулит;
  • появляется первая мимика;
  • малыш двигает ножками, «бежит», если, придерживая, дать ему опереться о твердую поверхность.

Слух

После рождения детки почти не реагируют на звуки. К трем неделям они начинают реагировать на шепот, тихую речь. Непривычные звуки настораживают ребятишек, они замирают, прислушиваются. Громкие звуки их пугают: малыш может вздрогнуть, расплакаться. Для развития слухового аппарата ребенка разговаривайте с ним, пойте песенки, говорите с разной интонацией и скоростью.

Малыш уже отличает голос мамы от других голосов. Спокойная разговорная речь других членов семьи, обращенная к крохе, обогащает, ускоряет его развитие.

Зрение

В три недели детки видят расплывчато, нечетко. Они хорошо различают крупные яркие предметы. Легче всего им распознать четкие черно-белые силуэты, картинки и крупные игрушки красного цвета. Ребенок умеет следить глазами за предметом: если вы медленно будете водить погремушку на расстоянии 20-30 см, он следит за ней глазками.

Для развития зрения рекомендуется закрепить над кроваткой крупную яркую игрушку, периодически меняя ее на другую. Или установить музыкальную карусель — так вы поможете развитию слуха и зрения одновременно.

Ощущения

Малышу нравится, когда его гладят, нежно делают массаж ладошек, ножек. К трем неделям детки любят купаться, это уже не стресс, а удовольствие.

Ребятишки чутко различают запахи. Запах мамы успокаивает его. Не рекомендуется использовать дома ароматизаторы, бытовую химию с резкими запахами. Маме лучше отказаться от духов и кремов с сильными отдушками.

Занятия с малышом

В этом возрасте особо ярко развиваются осязательные способности. Полезными будут тактильные занятия, массаж, ласковые поглаживания, купание. Хорошо выкладывать малыша голеньким на животик, воздушные ванны закаливают и укрепляют организм.

Полезные упражнения:

  1. Показывайте малышу игрушки, рассказывайте о них. Медленно водите на расстоянии 20 см из стороны в сторону, чтобы малыш учился фокусироваться и следить глазками за предметом.
  2. Чаще выкладывайте ребенка на животик.
  3. Делайте легкий массаж, поглаживайте, слегка похлопывайте ручки и ножки.

Полезные игры и игрушки

Время для игр в этом возрасте совсем непродолжительное. Каждому занятию уделяйте не больше двух минут, иначе малыш переутомится, с трудом расслабится и уснет.

Читайте также:  Текст выготский игра и ее роль в психологическом развитии ребенка 1966

Полезные игрушки:

  • музыкальные карусели (мобили);
  • развивающие картинки в черно-белом исполнении;
  • блестящие, красные, черно-белые крупные погремушки;
  • колокольчики с приятным нежным тоном;
  • небольшие яркие игрушки, которые удобно захватить рукой.
  • небольшие предметы (но не мелкие, чтобы ребенок не потянул их в рот и не проглотил) вкладывайте в ручку малыша;
  • чередуйте ручки, чтобы оба полушария мозга развивались гармонично;
  • давайте прикоснуться ручками к предметам разной текстуры;
  • вкладывайте в ручку малыша погремушки с разным звуком и текстурой.

Уход за малышом

В трехнедельном возрасте не забывайте следить за гигиеной малыша. Правильный уход включает:

  • соблюдение режима дня новорожденного;
  • купание крохи;
  • выкладывание на животик;
  • ежедневная гигиена ушек, носика, складочек;
  • воздушные ванны;
  • массаж всего тела;
  • массаж животика, если малыша беспокоят кишечные колики;
  • пеленайте кроху, это дает ему ощущение спокойствия (туго пеленать не стоит).

Рекомендуемые ткани для постельного белья малыша и его одежды: натуральные, легкие, дышащие. Стирают вещи новорожденного отдельно от взрослых, гипоаллергенными детскими средствами для стирки.

Питание

В три недели новорожденному достаточно съедать в сутки до 500 мл молока или смеси. Детки на грудном вскармливании прибавляют от 150 до 200 г в неделю. Если прибавка в весе меньше 100 г, малыш плохо кушает, отказывается от груди, обратитесь за консультацией к специалисту.

Стул новорожденного в 3 недели

Детки на грудном вскармливании какают от 2 до 8 раз в сутки. Цвет кала в норме у грудничка желтый, горчичный, кашицеобразный, с белыми хлопьями непереваренного молочка. Запах кисловатый, но вполне терпимый, не резкий.

У ребятишек на искусственном вскармливании кал более оформленный, он твердый и намного темнее, чем у деток на ГВ. Цвет кала зависит от смеси, бывает коричневым или горчичным. Запах тоже отличается, он более неприятный. Искусственники какают в два раза реже деток на грудном вскармливании.

Как помочь малышу, если у него проблемы со стулом:

  • массаж живота по часовой стрелке — хороший способ помочь наладить пищеварение;
  • упражнение «велосипед» улучшает перистальтику кишечника;
  • теплая пеленка на животик или выкладывание малыша на теплый голый живот маме — одно из средств расслабления спазма в животике.

Срыгивания

Примерно до полугода детки иногда срыгивают после кормления. Это происходит от того, что еще полностью не сформировался пищевод. Срыгивание никак не связано с рвотой или тошнотой, это нормальное явление, оно не доставляет малышу дискомфорта. Отличительные черты срыгивания:

  • они происходят сразу после того, как малыш поел;
  • объем срыгиваний — небольшой;
  • в нем нет примеси желчи;
  • это однократное явление после еды;
  • малыш чувствует себя хорошо, срыгивания его не беспокоят.

Сон трехнедельного малыша

Нормальный сон трехнедельного новорожденного длится от 18 до 20 часов в сутки. Малыш бодрствует чуть больше, чем раньше, и это время все больше увеличивается. Деткам сложно перейти из состояния бодрствования ко сну, если они слишком перевозбудились или устали. Не перегружайте малыша общением с большим количеством людей, старайтесь реже бывать в шумных многолюдных местах.

Читайте также:  Центр развития ребенка тверь на московской

Приучайте ребенка к смене дня и ночи — не затеняйте окна днем и не шумите ночью.

Общие рекомендации

Прикладывайте все усилия, чтобы сохранить грудное вскармливание. Это лучшая защита и помощь в гармоничном развитии ребенка.

Следите за гигиеной: мойте руки перед тем, как взять малыша, и следите за тем, чтобы ваши гости делали так же.

Поддерживайте чистоту в доме, влажная уборка и регулярные проветривания снижают риск развития инфекций и аллергий.

Не оставляйте малыша без присмотра на высоких поверхностях.

Общайтесь с малышом, носите на руках, ласкайте, пусть он чувствует вашу любовь и заботу. Это лучшая среда для быстрого эмоционального, интеллектуального и физического развития крохи.

Источник

Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Формирование зрительного анализатора начинается  с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.

К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам:

Новорожденный

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.

Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка книги

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.

При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок.

До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).

Также определяют:

  • наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.

Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Как определить зрение ребенка дома

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.

Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.

Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов. Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник