Развитие ребенка слоги составляем слова

Развитие ребенка слоги составляем слова thumbnail

Как научить ребёнка читать по слогам?

Этот вопрос интересует всех родителей.
 В этом Вам помогут эти карточки со слогами.

Всего 21 карточка. Разрежьте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.

Составляем слова из слогов.

Карточки со слогами: синего цвета — согласные и красного цвета —  гласные буквы.

А теперь давайте поговорим об играх, которые помогут ребенку познакомится с буквами, выучить алфавит, выучить слоги, научиться читать по слогам и составлять слова из слогов.

Игры с карточками:

1. Как же научить ребенка читать по слогам?

Во время обучения ребенка алфавиту, необходимо учить его не буквам, а звукам. Например, согласные должны звучать как «Б», «М», «Г», а не «БЭ», «МЭ», «ГЭ». Гласные же должны тянуться — «аааа», «оооо».

Нужно начать учить ребенка читать со слогов с буквой «А». Если ребенок выучил букву «А», то начинайте учить согласные, а после из них составляйте слоги с буквой «А»: «БА», «МА», «ВА».

Когда ребенок запомнит как читаются некоторые слоги, можно приступать составлять из них простые слова: «ма-ма»,»па-па», «ба-ба».

Для начала изучите с ребенком слоги с буквой «А». Затем с буквой «У», «О», «И» и т.д.

2.Если ребенок уже хорошо знаком с буквами, то эта игра может научить читать ребенка по слогам.Показываем как собрать не сложные слова, состоящие из 1-2х слогов. Например: ма-ма, ка-ша, ма-ша, дом , нос, рот, мы-ло, суп, со-ва, ли-са и т.д.

Затем можно усложнить задание словами из 3-х слогов.

Занятия с малышом необходимо проводить в форме игры.

3. Игра «Собери слово». 

Ставим на стол карточку со слогом например«ЛО« ребенок должен добавить к этому слогу ещё слоги, чтобы получилось слово. Например:

ябЛОко
коЛОкол
ЛОдка
сЛОн

Или слог «КО«. Собрать к примеру слова:
КОшка
яКОрь
КОробка
КОсть
КОнфета
КОрова
шоКОлад
Чтобы получилось слово и прочитываем его.
 

4. Игра  «Отгадай слово»

Называем первый слог и предлагаем конец слова подобрать ребенку (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.

5. Игра «Цепочка».  

Необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. Например: молоко-кошка-каша-шапка- и т.д.

6.Положить перед ребенком на столе 5 различных слогов. Озвучить один из них и предложить ребенку найти нужный слог, тот который вы назвали.

7. Попросите собрать слово из 2 слогов. Затем собрать слово из 3 слогов, из 4 слогов. Собрать слово более 4 слогов.

8. Игра со слогами в большой компании детей у доски.
На столе или на магнитной доске раскладываем карточки со слогами вразброс. Для начала старайтесь использовать не очень большое количество карточек.В дальнейшем вы можете добавлять больше карточек со слогами, чтобы увеличить сложность. Сначала участвуют 2 ребенка. Они смотрят на доску с карточками, а взрослый называет слог. Тот, кто первый нашел его на доске забирает карточку и садится на свое место. Проигравший остается у доски. К доске подходит 3 участник. Взрослый называет новый слог. Тот кто найдет этот слог первым забирает карточку и садится на место. Так может продолжаться долгое время. Затем подсчитываем карточки со слогами. Выигрывает тот, у кого количество карточек больше.
Участники могут попытаться составить слога из слогов.

Источники: https://www.razvitierebenka.com/2011/03/blog-post_31.html#.Ua2N4L3vcqE

                     https://www.child-happy.com/kak-nauchit-rebenka-chitat-uchim-chitat-po-slogam.html


 

Источник

Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие слоговой структуры слова

Игры на развитие слоговой структуры слова

1) Игра «Переставь слоги или звуки»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Описание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.

По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему,а он должен его отгадать: лок — кол, мод — дом, зако — коза, бары -рыба.

2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос — сон, тело — лето, луг — гул, лес — сел) или слоги (ложа — жало, лыко — колы, насос — сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Банка — кабан. Мышка — камыш. Волос — слово. Баян — баня. Марка — рамка. Капал — палка. Насос — сосна.

Колос — сокол. Вобла — обвал. Вилка — валнк. Майка — кайма.

2) Игра «Прохлопай слово»

Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой — во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

3) Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»

Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.

Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

4) Игра «Назови заданный слог в слове»

Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.

Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

5) Игра «Наоборот»

Задача: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.

Оборудование: ряды слогов для преобразования.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый, если заменить в нем гласный звук. Например, пы — пи, мо — мё, бэ — бе, ла — ля, ну — ню, сё — со, ке — кэ, дю — ду, вя — ва.

Читайте также:  Стадия развития ребенка при беремен

Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

6) Игра «Выложи слог, который услышишь»

Задача: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей.

Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль.

Описание. Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

7) Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»

Задача: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.

Описание. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ — са; са – са’; ла’ — ла – ла’; ла – ла — ла’

8) Игра «Найди ударный слог в слове»

Задача: научить детей определять на слух ударные слоги в словах.

Описание. Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.

Например, паук — ударный слог -ук; ёжик — ё-; зайчик — зай-; телефон -фон; осень — о-; малина -ли- и т. д.

9) Игра «Распутай слова»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка — собака, по-са-ги — сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт — самолет, сын-ко-ка — косынка, бё-ре-нок — ребёнок, ра-ба-бан — барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

10) Игра «Какой новый слог появился в слове

Задача: тренировать сообразительность, речевой слух детей.

Описание. Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

Например: рука — ру-баш-ка; корка — кор-зин-ка; розы — мо-розы; мушка — кор-мушка; ребенок — же-ребенок.

11) Игра «Преврати одно слово в другое»

Задача: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение превращать одно слово в другое с помощью перестановки звуков или слогов.

Описание. Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран — банан, бетон — батон, кулак — + а (акула, ребенок -+ же- (жеребенок).

Источник

Елена Караева
Дидактическая игра «Составь слово из слогов»

Дидактическая игра «Составь слово из слогов«

Цель: Формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать слова из слогов, читать слова. Развивать мышление, внимание, речь детей.

Сделать эту игру меня побудило желание помочь детям научиться читать. Общеизвестно, что учиться читать лучше по слогам. Так ребенок запоминает звучание каждого слога, а затем составляет из них слова. Многих детей родители специально водят в различные развивающие центры подготовки к школе где детей обучают чтению, мы знакомим детей с буквами на занятиях, но не у всех детей есть желание читать, и книги они не хотят брать в руки, а в игре это желание появляется. Дети, которые только начинают читать, могут играть в «прочитай слоги«. Игру можно использовать для индивидуальной работы в утренние и вечерние часы, когда детей немного.

Описание: Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается.

Дидактическая игра «Составь слово из слогов»Развитие ребенка слоги составляем словаРазвитие ребенка слоги составляем словаРазвитие ребенка слоги составляем словаРазвитие ребенка слоги составляем слова

Буду рада, если кому то эта идея пригодится в работе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди слово»Дидактическая игра «Найди слово»
Игра «Найди слово» Интересная игра, в которой Вам предстоит поиграть в так называемый «Морской бой». Принцип игры прост. На игровом поле,.

Дидактическая игра «Волшебный мир звуков, слогов и слов»Дидактическая игра «Волшебный мир звуков, слогов и слов»
Авторская дидактическая игра «Волшебный мир звуков, слогов и слов» Уважаемые педагоги и родители! Пояснительная записка. Дидактические.

Дидактическая игра с прищепками «Собери слово»Дидактическая игра с прищепками «Собери слово»
Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны. Объясняется это тем, что речевая и двигательная.

Дидактическая игра «Составь букет»
Дидактическая игра «Составь букет» Цель. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия. Закрепить.

Дидактическая игра «Составь портрет или фоторобот»Дидактическая игра «Составь портрет или фоторобот»
Дидактическая игра «Составь портрет или фоторобот» Юлия Сухова. Дидактическая игра «Составь портрет или фоторобот». Данная игра очень хорошо.

Дидактическая игра «Составь узор»Дидактическая игра «Составь узор»
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста творчества, логического, образного мышления. Задачи: 1. Учить детей группировать предметы по.

Дидактическая игра «Составь знак из элементов»Дидактическая игра «Составь знак из элементов»
Воспитать и сформировать у дошкольников навыки и умения безопасности дорожного движения легче через дидактические игры. Именно в этом возрасте.

Игра «Составь сказку»
Нужен игральный кубик. Есть 10 карточек, где написаны 6 предложений. Ребенок кидает игральный кубик, смотрит на выпавшую цифру, и из первой.

Конспект занятия в старшей группе «Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»». Цель.

Презентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 летПрезентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 лет
Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Разработали воспитатели высшей квалификационной категории МБДОУ ДС.

Источник

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная азбука»

Тема: «Деление слов на слоги.

Составление и чтение слогов и слов».

Для детей 6-ти летнего возраста.

Составитель: педагог дополнительного образования

Бровкина Галина Владимировна.

Тема занятия: «Деление слов на слоги. Составление и чтение слогов и слов».

Название занятия:

«По дороге к азбуке».

Цель:

Обобщение и закрепление знаний детей о звуках и буквах, закрепление понятий «Слог», «Слово», «Деление слов на слоги»;

Задачи:

  1. Обучающие:

Обогащение словарного запаса:

Закрепить знания детей о видах транспорта, понятия «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды»;

Читайте также:  Закономерности развития ребенка которые определяют пути его воспитания

Формирование лексико- грамматического строя речи:

Закрепить понятие «Антонимы», умение употреблять в речи слова, противоположные по смыслу;

Развитие связной речи:

Закрепить умение детей продолжать распространенное предложение;

Развитие звуковой культуры речи:

Закрепить знания детей о звуках и буквах;

Подготовка к обучению грамоте:

Закрепить понятия «Слог», «Слово», «Деление слов на слоги»;

  1. Развивающие.

Развить устойчивую психологическую социальную адаптацию к восприятию информации, знаний ребёнка;

Развить воображение, память, внимание, речь детей, инициативу;

  1. Воспитательные.

Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его, воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать эмоциональную отзывчивость.

Тип занятия:

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Форма занятия:

Игра- путешествие.

Метод проведения занятия:

Словесный.

Предполагаемый результат:

Дети повторят виды транспорта, вспомнят, каким бывает «сказочный» транспорт; закрепят знания о словах- антонимах: подберут слова, противоположные по смыслу, к рассказу; повторят понятия «Звук» и «Буква»: соберут буквы- пазлы по образцу, определят с какого звука начинается слово и найдут графическое изображение этого звука; повторят понятие «Слог»: прочитают прямые и обратные слоги; повторят понятие «Слово»: соберут и прочитают слова с опорой на слог и картинку; закрепят понятие «деление слов на слоги»: в ходе игры «Собери урожай» разделят слова на односложные, двухсложные, трехсложные; проведут звукобуквенный анализ слов в ходе игры «Составь слово», опираясь на первые буквы названий предложенных картинок.

В данном занятии используются технологии:

-здоровьесберегающие (физкультминутка, динамические паузы);

-личностно-ориентированные (индивидуальный подход к каждому воспитаннику);

-технология воздействия сказкой (использование сказок и магнитного кукольного театра);

-игровые (игра- путешествие).

Дидактические, методические, наглядные пособия:

Для учащихся:

Карточки для игры «На какую букву начинается слово», карточки с буквами, буквы- пазлы для игры «Собери букву», карточки для проведения развивающей игры «Продолжи слово», карточки для игры «Прочитай по первым буквам», магнитные буквы, маркеры, «звуковички», книжечки из серии «Мои первые сказки».

Для педагога:

Диск с музыкальной заготовкой, изображение страны Гномляндии на магнитах, магнитные картинки большого и маленького гномов, магнитные картинки к игре «Антонимы», магнитные картинки к необыкновенной истории (книга «Азбука», изображение полок с книгами в библиотеке, картинка мудрого гнома, изображение гнома, который читает сказку малышам гномикам, картинка лесенки), изображение грустной тучки с дождинками, магнитная картинка зонтика, магнитные картинки капелек с изображенными на них буквами, карточки для игры «На какую букву начинается слово», магнитная картинка гнома с ножницами, магнитные картинки капелек с изображенными на них слогами, изображение ветра, картинки осенних листочков с изображенными на них слогами, магнитные карточки с изображением овощей, фруктов, грибов, ягод, изображения трех корзинок на магнитах для игры «Собери урожай».

Оборудование:

Магнитофон.

Методическое обеспечение занятия:

Дидактическая игра «Звонкие капельки»;

Дидактическая игра «Листопад»;

Дидактическая игра «Антонимы»;

Дидактическая игра «На какую букву начинается слово»;

Дидактическая игра «Собери букву»;

Развивающая игра «Продолжи слово»;

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»;

Дидактическая игра «Собери урожай»;

Сказка на магнитах «Необыкновенная история».

Интернет ресурсы:

www.razvitierebenka.com

www.maam.ru

www.olesya-emelyanova.ru

www.liveinternet.ru

www.nashideto4ki.ru

www.rebenok16.ru

  1. Организационный этап: (7 минут).

Цель:

Создать благоприятную атмосферу для проведения занятия, настроить детей на восприятие материала.

Приветствие педагога:

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.Давайте мы с вами поздороваемся и начнем наше занятие. (Дети хором говорят стихотворение).

Стихотворение- приветствие:

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами),

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши),

Мы глазами миг-миг-миг (хлопают ресницами),

Мы плечами чик-чик-чик (поднимают и опускают плечи),

Раз- сюда (поворачиваются вправо), два- сюда (поворачиваются влево)

Повернись вокруг себя (поворачиваются),

Раз- присели, два -привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два (хлопают в ладоши)

Заниматься нам пора (подпрыгивают вверх)

Педагог:

Хотите совершить необыкновенное путешествие? (Ответы детей). Я предлагаю вам отправится в гости к гномикам, которые живут в волшебной стране Гномляндии. Ну что, готовы? Как вы думаете, а на чем мы с вами можем добраться до волшебной страны? Какие средства передвижения вы знаете? (Педагог с детьми повторяет средства передвижения, дети вспоминают, какие бывают сказочные средства передвижения и выбирают, на чем же они отправятся в путешествие).

Педагог:

Ребята, мы выбрали с вами средство передвижения. (Педагог включает музыкальную заготовку, дети представляют, что они садятся на данное средство передвижения, выполняют имитационные движения).

Педагог:

Вот мы и добрались с вами до волшебной страны Гномляндии. (Педагог крепит на доску изображение страны Гномляндии). И встречают нас большие и маленькие гномики. (Педагог крепит на доску изображения гномов на магнитах).

  1. Основной этап:( 20 минут).

Цель:

Добиться усвоения детьми материала занятия игровыми методами.

Педагог:

Здравствуйте, гномики! Мы очень рады побывать в вашей волшебной стране. Ребята, а вы знаете, что в этой стране ещё живут необычные слова- антонимы, слова, противоположные по смыслу. Давайте мы с вами повторим их и заодно познакомимся с нашими гномиками. (Педагог предлагает поиграть детям в игру «Антонимы» и вывешивает на доске магнитные картинки, рассказывая при этом про гномиков, называя первую часть предложения, а дети продолжают его).

Игра «Антонимы».

— В волшебной стране Гномляндии живут гномы большие и … (Педагог крепит картинку на доске, а дети продолжают с опорой на картинку) маленькие;

— Большие гномики живут в больших домах с белой крышей, а маленькие… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) в домах с черной крышей;

-Большие гномики любят носить длинные штанишки, а маленькие гномики… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) короткие шортики;

-Большие гномики любят пить горячий чай, а маленькие… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) холодное молоко;

— Большие гномики очень любят холодную зиму, а маленькие гномики… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) любят жаркое лето.

Педагог:

Вот мы и познакомились с вами с гномиками. В нашей волшебной стране приключилась необыкновенная история. (Педагог рассказывает детям сказку, используя при этом магнитные картинки с изображениями (магнитный кукольный театр)).

Однажды маленький гном решил научиться читать. Он знал, что буквы, которые надо знать, чтобы читать, живут в книге, которая называется «Азбука». «Азбука» стояла на высокой полке в библиотеке у больших гномов. А хранителем книг был самый мудрый большой гном. Очень часто большой гном собирал в библиотеке малышей, брал книгу с полки и читал маленьким гномикам сказки и увлекательные истории. Как же маленькому гному хотелось читать эти книги самому и стать таким же мудрым, как и хранитель книг! И вот, как то вечером, когда мудрого хранителя не было в библиотеке, маленький гном незаметно пробрался в библиотеку, влез по большой лесенке на самую высокую полку и попытался достать «Азбуку».

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчик таблица точная

Но гномик был маленький, а большая книга очень тяжелая и гном выронил ее. Книга упала на пол и буквы, которые жили в ней рассыпались. Что же теперь делать нашему гному? (Педагог предлагает помочь собрать буквы назад в азбуку, для этого он проводит с детьми дидактическую игру «Звонкие капельки», в процессе которой дети повторяют понятие «Звук»).

Дидактическая игра «Звонкие капельки».

Педагог:В стране гномов испортилась погода. На небе появилась грустная тучка, у которой было плохое настроение. Тучка начала плакать. Гномики достали свои зонтики и раскрыли их. Капельки, попадая по зонтикам, пели свои песенки. Нам с вами надо повторить песенки капелек. (Педагог на магнитной доске крепит изображение зонтика, по очереди крепит капельки с буквами. Дети произносят звуки).

Педагог:

Молодцы, ребята, вы все звуки произнесли правильно! Мы с вами сказали, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы с вами читаем и пишем. Буква- графическое изображение звука. Давайте мы с вами изобразим звуки, которые мы произнесли, буквами, а для этого поиграем в игру «На какую букву начинается слово».

Дидактическая игра «На какую букву начинается слово».

Педагог может предложить детям один из вариантов игры:

1. Детям раздаются карточки с изображением картинок в верхнем ряду карточки, и пустыми квадратами в нижнем ряду под картинками. Ребенок берет карточки с буквами и выкладывает в пустых квадратах под картинками ту букву, с которой начинается данное слово. Карточки с буквами двух цветов: синего и красного (гласные и согласные).

2. Педагог крепит на магнитной доске карточки, на которых с правой стороны нарисованы картинки, а с левой- ряд букв. Ребенку надо соединить картинку с соответствующей буквой.

Педагог:

Молодцы, ребята, справились с заданием, все буквы собраны, осталось только их положить назад в волшебную азбуку. (Педагог крепит на доске магнитную картинку гнома с ножницами). Смотрите, к нам в комнату пробрался гном- проказник, да еще и ножницы взял. Смотрите, ребята, что он наделал! Только мы с вами собрали все буквы, а гном- проказник разрезал их все ножницами на кусочки и опять раскидал их. Придется нам с вами снова помогать маленькому гномику собирать буквы. (Педагог предлагает детям игру «Собери слово», в процессе которой надо собрать буквы- пазлы с опорой на основное изображение буквы, но не только собрать, а еще и назвать те предметы, которые изображены на букве (названия предметов начинаются с этой же буквы).

Педагог:

Все буквы собраны, снова мы их сложили в «Азбуку». Пора гному учиться читать. Прежде чем учиться читать слова, после того, как мы выучили с гномиком звуки и буквы, надо научить его читать слоги. Ой, ребята, смотрите, погода опять портится, на небе опять появилась наша обиженная тучка и собирается плакать. (Педагог крепит под изображением тучки капельки со слогами). Давайте посмотрим, что же на этот раз у нас будет написано на капельках. (Педагог предлагает детям прочитать слоги, написанные на капельках).

Ребята, а вот и прилетел друг нашей тучки- проказник ветер. Он решил поиграть с осенними листиками и устроить листопад. (Педагог предлагает детям поймать листочки во время листопада и прочитать те слоги, которые на них написаны).

Педагог:

Слоги мы гномика научили читать, давайте предложим ему прочитать первые слова, состоящие из слога и картинки. (Педагог предлагает детям развивающую игру «Продолжи слово»).

Развивающая игра «Продолжи слово».

Педагог раздает детям карточки со слогами и карточки с картинками. При помощи картинок ребенок составляет слова, начинающиеся на предложенные слоги (слов, начинающихся на один слог может быть несколько).

Педагог:

Каждое слово мы можем разделить с вами на слоги. Давайте предложим нашему гномику поиграть с нами в игру «Собери урожай».

Дидактическая игра «Собери урожай».

Педагог закрепляет на доске изображения трех корзинок и карточек с изображениями овощей, фруктов, ягод, грибов. На корзинках точками отмечено сколько слогов должно быть в слове (одна точка- один слог, две точки- два слога, три точки- три слога). Ребята выбирают карточки, называют, что на них изображено и крепят свою картинку к той корзинке, сколько слогов в данном слове.

Педагог:

Ребята, как много уже знаете вы и как многому вы научили нашего маленького гномика. Давайте мы с вами еще научим нашего гномика составлять слова по первым буквам нарисованных картинок и делать звукобуквенный анализ. Наш гномик пойдет в школу и это там ему очень пригодиться! (Педагог предлагает детям развивающую игру «Прочитай по первым буквам»).

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»».

Педагог раздает детям карточки, состоящие из картинок. Ребенок смотрит на первую картинку, называет ее, говорит, с какого звука начинается это слово, какой буквой этот звук обозначается на письме, выкладывает эту букву под картинкой, говорит гласный это звук или согласный, если согласный- твердый или мягкий. Берет «звуковичка» нужного цвета и выкладывает под буквой. (Гласные- красный цвет, согласные твердые- синий, мягкие- зеленый).

Педагог:

Какие были интересные игры, правда, ребята? Мы помогли нашему гному научиться читать и теперь он сможет сам читать себе сказки.

3.Заключительный этап: (3 минуты).

Цель: закрепить полученные знания, подводя итоги игрового путешествия.

Педагог: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в страну Гномляндию, нам с вами пора домой. В этой стране мы сегодня с вами вспомнили, что же это за слова такие- антонимы, помогли маленькому гномику познакомиться со звуком, буквой, слогом, словом. Собрали вместе с ним буквы в «Азбуку», разбили слова на слоги, научили гнома составлять новые слова, поиграли в интересные игры. Понравилось вам в гостях у гномов? (Ответы детей). Давайте мы с вами попрощаемся с гномами, пожелаем им удачи и отправимся домой. (Дети «добираются» домой на выбранном ими средстве передвижения).

Педагог:

Вот мы и вернулись с вами в студию «Вундеркинд». Маленький гномик просил передать для вас от него подарки, маленькие книжечки из серии «Мои первые сказки», чтобы когда вы будете их читать, вспоминали это необычное путешествие. (Педагог сообщает о том, что занятие окончено. Дети хором говорят стихотворение, расставаясь):

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами),

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши),

Мы глазами миг-миг-миг (хлопают ресницами),

Мы плечами чик-чик-чик (поднимают и опускают плечи),

Раз- сюда (поворачиваются вправо), два- сюда (поворачиваются влево)

Повернись вокруг себя (поворачиваются),

Раз- присели, два- привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два (хлопают в ладоши)

Расставаться нам пора (подпрыгивают вверх).

Дети забирают книжки и уходят домой. Занятие окончено.

Источник