Развитие ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа N 439 Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Учитель: Гладык Т. Р. 

г. Санкт-Петербург

Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища

Упражнение «С опорой на кисти рук»

Цель: Фиксация положения, лежа на животе с опорой на руки.

Если ребенок умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале малыша удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.

Помните! У детей с преимущественным поражением одной руки тренируют опору на ладошку более слабой руки

Тренировочное упражнение «Ожидание поворота на бочек»

Цель: Тренировка поворотов со спины на бок.

Одну ножку ребенка разогните и отведите в сторону, а другую согните в тазобедренном и коленном суставах, перемещая ее в сторону поворота. Далее следует подождать, пока поворот будет малышом завершен самостоятельно.

Тренировочное упражнение «Чики-чики-чикалочки…»

Цель: Тренировка равновесия, лежа на животе.

 Положите малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребёнка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читайте ему стишок:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Щёлкает орешки.

 Стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации

Упражнение «Подержи»

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:

«Варись, варись каша,

Будет кушать Маша…» и т. п.

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки…)

Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра «Собери ягодки»

Цели: Обучение дотягиванию до предмета, находящегося перед ребёнком, из положения, лежа на животе.

Положите ребёнка на живот на пол.

Сделайте объёмные ягодки из поролона, а плоские — из коврового покрытия. Рассыпьте объёмные и плоские предметы, побуждая ребёнка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объёмные предметы брать горстью, а плоские — кончиками пальцев.

Игровое упражнение «Потряси»

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Перед ребенком размещают на расстоянии 25-30см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, сто игрушка приходит в движение. Ребенок может потянуть к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, педагог вложив ее конец, в ладонь  ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.

Игра «Попади»

Цель: Обучение бросанию  предметов в сосуд.

Пластмассовая чашечка, три кубика (величиной 25 мм). Положите перед ребенком три кубика. Предложите ему бросить кубики в чашку. Если ребенок не способен выполнить это упражнение, то возьмите большой по размеру сосуд (горшок), продемонстрируйте его, и положите кубик в горшок. Возьмите руку ребенка и помогите ему поднять кубик и бросить его в горшок. Поддерживайте ребенка при выполнении этого упражнения. Попросите снова положить кубики в горшок и вынуть их оттуда.

Читайте также:  Развитие лексикона ребенка учебное пособие

Кубик можно сначала бросать в ванную, в коробку, то же с пластмассовыми шариками (помогая ребенку или без помощи). Скатывайте шарики по наклонной доске или картонному желобу.

Стимуляция ползания

Упражнение «Брыкаемся»

Цель: Стимулирование ползания на животе вперед с помощью взрослого.

Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь? Пляши и ты!

Игра «Лягушонок»

Цель: Стимулирование ползания на животе вперед.  

Взрослый кладет ребенка на живот, а ноги его сгибает таким образом, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясницу, стараясь дотронуться пяточками до попки ребенка. Такое упражнение нужно выполнять осторожно пружиня.

Лягушка, лягушка,

Четыре лапки, брюшко.

На болоте живет,

Свою песенку поет так:

Квак-квак-квак!

Упражнение «На четвереньках у стульчика»

Цель: Обучение вставанию на четвереньки из положения, лежа на животе. Обучение вставанию на четвереньки из положения, лежа на животе, и раскачиванию.

Ребенок лежит на животе. Вам понадобится детский стульчик со спинкой из перекладин. Наклоните спинку стульчика так, чтобы малыш мог ухватиться за перекладину. Легко потяните стульчик и поставьте его на пол. Малыш встанет на четвереньки, а вы будете только придерживать ножки ребёнка. Покачайте ребенка, держа его руками за пояс. Включите веселую музыку, чтобы ребенок качался в такт.

Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения

Упражнение «Садимся» (двигательно-моторная стимуляция)

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться.

Ребенок лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребёнка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно. Когда вы его слегка подтягиваете на себя. А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку.

Упражнение «Посидим вместе»

Цели: Обучение удерживать равновесие при присаживании с опорой на одну руку и сидеть непродолжительное время.

Посадите ребенка на край стола или на высоко лежащий мат, так, чтобы его ноги могли свисать со стола или мата. Поставьте руки ребенка немного вбок, таким образом, чтобы он мог на них опереться. На этой стадии мы стремимся к тому, чтобы ребенок прямо держал спину и в течении 3с. мог, опираясь руками, поддерживать себя. Вы страхуете его и постепенно прекращаете ему помогать. На следующем этапе посадите ребенка на край стола предложите ему опереться только одной рукой, так как другой он держит игрушку. Прямая спина, контроль за положением головы и односторонняя помощь при опоре на стол чрезвычайно важны. Посадите ребенка снова на край стола и помогите ему сесть без опры на руки. Держите руки на коленях ребенка.

Игровое упражнение «Покачивание на мяче»

Цель: Обучение удерживать равновесие при присаживании с опорой на обе руки и сидеть непродолжительное время.

Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. Можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой — в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, ребенка придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. 

Ай, качи, качи, качи!

Глянь: баранки-калачи!

Ай, баранки-калачи!

С пылу, с жару, из печи —

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи!

Ай, кач, кач, кач!

И тебе я дам калач!

Ай, качи-качишки,

Дам и кочерыжки! 

Порадуйтесь его успехам и вновь повторите игру.

Стимуляция к вставанию и ходьбы с поддержкой

Игра «Ах, дыбок, дыбок, дыбок…»

Цель: Тренировка умения стоять самостоятельно.

Поставьте ребенка на ножки на пол. Вначале держите малыша, а потом опустите его, сказав: «Стоит дыбок!» Пока малыш стоит самостоятельно, спойте:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок!

Скоро нам еще годок!

Упражнение «Подтянись»

Цель: Обучение, подтягиванию вверх, держась за предметы мебели.

Посадите ребенка перед  собой. Встаньте перед ним и возьмите его руку. Подтяните его повыше за руки и похвалите (повторите это упражнение). На следующем этапе тренировки положите ребенка на живот перед детской «шведской» стенкой и помогите ему схватиться обеими руками за перекладину. Из положения лежа на животе, при котором ребенок ухватился обеими руками за перекладину, он должен приподняться и встать на колени. Ведите медленно вверх руки ребенка по перекладинам, чтобы он мог подняться с колен и встать.

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка восьми месяцев

Упражнение «Передвижение вдоль мебели»

Цель: Обучение ходьбе вдоль мебели (держась руками).

Ребенок  стоит, держась руками за край стола. Покажите ему интересную игрушку. Скажите ему: «Подойди ко мне» и протяните ему игрушку. Ребенок должен попытаться пойти по направлению к игрушке. Поощряйте эти движения с помощью похвал, поглаживаний и подбадривания. Используйте эти поощрения лишь тогда, когда ребенок уже сделал попытку, например. Между вторым и третьем шагами. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок научился обходить весь стол как по часовой, так и против часовой стрелки. Затем ребенок может отрабатывать полученные навыки при передвижении вдоль кресел, скамьи и т.д.

Упражнение «Топ-топ»

Цель: Обучение ходьбе с использованием вспомогательных средств (гимнастическая палка, обруч коляска).

Поставьте ребенка прямо на пол, на обе ноги, помогите ему схватится за ручки коляски. Медленно передвигайте коляску вперед, подвигая ребенка делать шаги.

Игра «Вниз по лесенке идем»

Цель: Тренировка умения сходить с горки или лесенки, держась за перила.

Лучше проводить это упражнение на детской площадке. Поставьте малыша на 3-4 ступеньку. Спускайтесь вместе с ним вниз, попеременно опуская ногу и переставляя ручку. Чтобы малышу было весело, приговаривайте:

Вниз по лесенке идем,

Ни за что не упадём!

.                                                                

Источник

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с  контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Чеченкова Екатерина Владимировна

Санкт – Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом – интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт – Петербурга (СПб ГБСУСО ДДИ №1, ГБОУ школа № 439)

Детский церебральный паралич – это видоизменяющееся нарушение контроля за движениями и позой.

При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность.

Сегодня существует несколько классификаций форм детского церебрального паралича. Рассмотрим общепринятую систему, которая отражена в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ–10):

1. Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).

2. Дискинетическая форма.

3. Атаксическая форма.

4. Смешанные формы ДЦП.

5. Неуточненная форма.

Цель:  Учить детей максимально проявлять свои возможности, целенаправленно действовать, познавать окружающий мир, расти и взрослеть, расширяя свой опыт.

Специалисты, работающие с данной категорией детей, испытывают значительные трудности по подбору общеразвивающих упражнений, вспомогательных приспособлений и методики работы. Для того, чтобы методы занятий с ребёнком были эффективными, нужно хорошо понимать, по каким критериям они подбираются.

Метод обследования педагога – это наблюдение. Результаты наблюдения за спонтанными движениями, за взаимодействием со взрослым могут многое сказать об «уровне компетентности» ребёнка. Учитывая индивидуальные особенности сенсомоторного развития,  педагог сможет подобрать комплекс общеразвивающих упражнений для конкретного ребёнка.

Не забывайте: двигательное развитие, развитие коммуникации и социальных навыков не происходят  изолированно друг от друга.

Ребёнок учиться, когда:

прикасается к чему – то;

смотрит;

слушает и общается.

У ребёнка важно не только развивать тот или иной навык, но и воспитывать правильное представление через ощущение движения.

Дети осваивают навыки управления своим телом в одинаковой последовательности, определяемой двумя общими законами:

¾   Развитие идёт сверху вниз (цефалокаудальный закон): сначала ребёнок осваивает контроль за мышцами шеи, затем – спины, затем – бёдер и ног.

¾   Развитие идёт по направлению от туловища (проксимодистальный закон). Вначале ребёнок учиться опираться на локти, затем на ладони; сначала учиться стоять на коленях, и только потом – на выпрямленных ногах.

Занимаясь с ребёнком, соблюдайте следующие правила:

Читайте также:  Назвать особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

¾   выяснить, почему и насколько тяжело ему выполнить то или иное движение;

¾   определите, как нарушение позы и движений отражаются  на движении всех частей тела ребёнка и какие специальные приёмы могут помочь ослабить или изменить это влияние;

¾   старайтесь чувствовать изменения тонуса ребёнка, которые происходят под вашими руками. Как только потребность в вашей помощи отпадёт, сразу же дайте малышу возможность действовать самостоятельно;

¾   дайте ребёнку возможность тренировать навыки, которые он приобрёл на занятиях, в повседневной жизни.

Направление работы по развитию двигательных навыков предусматривает 3 ступени обучения: 1 ступень – пассивные упражнения; 2 ступень – активные упражнения (лечение положением); 3 ступень – активные движения

Структура занятия

«Комплекс оживления»

1.     Установление эмоционального контакта

Ритуал «Приветствие»

Кто здесь?

Кто здесь? Кто пришёл?

Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке

(имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога

(имя ребёнка), привет! — рукопожатие

Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.

¾   Упражнения: «Платочек», «Ку-ку», «Прятки»

2.     Массаж рук, ног, спины, живота, стоп (приёмы поглаживания, растирание, похлопывание)

¾   Метод базальной стимуляции

3.     Общеразвивающие упражнения:

¾   Выкладывание на живот на колени педагога, на валик, на модуль «Валик», «Уголок», мат «Альма»

Упр. «Дотянись до игрушки (предмета)», «Возьми игрушку», «Прокатим машинку», «Плавец», «Постучим,  погремим!», «Тук – тук»; захватывание предметов на высоте: «Поймай мяч»

¾   Переворачивание со спины на живот, используя вспомогательные средства (одеяло, полотенце)

¾   Повороты головы

Упр. «Сияющий мяч», «Найди кольцо»

¾   Подползание на животе, опираясь на руки вперёд

Упр. «Доползи до игрушки»

¾   Пассивное движение в виде «топания» лёжа на спине

Упр. «Велосипед», «Оттолкни мяч» (мяч на верёвке)

¾   Продвижение вперёд на животе на мягкой роликовой доске

¾   Ползанье на четвереньках с помощью полотенца, рук педагога или широкого пояса

Упр. «Догони мяч», «Достань игрушку», «Собери игрушки»

¾   Постепенное поднимание спинки коляски в вертикальное положение

Упр. на захват предметов на высоте: «Воздушные шары», «Мыльные пузыри», «Поймай комарика»

¾   Пассивное присаживание из положения лёжа на спине за обе отведённые руки с помощью педагога, кольца, шнура, подушки

¾   Высаживание ребёнка на мягкий пуфик, в «сухой бассейн» в течение короткого, затем длительного времени

¾   Повороты туловища в стороны за игрушкой в положении сидя

¾   Удерживание ребёнка в положение сидя на одной коленке педагога, опираясь двумя руками, на подлокотнике кресла, между ног взрослого

Упр. «Качели», «Часики», «Ладушки», «Коза рогатая»

¾   Катание на мяче (фитболе) на животе, на спине, на попе с помощью

¾   Наклон и выпрямление туловища из вертикального положения при фиксации коленей и живота

Упр. «Подними игрушку», «Прокати мяч»

¾   Стоять на коленях с опорой и без

Упр. «Брось мяч» (в «сухой бассейн»)

¾   Привстование из положения сидя в положение стоя с опорой на поручни, диван

¾   Удерживание равновесия, держась за поручни, диван, коляску, стул

¾   Самостоятельное вставание на ноги, цепляясь за  неподвижную опору

¾   Продвижение вперёд на попе, на  коляске

4.     Дыхательная гимнастика

Упр. «Лети, бабочка!», «Осенние листочки», «Ветерок», «Весёлые шарики», «Волшебные пузырики», «Плыви, кораблик!»

5.     Ритуал «Прощание».

До свиданье (имя ребёнка)!

Пока, пока, пока! — помахивание рукой

Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.

Для развития двигательной активности следует использовать вспомогательные приспособления, которые сохраняют устойчивую симметричную позу в положении лёжа, сидя или стоя. Благодаря этому ребёнок может осваивать новые или совершенствовать уже имеющиеся навыки крупной и мелкой моторики. Выбор вспомогательного приспособления определяется  индивидуальными возможностями ребёнка, характером двигательных нарушений, наличием деформаций и стадией развития  ребёнка.

Литература

1.     Как учить и развивать детей с нарушениями развития: курс лекций и практических занятий для персонала мед. учреждений; Сост. К. Грюневальд и др. ) Пер. с англ. Е.М. Видре; Ред. Е.В. Кожевникова и др. – 2 изд. – СПб.: СПб ин-т раннего вмешательства, 2000. – 136 с., илл.

2.     Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с. – (Особый ребёнок).

3.     Финни Н.Р.Ребёнок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.В. Клочковой;[пер. с англ. Ю.В.Липес, А.В. Снеговской]. – 3-е изд.- М.: Теревинф, 2009.- 336 с.- /Серия «Особый ребёнок»)

4.     Янушко, Елена Помогитемалышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко – изд. 7-е – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.

Источник