Развитие ребенка с фонематическим нарушением речи

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операции процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т.е. сформированность фонематической системы.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.

Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено Несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.

Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза:

— развитие слухового восприятия на неречевом уровне;

— развитий операций мышления- анализа и синтеза – на предметном уровне;

— развитие фонематического восприятия (речеслухового);

— развитие фонематического анализа и синтеза;

— установление связи между звуком и буквой.

Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.

Для этого предлагается создавать определенную звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.

Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.

С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы работы:

— Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.

— Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?

— Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?

— Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?

—  Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.

— Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.

Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе6 работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.

Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа предлагается проводить параллельно.

Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.

Важно при обозначении звука буквой  просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.

Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам видео в утробе по неделям

— Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.

— Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).

— По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).

— Придумать слова, которые начинались бы со звука (М), а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.

— Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука.

— Игра «Поезд».

1) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.

2) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.

— Игра «Первый звук потерялся»

Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.

—  Игра «Шарики». Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)

ЛУ                 +                К             =                ЛУК

ИГ                 +               РА               =              ИГРА

        — Игра «Буквоешка». Вставить пропавшую букву в слове, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.

. ы р

м а .                

. о б

        Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза:

— Игра «Собери слово». Ребенку на слух предлагаются изолированно  звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.

— К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» — звук (Н).

— Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

— Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» — слово «звезда», «Л» — «лимон».

Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» — «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.

Слова для звукового анализа

  1. Ум, ус, ах, ох.
  2. Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
  3. Аист, утка, овцы, ива, уши.
  4. Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.
  5. Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.
  6. Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.
  7. Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

  1. Определение наличия звука в слове
  1. Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
  2. Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
  1. Вычленение звука в начале слова
  1. Я знаю 5 слов на звук «С»: слон — раз, сад — два, сапоги — три,  самолет – четыре, санки – пять.
  2. Буква потерялась.  .ыба (рыба), .от (кот), .кно (окно)
  3. Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «М»
  1. Вычленение звука в конце слова
  1. Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
  2. Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
  1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
  1. Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
  2. Назови мягкую пару.
  1. Определение  последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам
  1. Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
  2. Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
  1. Определение количества слогов в слове
  1. Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.
  2. Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
  1. Полный звуковой анализ и синтез слов
  1. Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох – ГНОМ
Читайте также:  Реферат основные закономерности психического развития ребенка

Источник

Любовь Василенко
Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг»

Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Проблема преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста является актуальной для современной логопедии, т. к. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи. Несформированность фонематическогослуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). У этих детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

При ФФН наблюдается несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. Нарушения средств общения являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу.ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую,среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика детей с ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т] вместо [ с], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков,их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка литература

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера,детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал, трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов.

Изучив и апробировав опыт работы других логопедов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений, снижают сроки обучения и повышают качество подготовки к обучению в школе. А именно улучшают восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. А раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корректировать речевую функцию у дошкольников. Предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Практическая значимость опыта заключается в том, что систематизировав материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов, было создано пособие «Речекруг». Оно благоприятно влияет на общее и речевое развитие детей, вызывает у них живой интерес, т. к. основная деятельность дошкольного возраста – игра.

Разработанное пособие представляет из себя набор кругов для автоматизации или дифференциации разных звуков, а также множества игр и упражнений, способствующих развитию фонематических процессов,например:

Упражнение «Подели слова на слоги»

(Деление слов на слоги и определение, в каком слоге слышится автоматизируемый звук)

1).Ма-ши-на (прохлопали, определи, сколько раз хлопнули) (старшая группа)

2).Ма-ши-на, в слове «машина» 3 слога, звук Ш слышится во втором слоге ШИ. (подготовительная группа).

Дидактическая игра «Жёлтый шар»

(Составление предложений со словами на звуки Ш-Ж (дифференциация Ш-Ж) или со звуком Л (автоматизация звука Л)

Сквозь жёлтый шар я вижу жирафа. Сквозь жёлтый шар я вижу лопату.

Дидактическая игра «Паровозик»

(определение позиции звука в слове)

В слове «стол» звук Л слышится в конце слова. В слове «лось» звук Л слышится в начале слова.

Игра «Жёлтый и красный шар».

— Ребята, представьте, что вы смотрите на предметы сквозь шары. В названии которых слышится звук Л, вы смотрите сквозь жёлтый шар, а на предметы, в которых слышится звук Р – сквозь красный. (Сквозь жёлтый шар я вижу лося. Сквозь красный шар я вижу трактор)

Мною разработаны конспекты индивидуально-подгрупповых занятий по использованию данного пособия.

Пособие «Речекруг» облегчает детям работу над автоматизацией поставленных звуков и дифференциацией, развивает фонематические процессы и делает занятия менее утомительными и более привлекательными, обеспечивает комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка — логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывает у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. А для логопеда оно является эффективным коррекционным средством. Кроме того, служит дополнительной опорой при автоматизации и дифференциации звуков и способствует быстрому введению поставленного звука в свободную речь.

Результативность опыта. Подводя итоги работы с пособием «Речекруг» за 5 лет, направленной на развитие фонематического восприятия детейдошкольного возраста с нарушением речи добилась следующих результатов: использование игр и игровых упражнений способствовали достаточной сформированности фонематических процессов, что положительно повлияло на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Дети намного лучше воспринимают и различают звуки родного языка, могут дать звуку подробную характеристику; определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец); владеют звуковым анализом слов; умеют дифференцировать акустически и артикуляционно близкие фонемы, делят слова на слоги и определяют их количество.

Ссылка на презентацию

Источник