Развитие ребенка рассказ об одежде

Развитие ребенка рассказ об одежде thumbnail

А в прошлую пятницу я отвечала на вопрос Даши (4 года) и ее мамы Мария : «Почему девочки носят юбки, а мальчики брюки?» Копирую сюда в блог ответ:

Для ответа на этот вопрос нам придется отправиться в длинное путешествие в прошлое и проследить историю и эволюцию одежды.

Чтобы это было веселее делать, я нарисовала бумажных куколок — мальчика и девочку, которые будут нам помогать. На них мы будем примерять всю одежду, о которой пойдет речь в дальнейшем рассказе (скачать файлы с ними можно тут: ЗДЕСЬ черно-белый вариант, если хотите раскрасить одежду сами, а ЗДЕСЬ уже раскрашенные мною).

Какую одежду мог носить первобытный человек, чтобы защитить себя от холода?
Порассуждайте с ребенком на эту тему — что бы надевал он, если бы не было одежды?
Ниток и, значит, тканей тогда еще не было, шить древние люди не умели. Поэтому они просто оборачивали вокруг тела кусок шкуры убитого ими на охоте зверя. И так делали все  — и мужчины и женщины.
Выглядело это примерно вот так (возьмите одеяло или простынку и попробуйте сделать из нее первобытную одежду):

Одежда бронзового века

Со временем люди умнели и развивались. Они научились ткать ткани из растительных волокон и шерсти. Научились сшивать куски ткани и шкур в единое целое. Когда в снегах Альп нашли хорошо сохранившуюся мумию Эци (человека бронзового века, умершего примерно 3300 лет назад), то ученые увидели, что на нем надет уже достаточно сложный костюм, части которого были сшиты с помощью жил животных — сухожилий.
Но все равно, вся одежда  — и мужская и женская, — была похожа на платье или плащ. Отличалась она лишь длиною: у женщин, как правило, юбки были длиннее мужских. На Древнем Востоке — в Вавилоне, в Ассирии, в Египте люди носили юбки и набедренные повязки.

Одежда древних египтян

В Древней Греции и Риме мужчины и женщины одевались в плащи, туники, хитоны, тоги, которые представляли собой рубахи свободного покроя и драпировки куском ткани.

Одежда древних римлян

Когда и как появились первые штаны, ученые пока не знают. Скорее всего их придумали кочевники — народы, занимающиеся разведением скота.Они не строили себе домов и городов, а жили, постоянно переезжая с места на место, для того, чтобы следовать за своими стадами. Они первые придумали ездить, сидя верхом на лошади, а не цеплять к ней повозки, как делали остальные народы. А в юбке сидеть на коне очень неудобно, к тому же, во время долгой скачки можно очень сильно натереть кожу.
Попробуйте, надев юбку, «оседлать» стул. Правда, плохо получается?
Поэтому, похоже, именно кочевники Азии придумали «раздвоить» юбку и сделать отдельную штанину для каждой ноги.

Одежда скифов

Кстати, слова «штаны», «брюки» во многих языках имеют множественное число именно из-за того, что каждая штанина изначально надевалась отдельно и крепилась на поясе.
Когда римляне встретились с кочевниками гуннами и скифами, то они очень осуждали ношение штанов. По их представлениям это был «варварский» обычай. Ношение штанов было запрещено законом, и за это могли наказать, конфисковав имущество (отобрав все вещи). Только солдатам Римской армии разрешалось ходить в штанах, ведь в них было гораздо теплее и удобнее воевать.
После того, как Римская империя пала, народы ее перемешались с кочевниками и переняли их обычаи, Штаны стали обычной одеждой мужского населения Европы. Это были обмотки на ноги, короткие или длинные. В Средние века (12 век) получили распространение штаны-чулки. Каждый чулок прикреплялся шнурками к поясу, а позднее — к куртке.

Одежда Средневековья

Каких только фасонов не было у штанов: плундры, шоссы, кальсесы, ландскнехты, кюлоты, панталоны, шаровары, порты, галифе, бриджи! 
Привычные же для нас длинные широкие штаны появились через несколько сот лет, сначала они были одеждой моряков.

Одежда эпохи Возрождения

Женщины же все это время — от древности до начала 20 века продолжали ходить в платьях и юбках. За ношение штанов женщину в Средние века могли сжечь на костре!
В конце 19 века из-за того, что штаны стали шить фабричным способом и складывать в стопки, на них появилась складка — «стрелка». Именно такие штаны стали называть «брюками».
Но мальчики брюки вовсе не носили! Дело в том, что в старину детей до 7 лет — и мальчиков, и девочек, — одевали одинаково. В длинные рубахи или платьица. Посмотрите на фотографии этих малышей. И не подумаешь, что это мальчики!

Николай II в детстве.
Фото из ЖЖ “Дайджест виртуального шопинга“

Эрнест Хемингуэй в детстве.
Фото с сайта Flavorwire.

В России в деревнях мальчишки ходили в длинных рубахах до 15-16 лет. Потом им разрешалось одевать «взрослую» одежду — штаны.
В те времена никакой специальной моды для детей не было. Дети носили такие же фасоны, что и взрослые — со всеми пуговичками, рюшечками, шнуровками. Только где-то лет сто-сто пятьдесят назад стали разделять одежду на взрослую и детскую, а детскую — на одежду для мальчиков и для девочек.

Но девочки тоже не всегда и не везде носят юбки!
Например, штаны издревле носили все женщины в Восточных странах. Они одевали широкие штаны — шаровары, — под юбку. И ходить без шаровар считалось крайне неприличным.
И женщины кочевых народов носили в длинных переходах штаны наравне с мужчинами.

Одежда конца 19 века — первые женские брюки

В Европе первые женские брюки стали появляться в конце 19 века. Первой осмелилась укоротить юбку и надеть под нее турецкие шаровары американка мисс Дженкинс в 1851 году. Но только отчаянные модницы могли себе позволить повторить ее пример и надеть брюки. И то только в виде костюма для верховой или велосипедной езды.
Во Франции лишь в 1909 году отменили указ императора Наполеона о запрете ношении брюк женщинами. Но даже через десятилетия брюки на женщине были чем-то исключительным. В 1931 году мэр Парижа требовал от актрисы Марлен Дитрих покинуть город из-за того, что она носила «мужской костюм».
Многие мамы, и тем более бабушки помнят, что когда они были маленькими, брюки на женщине считались не очень приличными. Это была одежда для спорта или тяжелой работы. Но в школу или на работу в офис в них ходить было нельзя. Неприлично было и появляться в них в театре, кино или кафе.

Одежда 1970х годов

Но где-то в 1950е-1970е годы женщины все больше и больше стали носить брюки. А уж когда появились прочные и удобные джинсы, то в них стали ходить все — и мужчины и женщины, и девочки и мальчики.

Современная одежда

Так что теперь девочек можно встретить и в юбках, и в брюках. А вот мальчикам труднее приходится. У нас мальчику надевать юбку не принято.
Но во многих африканских культурах мальчики и мужчины носят набедренные повязки — такие юбочки. Они бывают из травы и листьев, из ткани, кожи и меха.

Африканское племя. Фото с сайта “Arts3091 Isabelle“
Читайте также:  График развития недоношенного ребенка по месяцам

И даже у нас в Европе есть народы, у которых в традиционном костюме мужчины носят юбки. Например, шотландцы. У них и сейчас можно встретить мужчин, расхаживающих по городу в юбке! А мы с Катей даже видели мужчин в юбках в прямо в нашем городе. В кафе с кельтским антуражем. Там все официанты ходят в настоящих килтах — так называется народная одежда шотландцев. Помню, Катю это очень удивило 🙂

Шон Коннери в шотландском костюме.
Фото с сайта “Красивые места планеты“

Теперь, когда мы проследили всю эволюцию одежды от древности до наших дней, мы можем сделать вывод. Не везде и не всегда мальчики носили штаны, а девочки юбки. Но в нашем обществе сложилось так, что костюм женщин был более консервативен и почти не менялся. Мужчины же вели, в отличие от женщин, более активный образ жизни. Поэтому им и нужна была более удобная и практичная одежда. Как только роль женщин в обществе возросла, и женщины стали работать и отдыхать наравне с мужчинами, женский костюм стал стремительно меняться. И теперь одежда женщин и мужчин мало чем отличается.

Источники:

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брюки
                     https://ru.wikipedia.org/wiki/Одежда
Журнал «Вокруг света» https://www.vokrugsveta.ru/quiz/110/
«Факты обо всем» https://factpost.ru/obshhestvo/otkuda-poyavilis-bryuki.html
» 2dtutorials
» https://www.2dtutorials.ru/tonkosti-i-sekrety/11209-kak-zhenshhiny-nachali-nosit-brjuki.html
«Страна мам»  https://www.myjane.ru/articles/text/?id=9827
«StyleKids» https://www.stylekids.com.ua/blog/detskaya-odezhda-istoria/

Другие наши развивающие занятия можно посмотреть на страничке моего блога «Клуб почемучек».

Этот пост я добавлю в галерею «Девичьи грезы» у Жени Ясной

Источник

ОКСАНА КОМИССИНА
Конспект ОД в старшей группе. Составление описательного рассказа «Одежда»

Конспект ОД в старшей группе.

Составление описательного рассказа по теме «Одежда».

Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.

Оборудование: предметные картинки, схема для описательного рассказа об одежде, слайды- одежда в старину.

Предварительная работа: Чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривания альбома «Одежда». Д/и «Из чего состоит одежда». Беседа на тему: «Чем отличается одежда девочек от одежды мальчиков».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите друг на друга, в чем вы одеты. Сейчас встанет тот, у кого красная юбка! И т. д.

Воспитатель: А сейчас отгадайте -ка загадки. И если правильно отгадаете загадки, то на доске появится картинка – отгадка.

1. Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (Варежки)

2. Рукава длинней, чем руки,

Значит, вы одели (Брюки)

3. Чтоб зимой не мерзла Люба

Мама ей купила … (Шубу)

4. Их зимой на голове

Не бывает сразу две. (Шапка)

5. Пушистый, как кошка,

Вот только бывает

Колючий немножко. (шарф)

Воспитатель: А как можно назвать все эти предметы одним словом?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Отгадайте загадку о том, о чём мы с вами будем сейчас разговаривать.

Как избавиться от скуки? —

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет?

Дети: платье

Воспитатель: Правильно. А какие бывают платья?

Дети: Разные.

Воспитатель: Бывают повседневные или нарядные. Они бывают летние, зимние, бывают платья с короткими рукавами и с длинными. Платья бывают детские и взрослые.

Посмотрите, какую одежду носили раньше в старину (показ слайдов).

Воспитатель: 1 слайд-рубаха.

Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские — короткие, женские — длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка — калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс.

2 слайд- порты

На Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги.

3 слайд- лапти.

Повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка — липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

4 слайд- сарафан.

Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса — всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой.

5 слайд- шапка-колпак, валеная шапка с козырьком.

В будничные дни носили шапку — колпак, а в праздники — валяную шапку с козырьком и цветком.

Физкультминутка.

Вот заходит Мойдодыр,

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир.

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита.

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит,

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит.

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят.

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет –

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет.

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Воспитатель: Давайте попробуем вместе составить рассказ про платье. Для этого к нам пойдут две девочки, которые в платьях. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Из этих ответов у нас получится рассказ.

1. Какое платье вам больше всего понравилось?

2. Из чего платье сшито?

3. Какого цвета это платье?

4. Какие рукава у этого платья длинные или короткие?

5. Какие детали есть у платья? (воротник, оборочки; пояс)

6. Это платье обычное или нарядное?

7. Откуда у девочки может быть такое платье? (купили в магазине детской одежды, подарили, сшили)

8. Куда можно пойти в таком платье? (в детский сад, в гости, на праздник)

Воспитатель: Давайте повторим, какой рассказ о платье у нас получился?

Это детское платье. Оно сшито из материала. Оно жёлтое. У платья короткие рукава (длинные рукава). Оно украшено жёлтым поясом (воротничком). Это платье нарядное (повседневное). Платье купили в магазине «Детский мир»(детском магазине). В нём можно пойти в гости, на праздник в детском саду или просто ходить в детский сад и на улицу.

Воспитатель: Сейчас вы сами попробуете рассказать об одежде. Вам поможет вот эта схема (дети составляют описательные рассказы об одежде).

Читайте также:  Игра создает зону ближайшего развития ребенка

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили на занятии? Про что составляли рассказы? Что больше всего понравилось? Что нового узнали про одежду?

Источник

Люди начали носить одежду очень давно. С тех времён и до настоящих дней её вид менялся много раз. Это происходило из-за развития традиций, изменений климата и многого другого.

Развитие ребенка рассказ об одежде

Одежда в древние времена

 Древние люди начали носить одежду примерно 100000 лет назад. Но есть доказательства того, что 500000 лет назад она тоже, возможно, была.

В жарких климатических условиях первой одеждой были набедренные повязки, которые состояли из листьев пальмы. В холодном климате древние люди повязывали на пояс и накидывали на плечи шкуры животных, чтобы не сильно мёрзнуть. 

Через насколько тысяч лет люди научились делать первые иглы (50000 лет назад). Их создавали как в холодных, так и в тёплых уголках планеты. Нитями служили сухожилия животных.

В 6000 году до н.э. в Египет привезли деревья льна. Через 500 лет там впервые начали делать льняные нити, а из них и ткани. Египтяне одевались преимущественно в набедренные повязки и платья. 

Ещё одна древняя цивилизация с уникальной традиционной одеждой – Китай. Там впервые была извлечена нить из тутового шелкопряда (5000 год до н.э.) и сделана шёлковая ткань. Мужчины и женщины одевались почти одинаково. Наряд состоял из широких штанов и рубахи, а наверх надевали длинные и просторные одежды, ткань которых доходила до пола, также важным элементом одеяния был пояс. Цвета несли глубокий смысл: жёлтый низ обозначал землю, а красно-чёрный верх – небо. В холодное время года богатые китайцы носили шубы. 

В 1050 году до н.э. жители древней греции одевались в одежды из льна и шерсти светлого цвета. Мужчины носили набедренные повязки и перекинутый через плечо кусок ткани, женщины наматывали на себя полотно в виде платья, а под него надевали тунику.

В Европе с 1200 года до н.э. и по 500 год н.э. женщины носили бесформенную одежду, это были платья или туники, под которые надевали юбки. Мужчины ходили в штанах, обмотанных на икрах кусками ткани. Для холодной погоды шили шубы и шапки из шкур мехом внутрь, а гладкой стороной наружу.

 Развитие ребенка рассказ об одежде

Одежда в средневековье

 В Византии была мода на роскошь. Женские платья и мужские костюмы с узкими брюками вышивали золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. 

В Европе в период раннего средневековья было развито рыцарство, поэтому большинство мужчин ходили в кольчугах и шлемах. Когда снимали доспехи, ходили в туниках и штанах.

Там же в 13 веке начала развиваться мода на роскошь. Дело в том, что Китай начал переправлять ткани по шёлковому пути. Богатые люди могли позволить себе парчу из дорогих тканей. Дамы носили платья с очень узкими рукавами.

Ещё через несколько веков появилась мода на пышные платья и затянутую шнуровкой область талии. А затем на глубокие декольте (и у мужчин в том числе) и мужские гольфы с короткими штанами.

В 1663 году в Версале ввели новый вид одежды. Ленты, перья и кружева были основой. Мужские рубашки и женские платья украшали изысканные воротники жабо. Обувь была в лентах и с бантами.

В 18 веке вещи стали делать изящными и изысканными. Платья подчёркивали фигуру и были вышиты орнаментом и украшены нежными кружевами.

В 19 веке в моду опять вернулись корсеты и невысокие воротники. Мужчины носили шляпу, трость, рубашку с жилетом, узкие штаны и туфли.

В начале 20 века начали появляться короткие юбки для женщин. Затем в 1930-е годы это стало неприличным и носили опять подлиннее. 

Во второй половине 20 века в моду вошли штаны для женщин. После этого было разрешено носить всё из разных современных стилей и это не вызывало упрёков.

В каждой эпохе было что-то особенное, отличающее её от предыдущей. Поэтому одежда не только грела, но и отражала дух своего времени.

Источник

Ирина сухова
Конспект занятия «Как появилась одежда?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Сценарий образовательной ситуации по ФЦКМ по теме «Как появилась одежда

в средней группе.

Автор разработки: воспитатель

Сухова И. В.

Первомайск, 2016

НОД – формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Средняя группа.

Тема: «Как появилась одежда

Образовательная область: «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Цель: сформировать представления детей об одежде, которую носили люди раньше.

Образовательные задачи:

• формировать у детей представление об одежде, которую носили раньше;

• развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации:

1. Новое знание – какая одежда была раньше, чем отличалась от сегодняшней?

2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение).

3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком: объяснить назначение предметов одежды.

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды.

6. Результат – выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию:

Демонстрационные:

• видеофильм (Письмо от Маши,

• слайды с альбомом Маши (5 шт: См. презентацию «Письмо от Маши», слайды «Ателье» (6 шт: См. презентацию «Письмо от Маши»)

Раздаточные:

• билеты: картинки с изображением предметов одежды;

• картинки с изображением времени года;

• картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин;

• картинки с изображением предметов одежды, которую люди носили раньше и на одежду нашего времени.

Технические средства: ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд).

Звуковое оформление: фонограмма «стук колес поезда».

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Есть ли у вас бабушки?

— А где они живут?

— Как вы думаете, где они хранят свою одежду?

— Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?

— Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».

— Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком: объяснить назначение предметов одежды?

— Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей об истории появления одежды.

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.

— Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда. Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи).

Читайте также:  Значение игры для психического развития ребенка

— Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного»).

-Как вы думаете удобно было носить такую одежду? (нет)

— Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы»)

— А эту одежду можно было долго носить? (нет)

— Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)

Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью»).

— Удобно ли так было носить ткань? (нет)

— Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда: платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда»)

— Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды. (слайд 5 «Разные предметы одежды»).

— Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.

3. Затруднение в ситуации.

— Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)

— Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)

— Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды, которую носили люди раньше).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

— Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)

— Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду? Кто эти люди?

— Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды, и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.

— Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)

— Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды. На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды. Дети садятся в свои вагоны.)

4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Воспитатель имитирует движение колес, дети повторяют: прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма).

— Вот наша остановка, которая называется «Ателье».

(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка, а на другом: кокошник, сарафан и передник).

— Здравствуйте, как Вас зовут?

— Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?

— Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как: сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.

— Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.

(Рассказ швеи)

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана»).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике»)

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник»). Это все женская одежда.

Кафтан — мужская одежда, которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана»)

Тюбетейка — это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки»)

Сюртук — это мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин. (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке»).

— Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.

— Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.

Воспитатель имитирует движение колес, дети повторяют: прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма).

— Ребята мы приехали, вот и наша группа.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи: закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды.

Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.

Воспитатель просит подойти детей к столам.

— Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать.

Дети выполняют задание.

— Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду, которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.

Дети выполняют задание.

— Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.

Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Где мы сегодня побывали?

— Кому смогли помочь?

— Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?

Источник