Игра создает зону ближайшего развития ребенка

Игра и «зона ближайшего развития» детей 6 – 7 лет.

«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Все это возможно только в том случае, если процесс обучения будет строиться с учётом условий, определяющих его развивающий эффект.

Возрастные мотивационные изменения у младших школьников таковы, что первоначально преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, далее появляется интерес к результатам учебного труда и лишь позже, при наличие благоприятных условий, формируется учебно-познавательная мотивация как интерес к процессу, содержанию учения, и еще позднее — к способам добывания знаний.

Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Главным в подготовке к систематическому обучению Л.А. Венгер, А.Л. Венгер считают условия, в которых находится ребёнок. Возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребёнка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных интересов общества. Основные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на конкретной возрастной стадии обуславливаются ведущей деятельностью, которой является игра. Именно она подготавливает его переход на новую более высокую ступень развития. Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

Значение и роль игры в жизни дошкольников, убедительно показана в трудах психологов советского периода (Н. Г. Морозова, З. М. Истомина, З. В. Мануйленко, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Т. О. Гигиневская, А. Н. Леонтьев.). Справедливость этого утверждения была доказана целым рядом экспериментальных работ, подтверждающих  «что в игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется». «Отношение игры к развитию, как отмечал Л.С. Выготский, — следует сравнивать с отношением игры к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра – источник развития и создаёт зону ближайшего развития. … По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребёнка».

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма  воспитания» — эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.

Д.Е. Эльконин характеризует дошкольное детство как период возникновения и расцвета игры в возрасте от 5 до 7 лет, особенно выделяя ролевую игру. Именно она, благодаря условности действия и знаковому характеру вовлекаемых в неё предметов, становится основным содержание деятельности ребёнка, своеобразным моделированием социальных отношений между людьми. В игре ребёнок познаёт, что значит быть взрослым, в то же время, понимая, что он ещё не взрослый. «Благодаря особой игровой технике возникают опосредованные знаками произвольные формы поведения. Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно».

Игра в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Она способствует развитию воображение у ребёнка, а также формирует обобщенные переживания и осмысленные ориентации в них. Именно  игра формирует первичную смысловую направленность и мотивы человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления. Формируется новообразование – соподчинение мотивов, то есть «внутренняя позиция».

Дидактические игры и игровые приёмы при постановке учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их использование для формирования мотивационной готовности состоит в том, «чтобы облегчить переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, сделать его постепенным».

Важно учитывать, что удельный вес игровых и собственно учебных форм в процессе развития  ребенка должен меняться. Если первые вначале преобладают, то затем ведущее место занимают вторые. «По мере такого сдвига будет возрастать уровень произвольности поведения ребёнка, его готовность учиться». «К концу дошкольного возраста на основе ролевой игры, как отмечает Д. Б. Эльконин,- развиваются разнообразные игры с правилами; их освоение имеет важное значение для подготовки к школьному обучению, которое всё пронизано разнообразными правилами. В игре ребёнок становится личностью». [55.97]

Многосторонне описана игра Аникеевой Н.П., она рассматривает игру как, психологическое явление, как средство воспитания, познания, психотерапии, как средство изучения детского общения. Аникеева Н. П. обращает внимание на игровой стиль как особый стиль отношений между взрослыми и детьми.

Основное место в подготовке ребёнка к школе, по мнению В. С. Мухиной, занимает организация игры и продуктивных видов деятельности. «Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складываются иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений».

В процессе общения с взрослыми людьми в связи с усвоением речи, развивается воображение ребёнка. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности  и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. Воображение – необходимый элемент игры. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Дающие, богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребёнку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость), ребёнок учится производить необходимые оценки и сравнения.

Обучение детей видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности. Все это ещё раз подчеркивает, что обучая ребёнка писать и считать в дошкольном возрасте, необходимо учитывать его ведущую деятельность – игровую. И обучение следует проводить в непринуждённой обстановке, в игровой форме.

Читайте также:  Закономерности физического развития и воспитания ребенка это

Новые виды деятельности возникают и дифференцируются внутри ведущей деятельности. В ней же формируются или перестраиваются отдельные психические процессы. Основные личностные новообразования, так же зависят от ведущей деятельности.

К личностным новообразованием в дошкольном возрасте относится и мотивационная готовность к школе, состоящая  из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольной организации поведения и деятельности. Напротив, отсутствие учебной мотивации при выполнения заданий проявляется в слабом развитии произвольности.

Все указанные выше компоненты психологической готовности к школе, по мнению Гуткиной Н.И., возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка – дошкольника, которое подразумевает, что малыш много играет сам, а так же со сверстниками и взрослыми. «В арсенале игр должны быть и сюжетно – ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на  игрушечных инструментах…». [21.131]

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение с взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности, учитывать возрастные особенности ребенка, использовать игры с правилами.

Для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении.

«Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, ребёнок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и писать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые. И всё это происходит естественно, без надрыва в виде специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника».

Готовность, как определяет её Л.Ф. Обухова, — заключается, в том в какую деятельность включены умения читать, писать и считать ребёнка в дошкольном возрасте. Л.Ф. Обухова пишет: «Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда, первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счёт. Владея ими, ребёнок может ещё не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности».

Кроме того, существуют исследования, показывающие, что систематическое обучение детей в старшем дошкольном периоде приводит к задержке у них развития учебной мотивации. В исследования М. Р. Гинзбурга показано, что у детей шестилетнего возраста, посещающих подготовительную группу детского сада, игровые мотивы менее развиты чем у детей того же возраста, окончивших нулевой класс школы.

Проведённые исследования Н. И. Гуткиной в начале 90-х годов прошлого века учеников-шестилеток первого класса на предмет выраженности у них познавательной мотивации показало, к концу года игровой мотив начинает доминировать над познавательным. «Таким образом, систематическое обучение детей шестилетнего возраста не только не способствуют развитию у них познавательных мотиваций, являющейся составной частью учебной мотивации, но, наоборот, приводит к усилению игровой мотивации».

Аналогичные результаты показаны в дипломной работе Е. А. Кудрявцевой, выполненной под руководством Е.И. Захаровой на психологическом факультете МГУ. Эксперимент показал, что познавательная потребность  тормозится в неадекватной для дошкольного возраста деятельности. Результаты данных исследований рассматривались с точки зрения влияния ведущей деятельности, то есть игры, на психическое развитие детей в дошкольном возрасте.

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Но, несмотря на то, что в разные времена характер их взаимоотношений кардинально менялся, существует довольно строгая и важная закономерность, которую необходимо не только знать и учитывать в своей деятельности педагогу, но и уметь реализовать в обучении.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка            и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто взаимно переплетаются, эти виды деятельности рассматриваются  как основные  условия формирования сознания личности. Так, в игре немало элементов учения, а в учении — труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно, ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия. Каждый вид деятельности определяются своими целями и способами их достижения.

Общим же для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей деятельности.

Таким образом, единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что психические процессы формируются и развиваются в деятельности: такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

  1. Айзман Р.И. Подготовка к школе. [Текст] Томск,  1994, 107 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -[Текст]  М., МГУ, 1999. — 148 с.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // [Текст] Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., МГУ, 1992. — 98 с.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. — М.; [Текст] Воронеж, 2005. — 164 с.
  5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе //[Текст]  Начальная школа: плюс до и после. — 2002. №10. — С. 19-25
  6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении //[Текст]  Вопросы психологии. 1998, №2. — С. 56-61.
  7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // [Текст] Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., МГУ, 2001. — 96 с.
  8. Венгер Л. А., Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребёнок к школе? –[Текст] М.: Знание, 1994. – 192 с.
  9.  Венгер А.Л.  Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. [Текст]  – М.: Владос – Пресс,2003, 160 с.
  10. Венгер Л.А. /Мухина В.С. Развитие мотивов  и формирование самосознания. [Текст]  М.:Просвящение. – 1998. 352 с.
  11. Венгер Л.А./ Мухина В.С. Развитие мотивов и формирование самосознания. [Текст]  М.: Просвещение. 1998. 352 с.
  12.  Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика. Под ред. И.С. Ладенко. [Текст]  Новосибирск, 2006. 145 с.
Читайте также:  Программы по развитию личностных качеств ребенка

Источник

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста.

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов:

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» — подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

— Воспитатель: «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные».

— Эмиль: «Да, красивые».

— Воспитатель: «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть».

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

— Воспитатель: «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно».

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития: у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Читайте также:  Роль языка и речи в развитии ребенка

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста.

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов:

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» — подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

— Воспитатель: «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные».

— Эмиль: «Да, красивые».

— Воспитатель: «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть».

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

— Воспитатель: «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно».

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития: у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Источник