Развитие ребенка от рождения до трех месяцев

Развитие ребенка от рождения до трех месяцев thumbnail

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности

На первом году жизни ребенка ждут значимые события. Сколько нового и интересного предстоит узнать крохе! Какими же особенностями обладают дети от рождения до 3 месяцев? Как с ними связано развитие ребенка?

Особенности ребенка от 0 до 3 месяцев

Особенности ребенка от нуля до трех месяцев заключаются в присутствии у них врожденных двигательных рефлексов. Если своим пальцем или каким-либо предметом коснуться ладошки ребенка, то сработает хватательный рефлекс, и малыш сожмет руку в кулачок. Поглаживание вдоль позвоночника характеризуется тем, что ребенок при этом изгибает туловище дугой. Если стопами ребенка коснуться опоры, то ребенок начнет делать «шаги». При прикосновении своей ладонью к стопам ребенка, лежащего на спине, он начинает отталкиваться от нее и пытаться ползти. Врожденные рефлексы постепенно угасают к возрасту 3-4 месяцев.

Дети в первый месяц после рождения большую часть времени спят и едят, совсем мало бодрствуют. Движения детей отличаются случайностью и беспорядочностью. Новорожденный ребенок не может сам поднимать головку и удерживать ее в вертикально. Ручки и ножки плотно прижаты к телу в согнутом положении, кисти сжаты в кулачки. Это происходит из-за того, что до трех месяцев у детей повышен тонус в мышцах-сгибателях ручек и ножек (физиологический гипертонус).

Острота зрения новорожденного ребенка ─ очень низкая. В первые недели после появления на свет он видит примерно на расстоянии от 20 до 50 см. Дети в этом возрасте различают расплывчатые контуры, темноту и свет. Они реагируют на светлые предметы овальной формы, которые по размеру соответствуют груди матери или лицу человека. К концу 4-й недели жизни малыш фиксирует взгляд на лице матери или других знакомых родственников. Ребенок в этом возрасте первый раз улыбается.

Слух у детей хорошо развит с рождения, но реакция на звуковые раздражители формируется постепенно. Новорожденный вздрагивает на громкие звуки, может при этом раскидывать ручки и ножки. Примерно после двух-трех недель малыш начинает реагировать на голос. Он замирает и перестает сосать, когда с ним заговаривает мама, прислушивается.

На втором месяце развитие ребенка идет быстрыми темпами. Мамы отмечают что-то новенькое каждый день. Малыш начинает приподнимать голову (когда лежит на животе), поворачивать ее вправо и влево, следить за движущимися предметами. В этом возрасте ребенок улыбается почти всем взрослым, которые склонились над ним, чтобы пообщаться.

Обращение взрослых к малышу приводит к «комплексу ожив­ления» — вскидывание ручек и ножек, размахивание и движение ими в разные стороны. «Комплекс оживления» очень полезен для развития ребенка.

Развитие ребенка на третьем месяце жизни характеризуется новыми умениями. Он учится поворачиваться со спины на бочок. Иногда ему удается перевернуться на живот, но чаще ─ это случайность в таком возрасте.

К трем месяцам ребенок хорошо следит за предметами, которые движутся, узнает лица близких ему людей, тянется к игрушкам и ярким предметам. Появляется восприятие цветов. Сначала малыш видит красный цвет, затем желтый и зеленый, после этих цветов ─ синий. Ребенок в 3 месяца поворачивает голову в направлении источника звука.

На что должно быть направлено развитие ребенка

Учитывая особенности ребенка первых трех месяцев жизни, следует определить план его развития. Хоть бодрствует малыш мало, это время должно быть временем его активных движений. Желательно в периоды бодрствования его не пеленать, освободить ручки и ножки.

Очень полезно выкладывать ребенка на животик. Стоит делать это перед кормлением. В этом положении ребенок будет тренироваться поднимать голову, поворачивать ее и наблюдать за всем происходящим вокруг.

Следует заниматься с детьми гимнастикой, делать материнский массаж. Все упражнения в этом возрасте направлены на разгибание конечностей. Выполнять упражнения нужно не насильственно, а используя врожденные рефлексы.

Ребенку очень важно, чтобы с ним много разговаривали, общались. Не нужно бояться приучить малыша к своим рукам. Руки родителей и их ласковый голос просто необходимы для гармоничного развития ребенка. Чтобы освободить руки для домашних дел, можно использовать периодически слинг.

На осмотре у невролога можно задать вопрос, касаемо плавания с надувным кругом на шее. Многим детям это очень нравится, но необходимо выяснить, нет ли противопоказаний у ребенка к таким занятиям.

Игрушки и другие средства для развития ребенка первых 3 месяцев

С появлением в доме малыша, в доме «поселяются» игрушки в большом количестве. Необходимо выбирать только качественные и безопасные игрушки. Особенности ребенка первого года таковы, что он все «пробует на зуб». Поэтому краска на них должна быть стойкая, нетоксичная. Сами игрушки могут быть деревянными, пластмассовыми и др. Какие же игрушки подходят в данном возрасте для развития ребенка?

  • Погремушки и небольшие игрушки.

Погремушки должны быть разные и по форме, и по цвету, и по материалу, из которых они сделаны. Следует иметь хотя бы несколько таких погремушек, которые можно легко удержать в маленькой ручке. Многие современные игрушки многофункциональны, они могут и звенеть, и пищать, и шуршать. Не следует предлагать малышу сразу много погремушек, лучше половину припрятать и время от времени менять их. Сначала ребенок следит за погремушкой из рук мамы, прислушивается к ее звучанию. Потом мама вкладывает ее в ручку малыша. Постепенно ребенок научится брать игрушку сам.

Читайте также:  Что способствует умственному развитию ребенка но и активно развивает его

  • Музыкальная карусель или мобиль.

Такая конструкция обычно подвешивается над кроваткой. Дети очень любят следить за движущимися по кругу зверятами и слушать приятную мелодию.

Такая гирлянда представляет из себя подвеску с игрушками, которая натягивается над кроваткой, или в люльке коляски. Сначала ребенок просто рассматривает игрушки, потом начинает к ним тянуться и случайно наталкиваться. К трем месяцам большинство детей уже активно стучат ручками по гирлянде и трогают игрушки.

Они могут быть в виде игрушек-погремушек, которые при включении поют песенки. Можно приобрести картонные музыкальные книжки. Также для развития ребенка будут незаменимы наборы детских музыкальных инструментов, всевозможные колокольчики и бубны.

Современные коврики очень красочные и интересные. Над ковриком перекрещиваются дуги, к которым можно подвесить игрушки на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до них.

Он пригодится для занятий гимнастикой с детьми. Для начала можно просто покачивать ребенка на мяче. Это станет хорошей тренировкой мышц всего тела и вестибулярного аппарата.

Воздушные шары, наполненные гелием можно привязать к бортикам кроватки, ребенок будет рассматривать их. Можно нарисовать на шарике маркером глаза и улыбку, чтобы привлекать еще большее внимание малыша.

  • Игрушки из подручных материалов.

Зачастую именно самодельные игрушки привлекают детей больше всего. Можно в небольшую пластиковую бутылку насыпать макарон или цветных пуговиц. Затем плотно закрутить крышку, и чудесный маракас готов! Можно сложить в мешочек из ткани кусочки фольги, шуршащие фантики от конфет, крупные бусины. Сам мешочек нужно крепко и надежно перевязать. Сначала мама будет показывать, как шуршит мешочек, а потом и малыш заинтересуется.

Особенности ребенка первых месяцев жизни относительно зрения таковы, что он хорошо различает контрастные цвета ─ черный и белый. Рекомендуется в поле зрения ребенка развесить ему черно-белые картинки с узорами и изображением разных предметов. Многие дети очень любят их разглядывать. Необходимо периодически менять картинки.

Дети растут и развиваются очень быстро. Очень важно быть бдительными и не оставлять ребенка одного, смотреть вперед на несколько шагов. Еще вчера он не умел переворачиваться, а сегодня чуть не упал с кровати. Кроме того, необходимо следить за мелкими предметами, которые ребенок может проглотить или вдохнуть.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. — 2014

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. — 2007

Источник

Развитие ребенка от рождения до 3 месяцев

Вот и он, нет — ОН. Большие буквы — лишь часть той значимости, с которой малыш приходит в нашу жизнь. ОН родился, вы смотрите на НЕГО, о ком так много думали, с кем долго разговаривали. Теперь ОН здесь, отдельно от вас, и вас переполняет чувство нежности.

Поздравляю, вы счастливица! Вы представляете собой идиллическую картину матери и младенца. Но бывает, что нежность и радость, такие естественные для молодой матери, сменяются недоумением и растерянностью.

Не пугайтесь, это случается сплошь и рядом, особенно при рождении первенца.

Ваши первые ощущения после рождения ребенка

И если вам кажется, что рядом с вами просто маленький бессмысленный комочек, который только справляет свои естественные потребности, не нужно в ужасе хвататься за голову и кричать: «Я плохая мать, напрочь лишенная материнских чувств!»

Сохраняйте спокойствие! С вами полный порядок, такое бывает, вы не един­ственная мама на свете, додумавшаяся до такой крамолы. Первый опыт материнства всегда уникален, ведь того, что происходит сейчас, никогда раньше с вами не бывало. Вашу грудь не распирало от молока, ТАКОЙ усталости вы никогда не знали, никто и никогда не требовал от вас полного подчинения распорядку другого человека. Да и как всерьез назвать челове­ком этого карапуза, малютку, ползунка… Как взаимодействовать на равных с хозяином таких прозвищ? Как-то даже неловко.

Да, задача не из легких: вам предстоит пробиться через завалы незнания и неопытности, чужих советов и умных книг, выработать свою особую линию поведения с вашим чадом. Итак, не корите себя и делитесь с окружающими своими чувствами, ищите поддержку. Ваши труды со временем будут вознаграждены: еще немного — и вы поймете, что необходимо делать, начнете неосознанно пользоваться секретами материнства своих мам и бабушек. А через много лет, бессознательно воспользовавшись багажом, заложенным в детстве ВАМИ, ваш ребенок сумеет стать счастливым и создать гармоничную семью.

Своеобразным посланием от всех матерей для вас как раз и станут пестушки, а позднее — потешки. Если вы не помните их с детства и не выучили за время беременности, то легко освоите сейчас. Они помогут разнообразить и оживить ваше общение с малышом. Ведь он пока только ест и спит. Он еще не умеет играть и слов не понимает. Зато радуется нежным прикосновениям и ласковой интонации. Он ждет от родителей безоговорочной любви, нежности и хорошего настроения.

Читайте также:  Развитие 6 месячного ребенка что

➠ Опыт материнства всегда уникален. Процесс познания малыша и налаживания с ним контакта у каждой мамы протекает по-своему. Подспорьем в этом нелегком деле являются потешки и пестушки.

➠ Когда малыш спит, а у вас нет неотложных дел, с чистой совестью используйте это время для отдыха. Занимайтесь собой, поспите, в общем — копите силы, они вам пригодятся.

А если вы пели и рассказывали стишки своему ребенку еще до рождения, пестушки помогут создать у малыша ощущение комфортного и знакомого окружения: тот же ритм, мелодику и тембр голоса он слушал еще в утробе, где чувствовал себя вполне уютно. Теперь, услышав знакомые звуки, малыш будет успокаиваться и радоваться.

НОРМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫША

Молодые мамы всегда интересуются нормами развития малыша. И очень беспокоятся, когда их родной ребеночек отстает в развитии или, наоборот, опережает норму. А ведь все «нормы развития» дают лишь средние значения, а спектр нормы — очень широк. Так что если у вашего малыша что-то идет «не по норме», это, скорее всего, означает, что он просто не попал в «среднюю группу». Напоминаем, внутривидовые отличия — это типичное свойство всех живых существ, и человечество — не исключение.

Но мы все же удовлетворим естественное любопытство молодой мамы.

Нормы развития ребенка в 1 месяц

В 1 МЕСЯЦ малыш обычно уже радует родителей следующими умениями.

✓ Совершает микродвижения и издает звуки.

✓ Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

✓ Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и человеческом лице и следит за ним при плавном его перемещении в поле зрения.

✓ Реагирует на мамин голос.

Первый месяц закончится быстро, можно даже сказать, пролетит. И вот вы с гордостью сообщаете: «А нам уже месяц!» Вам кажется, что это так много и так важно.

И в течение всего первого года каждые 30 дней будут для вас важным свершением. Потом жизнь потечет быстрее, будет набирать обороты, пока вы не опомнитесь у школьных дверей. А сейчас вы на пороге второго месяца.

Нормы развития малыша в 2 месяца

В 2 МЕСЯЦА ребенок овладевает следующими умениями

✓ Улыбается, видя знакомое лицо или слыша знакомый голос.

✓ Удерживает в поле зрения движущийся и остановившийся предмет.

✓ Поворачивает голову к источнику звука, ищет его глазами.

✓ Лежа на животе, пытается держать голову.

✓ Произносит звуки, вокализируя гласные.

Теперь малыш спит чуть меньше, активно растет, список его умений и навыков увеличивается.

Нормы развития ребенка в 3 месяца

В 3 МЕСЯЦА малыш демонстрирует такие навыки.

✓ Узнает лица мамы и папы, смеется при общении.

✓ Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.

✓ Находит взглядом источник звука и света.

✓ Гулит, воркует, «беседует» со взрослыми.

✓ Попадает руками по висящим над кроваткой игрушкам.

✓ Хватает игрушку и тянет ее в рот.

✓ Лежа на животе и опираясь на предплечья, приподнимает голову.

✓ Держит голову и управляет ею.

✓ Переворачивается со спины на бочок и обратно.

✓ Демонстрирует в ответ на обращение «комплекс оживления».

✓ Капризничает и хнычет, протестующе кричит.

Врожденные рефлексы малыша от 0 до 3 месяцев

К моменту рождения у малыша имеется целый комплекс так называемых врожденных рефлексов, одна часть которых исчезает в течение первых месяцев жизни, другая преобразуется в приобретенные рефлексы, работающие уже на сознательном уровне, а третья часть (например, рефлексы моргания, зевоты, коленный и т. д.) остается на всю жизнь.

Перечислим семь основных рефлексов, имеющихся в норме у новорожденного.

1. Хватательный рефлекс. При поглаживании ладошки или при легком к ней прикосновении малыш рефлекторно сжимает кулачок и удерживает то, чем к ней прикоснулись. Причем вес предмета может достигать килограмма.

2. Поисковый рефлекс. При прикосновении к щечке или при ее поглажи­вании малыш поворачивает головку в соответствующую сторону.

3. Сосательный рефлекс. Если провести вокруг рта пальцем или соской, малыш делает губами сосательные движения.

4. Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, малыш поворачивает стопу, одновременно раскрывая пальчики ноги.

5. Рефлекс Мора. При громком или внезапном звуке малыш разводит и сводит ручки и ножки.

6. Рефлекс Бабкина. Если надавить на ладошку малыша, он повернет голову и откроет рот.

7. Плавательный рефлекс. Если положить малыша на животик, он будет совершать движения, подобные плавательным.

Рекомендуем посмотреть:

В каком возрасте можно начать обучать ребенка плаванию?

Один день из жизни ребенка от 7 до 9 месяцев. Воспитание и развитие малыша от 7 до 9 месяцев

Источник

В статье описано физическое, психологическое и сенсорное развитие детей на 1, 2 и 3 месяцах первого года жизни.

мать и ребёнок

Развитие ребёнка в 1 месяц.

Первый месяц жизни маленького человека – это очень важный этап в его развитии. Он знакомится с миром, приспосабливаясь к совершенно новым для него условиям существования. Около 16-20 часов в сутки ребенок проводит во сне. Периоды его бодрствования пока еще очень непродолжительны.

Читайте также:  Отставание в развитии у ребенка фото

Физическое развитие.

За первый месяц антропометрические показатели ребенка увеличиваются:

• рост — на 2-3 см.;

• вес — на 600-800 грамм;

• окружность головы и грудной клетки — на 1-1,5 см.

Движения рук и ног в этом возрасте спонтанны, координация отсутствует. Ребенок рефлекторно приподнимает голову, оказываясь в положении на животе. Его руки чаще всего сжаты в кулачки и приведены к туловищу. Так проявляется физиологический тонус мышц. Со временем он пройдет самопроизвольно.

Сенсорное восприятие.

Ребенок слышит, видит, различает запахи и вкусы, чувствует прикосновения, боль. По запаху он узнает маму. Он еще недостаточно хорошо видит, но уже способен фиксировать взгляд на лице взрослого. Переводит взгляд на яркий предмет. Реагирует на голос – вытягивает вперед губы и улыбается. Малыш криком сообщает о том, что ему нужна помощь. А когда его берут на руки — затихает.

Развитие ребёнка в 2 месяца.

Малыш стремительно меняется и развивается. Он уже может непрерывно бодрствовать 1-1,5 часа и отличать день от ночи. Ребенок привыкает к порядку, постоянно совершаемых действий. В этом возрасте уже можно постепенно начинать выстраивать режим дня – стараться купать, делать гимнастику и укладывать малыша на ночной сон примерно в одно и то же время. Простые ритуалы, совершаемые каждый вечер помогут малышу настроиться на спокойный сон. Кроме того, это создаст у малыша ощущение стабильности и безопасности.

Физическое развитие.

За второй месяц ребенок подрастает еще на 3 сантиметра и прибавляет в весе 700-900 грамм.

Тонус мышц постепенно уходит, его ручки и ножки чаще бывают расслаблены, ладошки раскрыты. Его движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Размахивая ручками, он пытается ухватить висящую перед ним игрушку. Он еще не умеет направлять свои руки, и его попытки редко бывают удачными. Лежа на животе, он приподнимает не только голову, но и плечи. Пытается удерживать голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого. Недолго удерживает в руке, вложенный в нее предмет. Он часто оживленно двигается, отталкиваясь ногами от поверхности. Предпринимает попытки повернуться на бочок.

Сенсорное и эмоциональное развитие.

Ребенок начинает активно интересоваться окружающим его миром. Подолгу разглядывает неподвижные предметы, контрастные картинки, лица. С интересом рассматривает собственные ручки. Малыш реагирует на общение с близкими – часто улыбается и даже иногда смеется. Оживляется при появлении близкого человека. Малыш прислушивается к голосам, поворачивает голову в поисках источника звука. В «голосе» малыша появляются интонации – он по-разному плачет, в зависимости от ситуации. Внимательные родители по характеру плача могут догадаться, что именно беспокоит ребенка. 

Развитие речи.

В этом возрасте уже проявляются первые предпосылки к будущей речи – гуление. Ребенок нараспев произносит гласные звуки и сам к ним с интересом прислушивается. Он проделывает это снова и снова, совершенствуя свои речевые навыки и приходя в восторг от своих возможностей. Со временем, произносимые им звуки становятся длиннее и разнообразнее.

Развитие ребёнка в 3 месяца.

Малыш все чаще бодрствует и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Это время необходимо использовать для физического и эмоционального развития ребенка – играть с ним, разговаривать, делать гимнастику и массаж.

Физическое развитие.

За третий месяц ребенок прибавляет в весе примерно 800-900 грамм и подрастает на 2,5-3 сантиметра, окружность его головы увеличивается на 1,5 см.

Ребенок хорошо удерживает и поворачивает голову, лежа на животе. Приподнимает грудь, опираясь на локти. При этом он укрепляет мышцы спины и шеи. А также получает новые впечатления. Лежа на спине он подтягивает ножки к туловищу и хватает себя за пяточки. Находясь на ровной твердой поверхности в течение длительного времени, ребенок быстро начинает осваивать поворот со спины на бок и переворот на живот. Теперь он может изучать мир в новом ракурсе, самостоятельно меняя положение тела. Это, несомненно, добавляет ему новых впечатлений. У ребенка складывается способность к удержанию головы в вертикальном положении.

Сенсорное и эмоциональное развитие.

Малыш улавливает интонации в голосе взрослого – по-разному реагируя на сердитый и ласковый тон. Узнает близких. В присутствии чужого человека может проявлять настороженность. Через крик он может высказывать свое недовольство и протест. Вскидывает ручки, размахивает ими и радостно улыбается при виде матери. Так проявляется «комплекс оживления», при помощи которого ребенок выражает эмоции. Он громко смеется в ответ на веселые игры и ласковое общение. Малыш начинает следить взглядом за движущейся игрушкой. Хватает и тянет в рот все, что попадает в поле его зрения – игрушки, пеленку, собственные ручки и ножки. Удерживая в руке погремушку или случайно задев ее, ребенок прислушивается к получившемуся звуку. Со временем он начинает понимать, что своими движениями может вызывать звучание предмета. Он с интересом ощупывает различные поверхности. Возрастает его самостоятельность. Теперь он сам развлекает и обучает себя.
 

Источник