Развитие ребенка на разных этапах жизни

Развитие ребенка на разных этапах жизни thumbnail

Весь процесс взросления ребенка можно разделить на несколько больших периодов. От самого зачатия и до 16-18 лет происходят колоссальные возрастные этапы развития ребенкаизменения. Каждый из этапов содержит свои ключевые моменты и важные детали.

Родители должны понимать, что часто поведение ребенка на той или иной стадии развития обусловлено внутренними изменениями. Человек растет, меняется физически и психологически. Все возрастные этапы развития ребенка приносят в его жизнь глобальные перемены. Меняются возможности, интересы и увлечения, а также и потребности ребенка. Родители должны помочь своему малышу пройти весь путь взросления.

Возрастные этапы

Развитие ребенка начинается сразу после момента зачатия. Клетки начали делиться — началась жизнь и развитие крохи. Выделяется 7 больших этапов в жизни каждого человека. Стоит отметить, что чем старше мы становимся, тем медленнее протекают все процессы. Например, интенсивность развития в первый период самая высокая. Встречаются две крошечные клетки, а через 5-6 дней уже получается зародыш. За этот период произошел колоссальный рост и усложнение организма.

А всего за 9 месяцев возрастные этапы развития ребенкаиз крошечного неоформленного зародыша получается ребенок. Все его внутренние органы готовы сразу же начать функционировать. Пройдет еще 2 года — ребенок уже может ходить, бегать, говорит простыми фразами, понимает речь взрослых. Он испытывает эмоции, обладает способностью общаться, умеет что-то делать самостоятельно.

В самом начале для перехода на новый этап развития требовались всего лишь часы и дни. Далее этапы физического и психического развития занимают месяцы, годы. Чем старше ребенок, тем медленнее проходят изменения. Считается, что основное взросление идет до 16-18 лет. Затем настает уже взрослая жизнь.

Внутриутробный период

Занимает в среднем 280 дней. От момента зачатия и до самого конца — родов. Этот первый этап является чрезвычайно значимым. От того, как протекает беременность, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Здесь важно все:

  • наследственность;возрастные этапы развития ребенка
  • состояние здоровья матери;
  • течение беременности (был ли сильный токсикоз, травмы, кровотечения);
  • питание матери;
  • как прошли роды.

Как только кроха появляется на свет, начинается совершенно новый возрастной этап.

Неонатальный этап

Возможно, этот возрастной период самый трудный. Сейчас очень важно, чтобы первый месяц за малышом был правильный уход. Это те самые 4 недели после рождения. Обязательно важно соблюдать режим питания. Кроха кушает каждые 2-3 часа и днем, и ночью. Сейчас он лишь спит, ест, плачет. Организм набирается сил, получает максимум питательных веществ из маминого молока.

Это незаметно, возрастные этапы развития ребенкано идет активное психическое развитие. Кроха впервые видит предметы, людей, цвета. Он ощущает запахи, слышит голоса, привыкает к ним. Все это анализируется и усваивается во сне. Сейчас нужно обеспечить для крохи комфортные условия:

  • оптимальная температура в комнате +22 С;
  • часто проветривайте помещение;
  • свет в комнате крохи должен быть неярким;
  • 2 раза в день (утром и вечером) нужно купать кроху в проточной теплой воде;
  • следите за состоянием кожи (нет ли покраснений, сыпи, опрелости).

К вам будет приходить врач или медсестра для проверки состояния малыша. В этот период лучше всего, если рядом с крохой будут находиться только родители и ближайшие родственники. Его иммунная система пока очень слабая – даже легкая простуда может стать серьезной угрозой для него.

Грудничковый период

Проходит с начала 5 недели (30-го дня) и до 1 года. Сейчас ваш ребенок стремительно меняется. Он растет каждый месяц на 2-3 сантиметра, прибавляет в весе. Происходит изменение его тела: вытягиваются ручки и ножки, увеличиваются внутренние органы. Пальчики становятся подвижными и ловкими. К 3-4 месяцу начинают резаться зубки.

Кроха возрастные этапы развития ребенкасам себя тренирует. Все вокруг такое интересное – нужно скорее научиться держать головку. Сначала всего на пару секунд, затем 2-3 минуты. Шейка крепнет. Затем малыш делает попытки сесть. Так изучать мир гораздо проще. Далее – ползание. Уже к 1 году многие малыши могут легко вставать на ножки, ходить, держась за ручку мамы.

Происходят изменения в его эмоциональном развитии. К 3-4 месяцу кроха уже будет одаривать маму с папой своей улыбкой. Его лепет становится все более эмоциональным, разнообразным. Малыш узнает родных и знакомых людей. Он любит играть, у него появляются любимые игрушки, с которыми не хочется расставаться.

Ясельный период

От 1 года до 3 лет. Главная задача этого периода — подготовить малыша к походу в садик. Конечно, не все пойдут в него, но суть в том, чтобы сделать ребенка чуть-чуть самостоятельнее. Сейчас он уже может кушать более взрослые блюда. Меняется внешний вид крохи: уходит детский жирок, тело принимает более взрослые очертания.

Повышаетсявозрастные этапы развития ребенка сопротивляемость организма к инфекциям. К 3 годам все основные прививки уже сделаны. Это значит, что иммунная система работает гораздо эффективнее. Дети становятся очень активными, подвижными. Они проводят за играми практически все время. Чем старше кроха, тем более сложными становятся игры.

Меняется представление ребенка о себе. Теперь формируются многие личностные качества. Вы уже можете понять, какой характер будет у вашего крохи: может ли он идти на компромисс, станет ли отстаивать свое мнение. Потихоньку дети становятся все более самостоятельными. Главное — появляется желание научиться чему-то, действовать без помощи мамы. Все это очень пригодится ему в садике, а потом и в школе.

Стремительно развивается речь ребенка. Чтобы она была правильной, нужно чаще разговаривать с ним, читать сказки, книжки. От вас он перенимает произношение, артикуляцию. Важно следить за тем, что и как вы говорите. Кроха быстро учит новые слова.

Дошкольный период

Длится с 3 до 7 лет. Если кроха идет в садик, значит, для него уже началась «взрослая» жизнь. Это еще не школа, но тут можно многому научиться. В возрастные этапы развития ребенкапервую очередь, общаться с другими детьми и взрослыми. Дома ваш ребенок может диктовать некоторые правила:

  • кушает то, что ему нравится;
  • придумывает правила игры;
  • всегда выбирает для себя те игровые роли, которые ему нравятся;
  • почти всегда с ним соглашаются.

В садике ситуация другая. Там раскрывается социальная составляющая личности крохи. Сумеет ли он найти общий язык со всеми или же будет дружить только с определенными детьми? Станет лидером или будет следовать чужим правилам?

Общение, совместные игры стимулируют развитие мышления. Необходимо принимать решения, основываясь на своем опыте. Так происходит быстрое интеллектуальное развитие. Конечно, родители и воспитатели помогают, но основной прогресс дети делают самостоятельно. Сейчас очень важно поддерживать в них познавательный интерес ко всему.

Данный этапвозрастные этапы развития ребенка развития подготавливает ребенка к следующему: близится 1 класс и школа. Тут уже нужно быть полностью уверенным в своих силах. Ходит кроха в садик или нет, его необходимо приучать к самостоятельности. Ребенок должен:

  • кушать сам;
  • знать правила личной гигиены (как мыть руки, чистить зубы);
  • знать, как правильно обращаться к взрослым;
  • следовать правилам поведения.
Читайте также:  Коррекция психического развития ребенка путем научения

Это все важно, особенно для правильного психического развития малыша. Если ограждать его от всех обязанностей, следовать лишь его желаниям, то вы получите инфантильного и эгоистичного ребенка. Это серьезно тормозит правильное интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Младший школьный возраст

Время с 7 до 13 лет. Укрепляются кости, меняются зубы. Сейчас ребенку необходимо потреблять достаточно возрастные этапы развития ребенкакальция, фосфора, витаминов. Их можно получить через:

  • фрукты: бананы, яблоки;
  • мясо: говядина, нежирная свинина;
  • молочные продукты: молоко, йогурты, творог, ряженка;
  • крупы и орехи: гречка, геркулес, рис, фундук.

Ребенок заметно прибавляет в росте, вытягивается. Бывают потери веса, но это обычно связано с активной жизнью, постоянным движением.

Поход в первый класс — всегда стрессовая ситуация. Тут все новое, да еще появляется много обязанностей, уроков. Сейчас лучше не нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий. Чаще бывайте на свежем воздухе.

Период младшего школьного возраста связан с активным психическим развитием:возрастные этапы развития ребенка

  • совершенствуется память;
  • появляются разносторонние интересы;
  • улучшается внимание;
  • повышается концентрация (ребенок может удерживать внимание на одной теме 30-40 минут).

Кроме того, малыш начинает смотреть на себя с социальной точки зрения. Какой он? Чем может заинтересовать других, чем понравиться? Дети в этом возрасте самокритичны, но их мнение часто меняется.

Старший школьный возраст

Этот этап очень важен. С 12-13 до 16-18 лет идет активное изменение организма. Пубертатный период приносит в жизнь ребенка радости и проблемы. Изменяется тело. Подросток может быстро похудеть или набрать вес. Тело становится немного непропорциональным. Сейчас время для активной работы эндокринной системы: надпочечники, гипофиз начинают выделять все больше гормонов. Какие-то вещества только-только поступают в кровь. Ребенок меняется, его организм становится все более взрослым. Из-за гормональных перепадов может сильно «скакать» настроение.

Сейчас возрастные этапы развития ребенкаорганизм переживает стресс – «гормональный бум». Ему нужна поддержка: витамины, правильное питание. Лучше всего исключить жирные и острые продукты, снизить потребление мучного. Включите в рацион больше свежих овощей и фруктов.

Очень важно то, что человек меняется психологически. Ребенок осознает свое место в мире, у него появляются долгосрочные планы. Теперь он начинает оценивать свое поведение со стороны, изменяются его ценности. Это говорит о том, что произошел качественный скачок интеллектуального и психического развития. Конечно, в 16-17 лет подростки еще не всегда готовы к самостоятельной жизни. Но они уже прошли огромный путь развития. Этот возрастной этап считается заключительным. Дальше — взрослая жизнь.

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

Читайте также:  Влияние речи родителей на развитие речи ребенка раннего возраста

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требуют 5 правок.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Читайте также:  Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—13 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (13—19 лет)
    • Ранняя юность (от 19 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник