Развитие ребенка как предмет научного исследования

Развитие ребенка как предмет научного исследования thumbnail

Периодизация
дошкольного возраста.

Закономерности
развития ребенка раннего

и дошкольного
возраста.

Факторы развития
ребенка.

Методы
педагогического исследования.

1.1. Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования
дошкольной педагогики является ребенок
в период от рождения до семи лет. Развитие
личности в этот отрезок жизни проходит
многогранные изменения, в связи с чем
возникла необходимость выделить
определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой
периодизации дошкольного возраста
занимались Аристотель, Я. А. Коменский,
Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский,
Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным
является подход Л. С. Выготского, который
предложил возрастную периодизацию, в
основе которой лежит теория стабильного
возраста и кризисов в развитии. Опираясь
на эту теорию, можно выделить следующие
возрастные периоды: новорожденность,
младенчество, ранний возраст, дошкольный
возраст.

Исследования Д.
Б. Эльконина позволили составить
периодизацию на основе выделения
социальной ситуации развития и ведущей
деятельности возраста (младенчество —
эмоциональное общение; ранний возраст
— предметная; дошкольный возраст —
игра). Появление деятельности он связывает
с определенным уровнем психического
развития ребенка, с его возможностями.
Виды деятельности постепенно сменяют
друг друга, обеспечивая полноценность
развития.

В дошкольной
педагогике выделяют два периода развития
ребенка: ранний возраст (от рождения до
трех лет) и дошкольный возраст (от трех
до семи лет). На основе этого в структуру
дошкольных образовательных учреждений
входят ясли и детский сад, которые в
свою очередь делятся на группы:

3 мес.—1 год — I
группа раннего возраста;

1—2 года — II
группа раннего возраста;

2—3 года — I
младшая;

3—4 года — II
младшая;

4—5 лет — средняя;

5—6 лет — старшая;

6—7 лет —
подготовительная.

Учебно-воспитательный
процесс в ДОУ строго ориентирован на
учет возрастных возможностей и
способностей детей, в соответствии с
которыми выдвигаются задачи и выбираются
средства, методы и формы педагогического
воздействия.

1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста

Проблеме развития
и воспитания детей раннего возраста
посвящены работы
В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л.
Фигуриной, Н. М.
Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева,
С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г.
Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др.
Исследователи определяют ранний возраст
как период быстрого формирования всех
свойственных человеку психофизиологических
процессов.

У ребенка быстро
меняются антропологические показатели:
вес, рост, размеры окружности головы и
грудной клетки; начинают усиленно
функционировать все жизнеобеспечивающие
системы организма; прогрессируют темп,
последовательность и качество движений;
совершенствуется мышечный аппарат;
появляются зубы.

Н. М. Щелованов, Н.
М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер
и др. считают ранний возраст сензитивным
для сенсорного развития детей. В этот
период начинают формироваться
представления о сенсорных эталонах. К
концу раннего возраста дети уже способны
различать цвета, некоторые геометрические
фигуры, ярко выраженную величину
предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием
восприятия при усвоении предметных
действий у ребенка формируются и основные
компоненты мышления. В процессе
манипулятивной деятельности перед
ребенком раскрываются связи между
предметами, формируются опосредованные
действия. Исследуя развитие мышления
ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л.
Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец
отмечают, что решение задач путем внешних
проб (наглядно-действенного мышления)
в дальнейшем заменяется их решением во
внутреннем плане, на основе оперирования
образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте
ребенок овладевает величайшим достоянием
человечества — речью. А. В. Запорожец
отмечает, что ребенок в раннем возрасте
проходит два этапа развития речи:
подготовительный (гукание, гуление,
лепет) и этап собственно речевого
развития, когда на основе формирующейся
потребности в речевом общении формируется
пассивная
(понимание) и активная речь, которая
начинает выполнять основные присущие
ей функции: коммуникативную, сигнификативную,
обобщения.

К концу третьего
года жизни возможности ребенка возрастают,
вместе с ними растет желание действовать
самостоятельно, выполняя роль взрослого.
Разрешению кризиса способствует переход
с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок
отображает действительность и имеет
возможность реализовать желание
участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить
некоторые закономерности в развитии
детей на этапе раннего возраста: быстрый
темп физического и психического развития,
взаимосвязь первого и второго; приобретение
ребенком первоначального социального
опыта, привычек поведения; эмоциональность
как ведущая характеристика возраста;
потребность в индивидуальном контакте
со взрослым; зависимость развития от
наследственности и развивающей социальной
среды и др.

В дошкольном
возрасте (от трех до семи лет) у ребенка
возрастает потребность в движениях,
развивается моторная память, появляется
согласованность, слитность, четкость
движений; вся двигательная деятельность
становится более осознанной,
целенаправленной и самостоятельной;
повышается физическая и умственная
работоспособность.

Читайте также:  Ребенок второй год жизни развитие

Умственное развитие
дошкольников набирает высокий темп. В
этот период продолжается совершенствование
чувственных, наглядных способов познания;
основные формы мышления наглядно-действенное
и наглядно-образное. Осуществляется
развитие основных умственных действий:
анализа, сравнения, обобщения, классификации
и т. д.; к семи годам все большая роль
отводится словесно-логическому мышлению.
Возрастает произвольность познавательных
процессов: памяти, восприятия, внимания.
Меняются основные мотивы умственной
деятельности ребенка от игровых интересов
к познавательным; происходит формирование
общего метода умственной деятельности,
который заключается в умении принять
или поставить задачу, отобрать способы
ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст
— период интенсивного совершенствования
речи: обогащается словарь, правильным
становится произношение звуков,
развивается связная речь

Ведущей деятельностью
дошкольника является игра — своеобразный
способ переработки полученных из
окружающей жизни впечатлений. В игре
ярко проявляются особенности мышления
и воображения ребенка, его эмоциональность,
активность, потребность в общении.
Социальная значимость игры заключается
в том, что в процессе общения со
сверстниками у ребенка формируются
навыки взаимодействия: он учится
согласовывать свое мнение с другими,
подчиняться правилам, регулировать
поведение в соответствии с отведенной
ролью, оказывать помощь товарищам и т.
д.

Наряду с игровой
у дошкольника формируются разные виды
художественной и трудовой деятельности:
характер, мотивы и направленность
которых обуславливает возросший уровень
физического, умственного и волевого
развития.

В дошкольном
возрасте дети накапливают первый опыт
нравственного поведения, оно становиться
все более осознанным, организованным
и дисциплинированным; расширяются
нравственные представления и углубляются
нравственные чувства детей.

К 6—7 годам
формируется готовность к систематическому
обучению в школе.

Таким образом, в
качестве закономерностей развития
дошкольника можно выделить смену форм
мышления (наглядно-действенное —
наглядно-образное — наглядно-словесное);
развитие произвольности познавательных
процессов; развитие эмоций, воли;
формирование познавательных интересов
как мотивов учебной деятельности;
становление творческой игры как
социальной школы ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Наталья Зинова
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

1. Закономерности развития детей раннего возраста

На современном этапе развития общества хотелось бы обратить особое внимание на развитие детей раннего периода развития детей. Во многие дошкольные учреждения ребенок поступает в возрасте 2-3 года. К этому времени он должен иметь определенные навыки. В соответствии с ФГОС ДО ребенка к 3 годам жизни:

— интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

— стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

— владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Хотелось бы обратить внимание на этот период развития не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей, главная роль которых в воспитании ребенка не оспорима.

У детей 2 года жизни возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

На 3 году жизни продолжается целенаправленное изучение предметного мира. В этот период важно помочь ребенку выделить те свойства, которые могут остаться незамеченными. Итак, на 3-м году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, начинают сами правильно называть их свойства. То есть формируются сенсорные механизмы, лежащие в основе ориентировочной стороны предметных действий.

Читайте также:  Социально эмоциональное развитие ребенка в доу

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. В конце младенчества ребенок выделяет предмет как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Но за предметом всегда стоит взрослый т. к. ребенок не может самостоятельно открыть свойства предметов и то, как их надо употреблять. Таким образом, на данном этапе, возникает противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно – деловое общение выступает средством ее осуществления.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т. е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Ведущими достижениями раннего детства являются следующие:

— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается отношение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – образное и наглядно – действенное, возникает воображение и знаково – символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Таким образом,основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

— становление продуктивного целеполагания;

— развитие речевого общения;

— формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Придя в детский сад, ребенок сразу попадает в многочисленное детское общество. Л. Н. Галигузова, длительное время изучавшая общение детей раннего возраста, установила, что на третьем году жизни у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту и именно «объекту». Взрослый еще остается более привлекательным для ребенка чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать.

Ребенок входит в мир отношений, он неопытен, очень доверчив. Наша задача помочь ему усвоить основы поведения в этом обществе, заботиться о нем, создать бодрое жизнерадостное настроение.

С целью выполнения данной задачи в нашем дошкольном учреждении созданы условия для адаптации и развития детей первой младшей группы.

Основным и самым успешным фактором адаптации ребенка к дошкольному учреждению является установление контакта между ребенком и педагогом. Во время адаптации в группах раннего возраста работает не только воспитатель, но и педагог – психолог. Для улучшения адаптации организуются консультации с педагогами и родителями.

В группах раннего возраста создается развивающая среда, соответствующая требованиям комфортности и безопасности, способствующая вхождению ребенка в новые для него условия. В нашем дошкольном учреждении игровое оборудование подбиралось с целью пробуждения интереса ребенка к действиям с предметами, удовлетворению познавательной потребности, исследовательским действиям, инициирования взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство удобно для малышей, дает им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой подгруппе.

Важна в адаптационный период и роль родителей, которые должны понимать, что процесс привыкания к детскому саду должен быть постепенный, чтобы нервная система ребенка оставалась сохранной. Родители должны давать положительную установку на пребывание в группе («Тебя очень ждут ребят и воспитатель», «Вы будете играть в интересные игры» и др.). Поинтересуйтесь жизнью ребенка в детском саду («С кем ты сегодня подружился?», «Какая игрушка тебе понравилась?»).

При работе с детьми раннего возраста образовательная деятельность проводится по подгруппам, что дает возможность воспитателю учитывать не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгруппы в течении года может изменяться. Физиологические и психические особенности определяют содержание и методы воспитания. В процессе работы с детьми учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка.

2. Закономерности развития детей дошкольного возраста

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

С наступлением дошкольного возраста дети все чаще познают мир за пределами своей семьи. Общение с окружающими людьми усложняется. Расширяются виды деятельности, для овладения которыми требуется все больше навыков.

Основной тенденцией дошкольного возраста является стремление ребенка быть похожим на взрослых. Сами взрослые далеко не всегда принимают такую позицию ребенка, ограничивая его права в манипулировании различными предметами из домашнего обихода. Это не всегда оправдано, поскольку, подражая взрослым, дошкольник приобщается к общественно полезному труду и обретает самостоятельность.

Детская потребность во всем походить на взрослых проявляется также в сюжетно-ролевых играх — наиболее сложном виде деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому, когда вы просите своего ребенка что-то сделать, а он занят игрой, поинтересуйтесь, во что он играет. В ходе игр дети часто проигрывают ситуации и роли из реальной жизни. Возможно, игра принесет вашему ребенку больше пользы.

Важная особенность развития детей дошкольного возраста — это роль сверстников. У дошкольников формируются достаточно устойчивые симпатии, их интересует любая совместная деятельность. Общение со сверстниками как с равными себе — это хорошая возможность познать самого себя.

К специфическим продуктивным (изобразительным) видам деятельности дошкольника можно отнести рисование, аппликацию, конструирование и лепка. Каждый раз их результатом становится какой-то продукт, который отражает детские впечатления и жизненный опыт. В процессе создания поделки у ребенка развивается моторика, внимание, память, воображение и другие познавательные навыки.

Особенность развития детей дошкольного возраста — это появление элементов учебной и трудовой деятельности. Учебная деятельность проявляется в умении дошкольника слышать и слушать взрослых, следовать их советам, действовать по определенным образцам и правилам. Работа ребенка заключается в выполнении различных поручений взрослых, детский интерес к которым они должны всячески поощрять. От критики лучше воздержаться — важно поддерживать желание дошкольника трудиться и направлять его стремление правильное русло.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят также в познавательной сфере детей. Образное мышление помогает им, основываясь на непосредственных впечатлениях, устанавливать связи между предметами. Формируются навыки учебной деятельности — они помогут в будущей школьной жизни. Однако умение читать, считать и писать не гарантирует успеха в школе. Важно, чтобы будущий первоклассник в день первого звонка не только нашел зрелость в физическом и социальном отношении, но также достиг соответствующего уровня эмоционально-волевой и интеллектуального развития.

Обучение потребует от ребенка владения элементарными понятиями и определенного запаса знаний о окружающем мире. Кроме того, ребенок должен научиться дифференцировать и обобщать явления и предметы, владеть мыслительными операциями, осуществлять самоконтроль и планирования.

В дошкольном возрасте важно сформировать положительное отношение ребенка к обучению. Для этого нужно развивать способность регулировать свое поведение и проявлять волю при выполнении определенных задач. Это должен быть не просто естественный интерес. Речь идет о формировании глубинной мотивации, благодаря которой ваш ребенок будет сам стремиться овладевать школьными знаниями.

Заключение

Таким образом,в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Список литературы

1. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М., 1988.

2. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г. М. Ляминой. — М., 1976. — 239 с.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. — М., 1980.

4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб. 1997. — 224 с.

5. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др. ]. — М., 1988. — 415 с.

6.Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др. ]. — М., 1988. — Ч 1. — 256 с.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М., 2000. — 416 с.

Источник