Развитие ребенка дошкольного возраста по средствам музыки

екатерина максимова
Средства развития музыкальных способностей

Средства развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей осуществляется на основе специально организованного обучения с помощью определенных средств.

Средства обучения – одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения.

Средства обучения – это и способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности обучаемых; инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать познавательную деятельность детей и управлять ею.

Главное дидактическое назначение средств обучения – оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.

Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения детей дошкольного возраста.

Средства формирования музыкальных способностей можно разделить на несколько видов.

1. Материальные средства обучения. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют воспитатель и дошкольник для детализированного обучения. К материальным средствам обучения относятся:

картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки,

фотографии;

музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара, колокольчики, маракасы);

музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки);

театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок;

учебно-игровые пособия;

дидактический материал (раздаточный материал).

Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкальных способностей ребенка – дошкольника. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.

2. Технические средства обучения. К ним относятся средства массовой информации – радио, телевидение, кино – оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей. Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы образования. Поэтому использование технического средства в детском саду приобретает все большее значение.

Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств,как:

радио и телевидение;

технические устройства (аппаратура);

мультимедийный проектор;

звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы);

экранно-звуковая аппаратура: телевизор, компьютеры;

вспомогательные технические средства: экран, интерактивная доска и стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки;

дидактические средства обучения (носители информации): экранные, статические (слайды,звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;

экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.

3. Учебно – методическое обеспечение. Это официальные печатные издания, содержание которых полностью соответствует учебной программе.К ним относятся:

пакеты прикладных программ по различным образовательным областям;

учебные пособия, тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания);

тестовый материал, нотный материал, методические разработки (рекомендации).

4. Художественные средства. К художественным средствам мы можем отнести:

произведения искусства и иные достижения культуры (музыкального, изобразительного, кинематографического);

детскую литературу (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников);

произведения национальной культуры (народные песни, танцы, другими словами – фольклор).

5. Дидактические игры.Они обладают большим разнообразием:

игры под инструментальную музыку (сюжетные, несюжетные, инсценировки);

игры с пением (хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением);

музыкально – дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха);

ритмические игры со словом (на развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве);

игры спектакли (музыкально – драматические, ритмо – пластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций).

Таким образом, средства обучения – это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимо использовать весь спектр средств в комплексе: материальные средства обучения (картины, музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, театрализованные игрушки, учебно – игровые пособия); технические средства обучения (радио и телевидение, технические устройства; художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры). Одним из важных и актуальных средств развития музыкальных способностей у детей являются дидактические игры (игры под инструментальную музыку, игры с пением, музыкально – дидактические игры, ритмические игры со словом, игры спектакли).

Читайте также:  План развития ребенка от года до 6 лет

Источник

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!

Музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей.

Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.

Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года».Также используются в нашей работе программы:

* «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.

* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.

Музыкальное воспитание в детском саду — важнейшее направление эстетического развития.

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию

Музыка — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.

ЦЕЛЬ: создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру — эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;

* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

* расширение культурного кругозора дошкольников, создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки;

* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания

* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка, а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение, фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально-художественной деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке, знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений, композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов, формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей. На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей.

Организует тематические музыкальные праздники и развлечения, театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской», интегрированные («Что у осени в корзине?», доминантные по пению («Прекрасен мир поющий»). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально — театрализованные игры, музыкальные этюды, считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.

Мы весело живём. Танцуем и поём!

Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия. Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, обучаются игре на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности.В нашей работе используется много фольклорного материала: потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздник в детском саду — особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

Читайте также:  Роль общения в психическом развитии ребенка раннего возраста

НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам.

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех.

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.

То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.

Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.

Свои таланты в зале проявить. Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент,то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык»немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Источник

Светлана Антипина
Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыки

Музыка – это особенная форма художественного отображения реального мира. Она воздействует на чувства людей, способна благотворно сказываться на их деятельности, влиять на формирование личности в процессе развития. Музыка помогает сбросить напряжение после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние человека. Большинство людей испытывают потребность в прослушивании музыкальных композиций, они активно присутствуют в их жизни. Несомненно, воспитательное значение музыки, оно определяет её общественную значимость, ее предназначение в системе культурно-духовных ценностей. С данным видом деятельности ребёнок знакомится с рождения. Он начинает получать целенаправленное музыкальное воспитание в детском саду, затем в школе. Музыкальное воспитание является одним из главных средств формирования личности подрастающего человека. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладываются способности, способствующие приобщению ребенка к различным видам деятельности. Именно в области эстетического воспитания встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Задача педагога дошкольного образования способствовать развитию музыкальных способностей ребенка, заинтересовать его, преподнести материал так, чтобы каждое занятие, связанное с музыкой, приносило ему только положительные эмоции и желание познавать окружающий мир. Музыкальные произведения обладают такими свойствами, которые могут вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней особое внимание. К тому же музыка предоставляет огромные возможности общения взрослого и ребенка, создает фундамент эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и звуки, двигается в соответствии с характером и ритмом музыки, умеет выполнять простейшие движения в сопровождении разных музыкальных произведений. Приобщение к музыке в дошкольном образовательном учреждении осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, утренней гимнастике, физкультминутках, даже при показе сказок педагог может применять музыкальные произведения [1, с. 54]. Ребенок младшего дошкольного возраста берёт пример со взрослого. Подпевает отдельные звуки, повторяет концы фраз, а затем простые песенки. Позднее у ребёнка проявляется собственная певческая деятельность. На этом этапе основной задачей педагога является стремление развивать у детей певческое звучание, увеличивать доступный объем вокальных навыков. Для детей дошкольного возраста необходимо, чтобы в пении они сумели отразить своё отношение к прослушиваемому ими произведению. Нужно объяснить, что все произведения поются различными способами, например, некоторые нужно петь бодро, весело и задорно, а другие – спокойно, нежно и ласково. Всё это способствует главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке. Эмоциональное стремление к музыке – это основная составляющая музыкальности ребенка, основа его музыкальной и творческой деятельности, необходимая для осмысления и понимания музыкального содержания, его выражения в исполнительской и творческой деятельности [2, с. 34]. Таким образом, необходимо помнить и понимать, что музыкальное развитие оказывает позитивное влияние на общее развитие детей. У них совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, происходит сенсорное развитие. Умение чувствовать и переживать музыкальные произведения способствует воспитанию чувства прекрасного. Помимо этого у ребёнка активизируется развитие речи. Поэтому обучая ребёнка музыке, педагог способствует становлению гармоничного развития ребенка. Музыкальное воспитание дошкольника является основой формирования эстетической культуры личности.

Читайте также:  Словесная игра в развитии речи ребенка

Источник

Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(выступление на районном методическом объединении)

(1 слайд)

Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(2 слайд)

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально — дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

(3 слайд)

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

(4 сл)

Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)

(5 слайд)

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

(6 слайд)

Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок

(7 слайд)

Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.

(8 слайд)

Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо — громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др

(9 слайд)

Музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)

(10 слайд)

Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.

В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

(слайд 11)

Музыкально – пальчиковые игры.

Способствуют развитию

1. мелкой и крупной моторики.

2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь

Заключение

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

(12 слайд) Спасибо за внимание!

Источник