Развитие ребенка дошкольника в конструктивной деятельности

Светлана Величкова
Конструктивная деятельность в детском саду и ее роль в развитии детей

Конструктивная деятельность ребенка — достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Всестороннее развитие — это идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея всестороннего развития личности возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во многих философских педагогических системах. Наиболее часто всестороннее развитие характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. Всестороннее развитие осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвитие личности, её приобщения к культурным ценностям. Оно может осуществляться полноценно только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

Конструктивная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Конструктивная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того, чтобы построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т. п.

В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

А. В. Запорожец говорила: «Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессах различных видов детской деятельности — игры, труда, учения и т. д.»

Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Работа с разными по форме предметами требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

На занятиях по конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. В месте с тем развитие сенсорных процессов в конструктивном творчестве играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение конструктивной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.

Формирование представления о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Конструирование также имеет большое значение в нравственном воспитании детей.

Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам беременности

Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник, музей, или его детский сад. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их деятельности, они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку воспитателя.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд обычных людей.

Значение занятий конструктивной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к работе товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Конструирование имеет большое значение для трудового воспитания детей.

В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

К. Д. Ушинский считал: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Нужно уже в детском саду развивать у каждого ребенка трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Конструирование играет большую роль в эстетическом воспитании детей.

Эстетическое воспитание — процесс формирования развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного создания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности.

В процессе конструирования создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический блик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. п. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркнуть его красоту, использовать образное сравнение. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

Для эстетического воспитания детей и для развития их конструктивных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность архитектуры, эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений.

В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче. Конструктивная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Воспитатель предлагает детям такое содержание для конструирования, которое вызвало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой» дом, с присущим только ему выразительными чертами.

Характерная черта конструктивного творчества заключается в создании выразительных изображений (мост, башня, ракета). Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой- то мере способностью передавать в постройке, присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

Красота и выразительность постройки зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в строении форму предмета. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Изображение предметов и явлений действительности детьми в процессе конструирования, является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в процессе экологического образования

Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих работ, они испытывают удовлетворение от того, что их строение понравилось, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, то есть за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту, но отнюдь не игнорировать тех, у кого работа немного хуже, поощрять необходимо всех в разной степени.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета в процессе конструирования, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, воплощением детьми своего замысла в конструировании.

Таким образом, выяснилось, что конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу. Процесс конструирования непосредственно связан со всеми видами деятельности ребенка в детском саду, знания и умения, полученные на занятиях с успехом реализовываются во всех ее сферах.

Источник

Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно — преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л. А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух — семи лет, в которой:

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

Читайте также:  Личность воспитателя его роль в целостном развитии ребенка

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное, из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования, и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности. Так, требования к качеству конструкций, предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность— это существенно обедняет развитие детей.

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования. При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой:

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях:

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во — первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования:

создание «образов» (конструкций) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих:

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности.

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании. В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр», «домик для куклы»).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры — драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно). Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение, что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

Источник