Развитие ребенка дцп по методу

Развитие ребенка дцп по методу thumbnail

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 — 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП — существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих. Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

Читайте также:  Начальные формы развития личности ребенка

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12. Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

13. Развивать конструктивные способности в различных видах продуктивной творческой деятельности, при этом педагог работает с ребенком «рука в руке», постепенно приучая его к самостоятельному выполнению.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор – составитель Н. Д. Шматко) — М.: «Аквариум ЛТД», 2001.

Источник

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

Итак, ДЦП —

это детский церебральный особенности развития детей с дцппаралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современномособенности развития детей с дцп мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка инвалида в школе

Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы

У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность.  У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.

Примечательно,особенности развития детей с дцп что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

  • дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
  • они проявляют повышенную эгоцентричность;
  • не умеют работать в команде;
  • неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
  • ведут себя «по-детски».

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши особенности развития детей с дцпмогут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной особенности развития детей с дцпдвигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое особенности развития детей с дцпне кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Физическое развитие детей с ДЦП

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,особенности развития детей с дцп ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Читайте также:  Центр развития ребенка в кингисеппе

Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика.  В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Речевое развитие малыша

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе особенности развития детей с дцппозволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

Особенности развития моторики у детей с ДЦП

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится особенности развития детей с дцпнеустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.особенности развития детей с дцп

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Лечение и реабилитация

Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того, особенности развития детей с дцпдля решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Источник