Развитие ребенка через творчество искусство

Развитие ребенка через творчество искусство thumbnail

Искусство в развитии ребенка

Фото: Oksana Kuzmina/Rusmediabank.ru

Многогранная, всесторонне развитая личность всегда высоко ценится. Поэтому быть просто образованным мало, надо иметь широкий кругозор, уметь мыслить творчески, легко решать сложные задачи. Родители всегда стремятся к тому, чтобы ребенок вырос образованным и умным.

Ребенка учат языкам, чтению, письму, счету и еще много чему. За эти действия отвечает левое полушарие мозга. Но необходимо развивать и другое полушарие. А для этого надо заниматься с ребенком музыкой, рисованием, танцами, лепкой, и другими видами искусства. Искусство играет важную роль в развитии ребенка.

Появилось искусство в самом начале развития человечества. С его помощью человек выражал и выражает свои чувства, мысли, эмоции. Только человек может так выражать себя, животным это несвойственно. Сегодня искусство воспитывает, призывает к правильным и благородным поступкам, пробуждает в человеке все самое прекрасное. Естественно, искусство расширяет кругозор человека, делает его более развитым.


Как влияет искусство на ребенка?

Ребенок все время творит: рисует, лепит, шьет, играет, поет, делает разные поделки, танцует, клеит, вырезает из бумаги. Продукты его творчества тоже являются искусством. Ведь через них ребенок выражает свои эмоции и чувства, мысли и желания.

Кроме того, искусство:
• развивает правое полушарие;
• развивает интеллект;
• помогает ребенку научиться творчески мыслить;
• расширяет кругозор;
• развивает речь, память, внимание, мышление;
• приобщает к культурной среде;
• формирует нравственность;
• помогает научиться анализировать, наблюдать и интерпретировать;
• помогает решить эмоциональные или психологические проблемы;
• формирует личность.

Искусство учит ребенка смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами другого человека. Учится состраданию и сопереживанию. Искусство учит ребенка видеть красоту и беречь ее. Поэтому человек, с детства приобщенный к искусству, вырастает гармонично развитой, нравственной личностью.

Кроме того, разные виды декоративно-прикладного творчества развивают мелкую моторику. А мелкая моторика помогает развивать память, усидчивость и внимание. Поскольку эти качества важны для обучения, дети, которые занимаются творчеством, будут более успешны в учебе.

То есть, искусство неразрывно связано с интеллектом, мышлением, а также эмоциями и чувствами.


Как приобщать ребенка к искусству?

Прежде всего, поощряйте занятия вашего малыша с самого детства. С раннего возраста включайте ребенку разную музыку, давайте в руки краски и пластилин. Не волнуйтесь, что малыш испачкается, ведь с помощью творческих занятий он развивается. Неважно, что сначала зайчик из пластилина совсем не будет похож на настоящее животное, а солнышко будет кривоватым кружочком. Ведь важен не результат, а сам процесс.

Приобретите необходимые материалы для творчества и храните их отдельно. Если ребенок тянется к определенному занятию, запишите его в кружок. Там он получит больше информации об интересующем его занятии.

Конечно, нужно посещать различные мероприятия, связанные с выставками работ художников или скульпторов, прослушиванием музыкальных произведений. Рассказывайте ребенку подробнее обо всех видах искусства. Изучайте вместе литературу про художников, писателей, композиторов, скульпторов.

Храните все, что делает ваш малыш. Ребенок должен видеть, как бережно относятся к его творчеству. Это формирует уверенность в себе. Не пытайтесь подогнать его творения под общепринятые правила. Не всегда солнце должно быть желтым, а трава – зеленой. Ребенок может воспринимать окружающий его мир не так, как другие люди. Не забывайте, с помощью искусства люди выражают свои эмоции, мысли и чувства, а не просто копируют действительность. Поэтому позвольте ребенку быть творцом.

Организуйте домашний театр – кукольный, пальчиковый или с переодеваниями, театр теней, выставку работ малыша, концерт с участием всех членов семьи. Это очень важно для ребенка и побуждает его создавать все новые произведения искусства. Обсуждайте с ребенком репродукции, музыкальные произведения, скульптуры, спектакли. Побуждайте его размышлять и рассказывать, что он чувствует.

Если человек не творил в детстве, во взрослом возрасте он испытывает проблемы в общении, ему трудно найти себя и свое место в жизни, создать семью. Именно поэтому приобщать ребенка к искусству необходимо с раннего возраста. Возможно, ребенок и не свяжет свою дальнейшую жизнь с искусством, но в любом случае, его жизнь станет интереснее.

Как видите, искусство необходимо для развития ребенка. Оно формирует гармоничную личность и развивает потенциал, не только творческий, но и интеллектуальный, помогает решить много психологических и эмоциональных проблем.

Читайте также:  Развитие безопасности ребенка в природе

Источник

Кононова Светлана Александровна

Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно так же разнообразно по видам и жанрам. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мирачерез разнообразия форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим, хотя и имеет свои особые черты. Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Каждый вид искусства имеет свои специфику.
ЦЕЛЬ:
•Сформировать у детей представление о различных видов искусства (изобразительноеискусства, театр, литература) выразительных особенностях и художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроение в разных видах художественной деятельности.
Задачи:
Развивать интерес к искусству как виду творческой деятельности человека. Различатьвиды и жанры изобразительного искусства. Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроения, характер произведения, радоваться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ. Воспитание духовного здоровья,развития креативных свойств личности в художественно творческой деятельности, приобретение духовного опыта познания, понимания искусства.
В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес кискусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Свою работу я начала со знакомства детей с разными видами изобразительного искусства.
Произведения живописи для детей-более сложный, но очень интересный по сюжетам, художественным образам материал. Многоплановость, богатство произведений живописиразвивают интеллект ребенка, эмоциональность, воображение. Произведения жанровой живописи считаются опорой в классической системе образования, необходимы для становления культурных идеалов, представлений и ценностей.
Рассматривая картины и репродукции, дети учатся размышлять, сравнивать, что помогает им придумывать сюжеты собственных рисунков.
Слушая художественные произведения, дети рисовали персонажей из различных сказок, придумывали новые сказки.
Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность детей, организация выставок, спектаклей.
Театр- вид искусства.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр-одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театр как один из самых доступных и понятных детям вида искусства способствует повышению эмоционального развития, общей культуры ребёнка и формирования правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывает сказки, много раз читанные и поэтому хорошо известные детям. Кукольный театр — это ещё один вид сюжетный«режиссерской» игры. Воспитатель предлагает детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, одеваемых на пальцы рук, вырезанные картинки и т. д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояние, движения которые в обычной жизни, по каким — либо причинам ребёнка не может или не позволяет себя проявлять. Из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любого значения решается детьми легче, проще и быстрее, если они её обыгрывают.
Изобразительное искусство-обязательный спутник детского театра.
Декорации и атрибуты к спектаклем, детали костюмов, различного вида куклы для кукольного театра-все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству.
Так же на развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различныевиды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду, а так же её можно использовать и дома Вам дорогие родители. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?
1) Окружающий мир.
На прогулке, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе итворческих.
2) Развивающие игры и игрушки.
У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу.
3) Рисование.
Не бойтесь давать ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется следить, чтобы малыш не изрисовал всю группу, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.
4) Лепка.
Лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала малыш будет лепить колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.
5) Чтение.
Читать детям нужно в любое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.
6) Музыка.
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти.
7) Аппликация.
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.
Игры на развитие творческих способностей
• «Превращение» — нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует, например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.
• «Что там такое?» — положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку, пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.
Развиваем творчество детей, вместе и в детском саду и дома и тогда наши дети будуттворческими личностями,Что им поможет в будущем.
Результат развития творчества через искусства-это человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
 

Читайте также:  Картинка пособия по развитию речи ребенка

Источник

Юлия Чаплыгина
Роль искусства в развитии ребенка

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.

Говоря об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для нормального развития ребенка. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Читайте также:  Роль языка в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого дошкольника, даёт возможность проявить себя, реализовать свою активность без давления со стороны взрослого.

Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.

Приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые специалисты говорят даже о пренатальном периоде.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей педагогов и родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Приложение: дети рисуют картины известных художников

Роль искусства в развитии ребенкаРазвитие ребенка через творчество искусствоРазвитие ребенка через творчество искусствоРазвитие ребенка через творчество искусство

Источник