Развитие безопасности ребенка в природе
Ольга Кириленко
Безопасность детей в природе
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает нормы поведения в обществе, в котором живёт. Определить правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильным и смелым перед товарищами заставляет ребёнка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту и в том числе в природе.
Сохранение жизни и здоровья детей – важная задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе, дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимания, ответственность за свою жизнь и за безопасность окружающих.
Человеческая жизнь сложна и многогранна, часто радости и неприятности идут рядом. Помочь в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной.Недаром русские пословицы гласят: «Бережённого, бог бережёт», «Берегись бед, пока их нет», «Предупреждён — значит убережён».
Детская безопасность начинается с нас –взрослых: с нашего здравомыслия, положительного примера и нашей способности предвидеть поступки детей.
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребёнку интересно абсолютно всё: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребёнок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса попробовать незнакомые ягоды или зажечь спичку и кинуть её, подразнить собаку и множество других примеров). Детям необходимо объяснить последствия такого поведения.
Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в природе возлагается на воспитателей дошкольных учреждений, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребёнка в сознательной жизни. Создание таких условий в дошкольных учреждениях позволяет ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Например: я, работая над проектом,затронула тему: «Безопасность детей в зимний период». Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Катание на санках, лыжах, лепка снеговиков и просто игры в снежки – это так увлекательно, весело и полезно для детей. Однако с зимним времяпровождением связаны и некоторые проблемы. Так, безопасность детей зимой – это то, о чём следует думать взрослым, прежде всего. И речь идёт не только о простудных заболеваниях. Несоблюдение правил поведения на улице зимой для детей может закончиться серьёзными травмами.
Техника безопасности.
Чтобы обезопасить ребёнка от любых неприятностей во время зимней прогулки, следует позаботиться о соблюдении ряда правил.
Во-первых, одежда. Она должна быть тёплой, многослойной, свободной. Обувь должна быть с нескользящей подошвой. Надевать рукавички, шапку, застёгивать пуговицы нужно ещё до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежду.
— Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер.
— Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нём могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться.
— Нельзя прикладывать язычок к металлу (можно провести эксперимент с мокрой тряпочкой).
— Нужно ходить посредине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками.
— Когда на тротуаре сплошной лёд, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву.
— Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведённых местах.
— Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться.
Нужно объяснить ребёнку, прежде чем съехать с горки, надо оглядеться по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии других детей на пути. Кроме того, важно осмотреть место спуска, ведь въехать в дерево или забор не только неприятно, но и больно.
— Нельзя подниматься на горку по дорожке, которую используют для спуска.
Предупредить детей о том, что такое безобидное занятие, как бросание снежков, может скрывать опасность. Дело в том, что под снегом, который дети берут руками, могут находиться осколки стекла, проволока, щепки и обычный мусор.
— Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!
-Любой водоём зимой — место опасное. Лучше его избегать.
Таким образом, формирование умений и навыков безопасного поведения в природе – сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.
Источник
Татьяна Шалашова
Воспитание безопасного поведения детей в природе
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей.Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Цель взрослого познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления:
Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
Охрана природы
Съедобные и несъедобные грибы
Лекарственные и ядовитые растения
Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, а человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы. Очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними. Познавая окружающий мир, ребенок, может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасностижизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов,степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
-беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
-различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
-тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
-разбора проблемных ситуаций
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание нужно уделить организации предметно-развивающей среде в группе. Создать уголок безопасности,который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Мордовской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится дсад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно — не опасно», «Четвертый — лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводить в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье.
Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Источник
Ирина Ромашова
Проект по ОБЖ «Безопасность в природе»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение
Детский сад № 94 «Солнышко» г. Твери
Проект по ОБЖ
Тема: «Безопасность в природе»
Выполнила воспитатель высшей
квалификационной категории
Ромашова И. Е.
г. Тверь
2014г.
Цель проекта: познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
2. Охрана природы
3. Съедобные и несъедобные грибы
4. Лекарственные и ядовитые растения
5. Контакты с насекомыми и животными
Задачи:
Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей
Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды
Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы
Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними
Тип проекта: краткосрочный.
Длительность проекта: 1 неделя.
Участники проекта: педагоги, дети и их родители.
Планируемый результат: дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения в природе, умеют действовать в различных ситуациях.
1. Безопасность
2. Здоровье
3. Социализация
4. Коммуникация
5. Труд
6. Чтение художественной литературы
7. Познание
8. Художественное творчество
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг-соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Этапы проекта:
I. Подготовительный. Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
Анкетирование
Консультации: «Общение с природой – прекрасно или опасно?», «Как вести себя при встрече с животными», «Растения могут быть опасными», «Что делать при отравлении грибами?», «Если ребёнок потерялся в лесу»
КВН для детей и родителей «Безопасность ребёнка в природе»
Досуг для детей и родителей: «Чтобы не было беды»
Беседы
Художественное творчество
Непосредственно образовательная деятельность
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей в природе.
II. Реализация проекта
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цель дня, в конце дня подводятся итоги.
Темы дня:
Понедельник: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)» – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.
Вторник: «Будем беречь природу и охранять»— дети должны знать: какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
Среда: «Съедобные и несъедобные грибы» — дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.
Четверг: «Съедобные ягоды и ядовитые растения» — дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.
Пятница: «Контакты с животными и насекомыми» — дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
Понедельник
Тема дня: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)»
Цель: формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы; закрепить знания детей о явлениях природы.
Беседа: «Земля – наш общий дом»
Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», А. Барто «Весенняя прогулка»
Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях
Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке
Рассматривание репродукций картин: И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой»
Развлечение: «Мы знаем, как вести себя в природе»
Рассматривание альбома: «Правила поведения в природе»
Подвижная игра: «Птички в гнёздышках»
Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей»
Продуктивная деятельность (рисование): «Чтобы я хотел видеть на Земле»
Экспериментальная деятельность: опыт «Гром и молния» (с воздушными шарами)
Вторник
Тема дня: «Будем беречь и охранять природу»
Цель: формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Природа родного края»
Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»
Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»
Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй лес, дремучий лес» С. Погорельского
Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»
Беседа: «Мы – юные друзья природы»
Дидактическая игра: «Живая природа»
Пальчиковая гимнастика: «Вышли пальчики гулять»
Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Карасёва «На земле исчезают цветы», А. Берестова «Лес не только для нашей забавы»
Физминутка: «Вместе по лесу идём»
Рассматривание плакатов: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе»
Среда
Тема дня: «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)
Беседа: «Лес – богатство нашей Родины»
Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину»
Отгадывание загадок на эту тему
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»
Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»
Рассматривание макета: «Грибы в лесу»
Сюжетно-ролевая игра: «Первая помощь при отравлениях»
Игра-аттракцион: «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»
Продуктивная деятельность (лепка): лепка грибов для игры-аттракциона «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»
Видеозапись: «Съедобные и несъедобные грибы»
Физминутка: «Боровик»
Четверг
Тема дня: «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Цель: учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями, учить узнавать их.
Беседа: «Зачем люди ходят в лес»
Дидактическая игры: «Верно – не верно», «Съедобные – несъедобные ягоды»
Чтение художественной литературы: сказка «На лесной тропинке»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник»
Рассматривание альбома: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»
Подвижная игра: «У медведя во бору»
Раскрашивание картинок: «Что растёт в лесу»
Проигрывание ситуации: «По ягодку в лес пойду…»
Физминутка: «За малиной»
КВН: «Безопасность ребёнка в природе»
Видеозапись: «Лекарственные и ядовитые растения»
Продуктивная деятельность: объёмная аппликация «Рябина-лекарственное растение»
Пятница
Тема дня: «Контакты с животными и насекомыми»
Цель: учить понимать состояние и поведение животных и насекомых, знать, как с ними обращаться»
Беседы: «Все нужны на земле»; «Не дразните собак…»
Дидактическая игра: «Правильно – неправильно поступают люди»
Чтение художественной литературы: В. Танасийчук «В гостях у насекомых»; Б. Житков «Беспризорная кошка»
Оформление памятки: «Как вести себя при встрече с животными»
Рассматривание энциклопедии: «Насекомые»
Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…»
Сюжетно-ролевая игра: «Будем дружно жить!»
Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!»
Продуктивная деятельность (рисование): коллективная работа «Наши друзья»
Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей «Чтобы не было беды»
III. Результаты проекта
У детей дошкольного возраста сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и явлениях, которые встречаются в природе.
Источник