Развитие ребенка через дидактические игры

Наталия Толстых
Развитие речи ребенка через дидактические игры

___

Доклад в рамках педагогического часа на тему

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Подготовили:

воспитатели МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Кабикова О. С.

Толстых Н. Н.

г. Клин

2018г.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Использование игры делает процесс обучения намного увлекательнее и интереснее, т. е. основная функция игры — стимулировать познавательный процесс, активизируя деятельность обучающихся.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, и конечно же на речь.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

• игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

• формой обучения,

• самостоятельной игровой деятельностью,

• средством всестороннего воспитания личности ребенка

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры, где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом и т. д.

• С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

• Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей

• содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса.

• Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

• Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого т. е. является равноправным участником игры.

• Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей.

«Игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Н. К. Крупская

Дидактическая игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. В процессе игры происходит совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации, а так же усваивает новые знания и умения разного содержания.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т. д.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Читайте также:  Задачи развития ребенка на втором году жизни

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Хлопни в ладоши, если услышишь ….», «Какое слово отличается от других?» и т. д.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Доскажи словечко»; «Назови одним словом»; «Когда это бывает?» и т. д.

В тоже время игры можно разделить по содержанию на:

•математические

•сенсорные

•речевые

•музыкальные

•природоведческие

•для ознакомления с окружающим

•по изобразительной деятельности

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

•словесные

•настольно-печатные

•с предметами и игрушками

•с картинками

•компьютерные дидактические игры

Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

игры-путешествия

игры-предположения

игры-поручения

игры-загадки

игры-беседы

•подвижно-дидактические игры

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

•коллективные

• групповые

•индивидуальные

Сегодня хотелось бы остановиться конкретно на дидактических играх по развитию речи.

Использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей — дошкольников:

• повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки (побуждает детей к общению друг с другом; способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; способствует совершенствованию разговорной речи; оказывает влияние на формирование грамматического строя языка);

• обеспечивается психологический комфорт;

• дети запоминают большое количество речевого материала;

• активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия (структура игры).

Дидактическая задача

• Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

• Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Игровые правила

• Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

• Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

• Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями

Методика организации дидактических игр имеет три направления: подготовка, проведение и анализ

Подготовка:

• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);

• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

Читайте также:  Что купить ребенку для развития речи

• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Классификация игр по развитию речи.

Каждый педагог в своей работе сам может выбрать наиболее удобную форму классификации игр по развитию речи. Это может быть классификация по принципу подбора дидактического материала: Игры с предметами (игры-сопоставления, игры-сравнения) ; настольно-печатные игры (игры в картинках, лото, домино); словесные игры (игры-описания, игры-диалоги).

Логопеды используют следующую классификацию игр: игры, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи («Другое звучание», «Узнай звук»); игры по развитию лексического запаса («Собири урожай», «Что с ним делать»); игры по развитию грамматической стороны речи («Закончи предложение», «Узнай предложение»); игры по развитию связной речи («Придумай рассказ», «Так не бывает»).

Для воспитателей возможна классификация игр по разделам работы по речевому развитию:

Игры на формирование словаря

• Освоение морфологических средств речи

• Совершенствование синтаксической стороны речи

• Формирование звуковой культуры

• Совершенствование диалогической речи

• Приобщение к художественной литературе

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. А. П. Усова, В. Н. Аванесова выделяли две функции, присущие игре в процессе обучения. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Включение дидактической игры в процесс обучения позволяет строить занятие с учетом следующих дидактических принципов:

• Проблемности — ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

• Мотивированности — знания приобретают для ребенка личностный смысл.

• Интегрированности — взаимосвязь всех разделов программы.

• Индивидуализации — способствует развитию личностных качеств.

• Психологической комфортности — создание спокойной, доброжелательной атмосферы.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, — это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П. Ф. Каптерев (основатель педагогической психологии)

Источник

Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

В ФГОС ДО именно игра позволяет построить адекватную систему обучения, учитывая особенности дошкольников; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. В условиях игр дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

При систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:

— учитывать индивидуальные особенности;

— использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;

— проводить совместную работу с родителями;

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка домана скачать

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно — развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно — развивающей среды. Под предметно — развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

І. Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

II. После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

III. Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

«Найди, что покажу» — искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

«Найди, что назову» — искать предметы по описанию;

• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

В процессе работы использую направления:

-работа с детьми;

— работа с педагогами;

— работа с родителями;

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач;

испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций.

Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В дальнейшей работе планирую:

— Изготовление новых дидактических игр;

— Создание картотеки дидактических игр для родителей;

— Создание банка видеотеки (с привлечением родителей);

Источник