Развитие личности ребенка в младших группах

Развитие личности ребенка в младших группах thumbnail

Проект по социально-личностному развитию детей

«Развитие личности младшего дошкольника в условиях ДОУ».

в первой младшей группе А

Воспитатель: Менафова М. Д.

Абдулхаликова Р. А.

«Развитие личности младшего дошкольника в условиях ДОУ».

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда, делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Цель проекта: развивать личностные качества детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.

Задачи

образовательные:

— расширять представления детей себе, своей семье, о родном крае;

— учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

развивающие:

— развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;

— помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка;

воспитательные:

— способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогала детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии;

Продолжительность проекта: 5 месяцев (февраль – май).

Участники: воспитатели, дети, родители.

Планируемый результат: Личный опыт ребёнка обогащен так, что он естественным путём, в доступных ему видах деятельности самостоятельно осваивает средства и способы познания, общения и деятельности. В группе создан эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, поддерживается инициатива детей. Сотрудничество с семьей помогает добиваться высоких воспитательных результатов. У ребёнка воспитана любовь к самому близкому — к родной семье, дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.

2. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.

3. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.

4. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.

Формирования у ребёнка положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе. Поэтому во всех видах деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

поддерживаю теплую и сердечную атмосферу в группе,

каждого ребёнка называю уменьшительно – ласкательным именем,

поддерживаю значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,

способствую поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов, инсценировка сказок, трудовые поручения и др. ,

В процессе подготовки к проекту изучила методическую литературу,

провела диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций детей,

подготовила консультации для родителей: «Играем дома», «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек».

Пополнила предметно – развивающую среду:

приобрела яркую посуду в игровой центр «Жилая комната»

сделала атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,

приобрела специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,

обновила маски животных для игр – драматизаций,

изготовила и приобрела картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры»,

Структура работы по теме разделила на следующие блоки:

1. Блок «Я сам», который включает в себя темы:

«Моё имя»,

«Кто такой «Я»?»,

«Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,

«Я хочу, могу, умею»,

«Моё настроение»

В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогала детям узнавать свои отличительные черты, обогащала знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.

2. Блок — «Я и другие дети», темы которого:

«Плохо быть одному»,

«Мы разные»,

«Мы веселимся, смеёмся, играем»,

«Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения, учила детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.

3 блок — «Я и культура общения». Сюда вошли темы:

«Мы поссоримся и помиримся»,

«Что такое хорошо, что такое плохо»,

«Давай поговорим»,

«В гостях у сказки»,

«Уроки общения» и др.

Читайте также:  Работа с родителями по развитию связной речи ребенка

Здесь подобраны игры на формирование у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

Реализация проекта:

ФЕВРАЛЬ

Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность «Я мальчик, я девочка» Интегрированное занятие «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» НОД «Я — человек» Развлечение «Наши добрые дела»

Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Найди девочку, найди мальчика» Игра «Где наши детки». Дидактическая игра «Чего не хватает?» Упражнение на определение эмоций. Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Подружись». Игра «Подружись». Игра «Кулачки»

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: «Играем для развития речи» Наглядная информация: «Дыхательная гимнастика» , Консультация «Не болеем мы зимой»

Март

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки Репка». НОД «Правила поведения воспитанных детей». НОД «Карлсон в гостях у детей». Развлечение «Урок вежливости»

Игра на развитие коммуникативных качеств “До свидания – здравствуй” “Ласка” “Проснись” «Прошу – не надо”

Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: «Научи ребенка дружить» Наглядная информация: «Игры для развития общения» Родительское собрание «В детском садике своем мы играем и растем».

Апрель

Совместная деятельность с детьми НОД «Что такое хорошо» Совместная деятельность «Путешествие в мир игрушек. Хорошо-плохо». НОД «Ссора» Развлечение «Праздник добра»»

Игра на развитие коммуникативных качеств “До свидания – здравствуй” “Ласка” “Проснись” «Прошу – не надо”

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: «Кризис 3х лет» Наглядная информация: «Если ребенок капризничает»

Май

Совместная деятельность с детьми Итоговое мероприятие «Ребята, давайте жить дружно»

Анализ результатов Мониторинг социально-личностного развития детей

Конспект НОД по ОБЖ

«Правила поведения для воспитанных детей»

Интегрируемые области: Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в детском саду и дома. Учить соблюдать эти правила в окружающей обстановке. Воспитывать культуру поведения. Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: игрушки: Незнайка, зайчик с перебинтованной лапой, кукла, мишка, иллюстрации к ситуациям

Предварительная работа: Беседы о правилах поведения, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов.

Ход:В гости к детям приходят: Незнайка, зайчик, кукла, мишка.

Дети здороваются с гостями. 

Воспитатель спрашивает, почему они такие грустные и не весёлые, что случилось с вами?

Незнайка: Мне очень больно. Я ударился головой о шкаф и теперь у меня большая шишка на лбу. Мне больно-о-о-о.

— Незнайка, как же так произошло?

Незнайка: Сейчас я играл с ребятами в другой группе, Мы так бегали, веселились, разбросали все игрушки, вот я и споткнулся о кубик, упал и ударился головой о шкаф. Ой, как мне больно-о-о-о.

-Ребята, скажите, разве можно бегать в группе и раскидывать игрушки? (нет, нельзя)

-Почему нельзя бегать в группе, квартире? (Можно упасть, стукнуться, пораниться и будет очень больно).

— Где можно бегать? (в спортивном зале, на улице, площадке)

— Понял, Незнайка как нужно безопасно себя вести, чтобы не случилась с тобой беда?

Незнайка: Теперь я это знаю, спасибо вам, ребята, что научили меня правильно себя вести.

-А с тобой что случилось, зайчишка? Почему у тебя забинтована лапка?

Зайчик: Я пролил на себя горячий чай, когда мы с лисенком завтракали, баловались и вертелись за столом. Вот я и обжег лапку, теперь я не могу прыгать, играть!

-Ребята, давайте зайчонка научит тоже правильно сидеть за столом. Скажите, как ведут себя во время еды воспитанные дети? (Нельзя разговаривать, вертеться, играть)

— Правильно, иначе можно подавиться или пролить на себя горячую пищу. Вот посмотрите на картинку (выставляю на мольберт картинку к обговариваемой ситуации). Рассматриваем картинку, выясняем, почему плачет обезьянка, и почему её ругает мама?

Вот послушайте как надо вести себя за столом.

На себя не проливай,

Суп горячий или чай.

Осторожней будь, когда,

Горяча твоя еда.

Ешь спокойно, не вертись

Над тарелкой не крутись!

Зайчик: Спасибо дети за совет, теперь я знаю как нужно вести себя за столом!

Физминутка: Давайте поиграем с зайчиком и развеселим его.

П/и «Зайка серенький сидит»

Затем обращаюсь к кукле Тане.

— Что с тобой произошло, ты тоже вся какая-то бледная и больная?

Кукла: У меня болит живот. Я на улице съела яблоко и грушу.

— Таня, как ты могла съесть не мытые фрукты, да еще грязными руками? Тебя надо срочно отправлять к врачу.

-Ребята, когда мы хотим что- то съесть, что нужно вначале сделать? (вымыть руки с мылом)

-Можно ли есть грязные овощи и фрукты? (Нельзя, заболит живот)

-Правильно, вот посмотрите (ставлю на мольберт картинку) Здесь зайчиха моет фрукты, а только потом их едят зайчата.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 171

Нужно, друзья, за здоровьем следить

И потому полается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно теплой водой.

Чтоб не тревожить врачей-докторов

Смоешь микробы -будешь здоров!

Мытое яблоко ярче блестит

Да и живот от него не болит!

— А с тобой что случилось, мишка?

Мишка: Мне очень плохо, У меня болит голова и живот. Я съел мамины таблетки.

— Ой-ой И тебе, Мишка, нужно срочно вызывать врача.

-Ребята, разве можно брать, и есть таблетки и лекарства без взрослых? (Нельзя)Ставлю на мольберт картинку и читаю стих.

Маленькие дети

Обязаны узнать!

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!

И если не больны вы

В таблетках только вред

Глотать их без причины,

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно,

И даже умереть!

Так будьте осторожней

Зачем же вам болеть?

— Дети, вы не хотите болеть? (нет).

Значит, лекарства, и таблетки ни когда не будем брать сами.

— Ребята, давайте еще раз напомним нашим гостям, как нужно вести себя воспитанным детям.

-Нельзя бегать и раскидывать игрушки, за столом как сидим? (не разговариваем и не вертимся)

Перед едой мы всегда что делаем? (моем руки)

Без взрослых мы никогда не берем что? (таблетки, лекарства)

-Молодцы дети, эти правила, мы будем всегда соблюдать и тогда с нами не случиться ни какая беда! А куклу Таню и мишку мы сейчас покажем врачу,

Источник

Галина Пивоварова
Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры

Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных явлений в обществе, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность)., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.

Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию. Перед нами, педагогами, стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приёмы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра.

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ соблюдается принцип значимости всех видов деятельности и рационального сочетания игры и других видов деятельности.

«Давай поиграем!» — как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка.

«Давай поиграем, ну давай!» И что же он слышит в ответ? — ваше мнение.

(ответы гостей)

«Да некогда мне…Не могу. Я устала… Тороплюсь….Не успеваю…» — говорим мы своему ребенку.

«Идите, играйте» — часто говорим мы детям в детском саду.

И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то любовные романы из современных сериалов…

В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шоппинг, бизнес…

То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игры.

Читайте также:  Все для детского сада социальное развитие ребенка

В своей работе я уделяю большое внимание игре. Использую игры и игровые приёмы в разных видах деятельности, в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе, во всех возрастных группах занимают сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание роли. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо наличие у ребёнка знаний об окружающей его среды, событиях и явлениях общественной жизни. Сейчас я работаю в младшей группе. В младшем возрасте в сюжетно-ролевой игре несложный сюжет. Ребёнок стремится определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывает об этом и «переключается» на другую роль и зачастую неопределённо меняет сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль я беру на себя. Главным приёмом является совместная игра. Я показываю в игровой ситуации действия с игрушками, предметами-заместителями. Хорошо зная характер детей, я могу увлечь их в совместные действия с игрушками. В этом возрасте одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Она доставляет детям радость и даёт возможность обмена знаниями.

Чаще всего включаюсь в процесс игры сама и показываю образцы игрового действия, рассказываю о правилах игры, вношу элемент (атрибут).

Провожу работу по развитию общения детей в игре. Поощряю доброжелательные отношения детей во время игры, учу договариваться, проявлять сочувствие, уважительное отношение к партнёрам по игре, улаживать спорные вопросы и ситуации. В процессе организации разных видов игр учитываю желания детей, их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние, а также дружеские привязанности.

Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребёнка. Понимая это, организовываю игрыс учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Организую игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики – роли, связанные с мужественными профессиями. Обращаю внимание на соответствующее поведение детей.

• Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды. К созданию предметно-развивающей среды подхожу творчески. Предметно-развивающая среда организуется мною таким образом, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. А всё групповое пространство доступно детям. В игровых зонах представлены как крупные предметы «Кухня», «Парикмахерская», так и множество разных по размеру модулей, бросового материала.

• Имеются сюжетно-ролевые игры, атрибуты и предметы-заместители к ним,

• Имеются дидактические игры, картотеки подвижных игр,

• Имеются разные виды театров, уголок ряжения

Полноценное развитие игровой деятельности, становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и ДОУ. Для этого мною организуется постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основании определённых принципов:

Рекомендации родителям

— играйте с детьми сами;

— приобретайте игрушки разных видов;

— обогащайте впечатления детей;

— собирайте вместе с детьми материал, заменяющий игрушки;

— продумывайте полезность игрушки.

Результат: если ребёнок увлечённо и подолгу играет,родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!

Консультации «Игрушки ваших детей», «Играйте с детьми». «Развитие речи ребенка в процессе игры».

Родительские собрания на тему: «Растём, играя», «Игра – дело серьёзное».

Провожу «Дни открытых дверей», где родители могут увидеть, как играют их дети, общаются со сверстниками и взрослыми.

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членам человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

В заключении хочу сделать следующие выводы:

• Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий

• Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления

• Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей

Советы:

• для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще

• приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения

• поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками

• обратите особое внимание на неиграющих детей

• дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику

• в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку

• воспитатели должны радоваться шумной активности детей

Источник