Работа с родителями по развитию связной речи ребенка

Работа с родителями по развитию связной речи ребенка thumbnail

Ольга Курбатова
Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ

Формы работы с родителями

по развитию связной монологической речи дошкольников

в условиях дошкольного образовательного учреждения

(Выступление О. А. Курбатовой, воспитателя)

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста

(обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

О. С Ушакова

В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родите-лями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слу-шают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятель-но научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанав-ливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Не смотря на то, что дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ре-бенка. Овладение родным языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие связной монологической речи детей. Но ни одна, даже самая лучшая развивающая про-грамма не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семь-ей. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Для решения проблем развития связной монологической речи дошкольников в дет-ском образовательном учреждении используются следующие формы взаимодействия: традиционные коллективные, досуговые формы, наглядно-информационные.

Традиционные коллективные формы взаимодействия с родителями.

Задача: объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития связной речи детей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями.

Задача: устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, способствовать по-вышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Задача: ознакомить родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Традиционные коллективные формы взаимодействия с родителями

Родительское собрание. Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей; стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой дея-тельности для общения с собственным ребёнком.

Педагогический совет с участием родителей. Задача: привлечь родителей к актив-ному осмыслению проблем связной речи детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, педагоги-психологи и т. д

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, инте-ресующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию связной монологической речи, обучению грамоте и др.

Круглый стол. Проводиться в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структу-рой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы бе-седы с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении.

Дни открытых дверей которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педаго-гические знания, применить их на практике, узнать какие методы необходимо использо-вать для развития речи своих детей, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Деловая игра. Присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы.

Мастер-класс. Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть, как теоретическим, так и практическим.

Ток-шоу — обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатели, родители, можно пригласить других специалистов.

Лекция-семинар — для проведения собрания в форме лекции — семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.

Педагогические беседы с родителями. В результате беседы родители должны полу-чить новые знания по вопросам обучения ребенка.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к бесе-де. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консульта-цию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Гость группы или доброволец. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интере-сы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий тем самым способствовать развитию связной речи детей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

К совместным досугам относят:

• праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования);

работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);

• литературные вечера;

• фольклорные праздники;

• ярмарки;

• КВН;

Так же рекомендуется проводить «Речевые праздники». Они полезны для развития ком-муникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной связной монологической речи, закрепления пройденного материала.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Разделена на две подгруппы.

Информационно-ознакомительная группа

Направлена на ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, осо-бенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоле-ние поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Включает в себя:

Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информа-ция: полезные статьи и справочные материалы-пособия. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию речи детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудо-вать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы.

Информационные листы. Они могут нести в себе информацию о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.

Памятки для родителей. Небольшая инструкция грамотного выполнения каких ли-бо действий.

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользова-ние родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать пред-ложения и т. д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интерес-ные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Напри-мер, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста» и др.

Информационно-просветительская группа.

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Для того чтобы она была действенной, помогала акти-визировать родителей используются рубрики: «Наши успехи», «Что мы учим», в которые поместить практический материал, дающий возможность понять, как занимается ребенок в детском саду. Можно предложить информацию по поводу книг, которые следует читать детям разного дошкольного возраста (стихи, пословицы считалки, скороговорки для за-учивания с детьми дома, загадки).

Специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредо-ванное – через газеты, организацию выставок, информационные проспекты для родите-лей, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, выпуск стенгазет.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи является необходимым усло-вием полноценного развития связной монологической речи дошкольников. Задача дет-ского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать все перечисленные формы работы.

Источник

людмила ульянова
Работа с родителями по развитию связной речи у детей 6–7 лет в детском саду.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

«МИНУТА СЛАВЫ».

Самая сложная и большая проблема в обучении детей д/возраста научить связно и выразительно говорить. Что значит умение говорить? В повседневной жизни дети, общаясь с окружающими, говорят очень много. Но, когда им предлагают: «Расскажи,что интересного ты увидел в музее? Перескажи рассказ…»,- речь ребенка становится неполной, несогласованной. Для некоторых детей выступление перед сообществом сверстников требует некоторого волевого усилия: преодоления робости, застенчивости, умения высказаться в присутствии других. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок усваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет собой единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью. В дошкольном возрасте ребенок прежде всего овладевает диалогической речью, которая является первичной, естественной формой языкового общения. Для нее характерны вопрос, ответ, добавление, пояснение, реплики. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. К 6-7 годам ребенок приобретает ряд речевых умений. Речь его освобождается от многих недостатков звукопроизношения, значительно увеличивается словарь, возрастает умение достаточно пользоваться словом для выражения своих желаний, впечатлений, наблюдений. Но в то же время речь дошкольника не всегда понятна слушателям, так как в ней недостаточно раскрывается ее предметное содержание. Следовательно, в этом возрасте становится возможным научить детей ясно и связно передавать впечатления из личного опыта. На занятиях всех педагогов д/сада уделяется большое внимание развитию связной речи. Кроме этого большая роль отводится ребенку в освоении роли автора, рассказчика, который, отвечая на вопросы, делится своим опытом с окружающими. Для этого мы предлагаем родителям рубрику «Минута славы», где они вместе с ребенком представляют совместное увлечение или увлечение ребенка (коллекции, выставки). Работу по данной рубрике начинаем с рассказа воспитателя из личного опыта на встрече с родителями и детьми. Он повышает интерес как родителей, так и детей к рассказыванию, эмоционально воспринимается ими и помогает приобрести ряд практических умений.

Мотивация. Неумение детей в доступной форме связно рассказывать о своих увлечениях, делиться своим опытом со сверстниками, отвечать на вопросы, принимать роль докладчика, соавтора.

Цель. Поддерживать у родителей и детей проявление активности, самостоятельности, элементы творчества, желание поделиться своим опытом

Задачи. Активизировать словарный запас.

-Закреплять умение составлять законченный рассказ из личного опыта, используя полученные ранее знания и представления, подобранные слова и речевые конструкции.

-Закреплять умение отвечать на вопросы.

-Оказать помощь ребенку и родителям в освоении новой роли, (роли соавтора, докладчика).

-Содействовать повышению самооценки ребенка и его значимости как личности в детском сообществе.

План работы.

1 Изучение особенностей семей, их интересов и увлечений (родительский час, анкетирование). За круглым столом родители рассказывают о своих увлечениях в детстве и в настоящее время, а также об увлечениях своего ребенка. Педагог тоже делится своими интересами.

2 Презентация педагогом своей работы, увлечений (коллекций, фотографий, поделок, семейных традиций. На следующей встрече педагог делает презентацию своих увлечений, как бы предлагая родителям образец выступления.

3 Презентация родителями своих увлечений перед детьми. Родители рассказывают детям о своих увлечениях, делятся опытом сбора информации, поделок, отвечают на вопросы детей, предлагают рассказать о своих увлечениях.

4 Включение родителей в деятельность ребенка. Подготовка родителями и ребенком выставки, доклада, коллекции.

5 Организация совместной деятельности родителей, ребенка, педагога. Родители, ребенок и педагог совместно оформляют выставку коллекции, поделок, рисунков.

6 Помощь педагога ребенку и родителю в освоении новой роли (роли соавтора, докладчика). Педагог помогает составить законченный рассказ из личного опыта, использовать в рассказе полученные ранее знания и представления, подобранные слова и речевые конструкции.

7 Презентация ребенком своей работы, обмен опытом с окружающими. Ребенок рассказывает о своем увлечении (коллекции, поделках и. д.) детям своей группы, затем детям других групп и родителям сверстников.

В заключение можем сказать, что у детей и родителей появился большой интерес к такой форме работы. В процессе работы дети научились более внимательно следить за рассказами своих товарищей, охотно вступать в беседу, высказываться, задавать вопросы и отвечать на них, в свободном общении делиться своими интересами и увлечениями.

Работа с родителями по развитию связной речи у детей 6–7 лет в детском саду.Работа с родителями по развитию связной речи ребенкаРабота с родителями по развитию связной речи ребенка

Источник

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи:

  • диалогическая.

  • монологическая

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Формирование связной речи у дошкольниковвключает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Значение развития связной речи многообразно:

  • Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению.

  • Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений.

  • В-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т.п. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль

Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описание предметов, составить рассказ по картине, по серии сюжетных картин, самостоятельно расположив их в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, сами могут придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления ребенка и взаимосвязано с формами деятельности ребенка и общения с окружающими людьми.

Необходимо помнить, что без участия взрослого, связная речь развивается медленно. При подготовке ребенка к школе родителям необходимо совместить три важных компонента: общение, игру и обучение. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить.

Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей.

В играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и др. (их можно придумать вместе с ребенком). Требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).

Взрослый по очереди с ребенком описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа. Проведение такого рода игр-загадок «Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.п не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне, во время приготовления ужина, одевания, раздевания.

Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали и не были заняты, найдите время не только ответить на вопросы ребенка, но и дайте ему какое- то задание. Например, в осенний день, ребенок с отцом собираются в лес. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в лесу. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком. Во время прогулки можно познакомить ребенка с названиями деревьев (береза, дуб, клен, сосна, ель, липа). Предложите ребенку спрятаться за березу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и березу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом. Прогуливаясь с ребенком по лесу, предложите ему несколько загадок, например: «Зимой и летом одним цветом». Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки, старайтесь при случае использовать их в разговоре с ребенком.

Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо,  четко, выразительно.

После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам:  «Кого встретила Машенька? и т.п.

Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять ребенка в разных приемах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием.

Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам.

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк,  в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Речь детей развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — ими воспроизводятся. Описывая свои впечатления, дети убеждаются в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите детям, если они затрудняются в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

— Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет

— Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту

— В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте  ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте,

— Поощряйте ребенка, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается

— Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша

— Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

Уважаемые родители!

Ежедневно читайте ребенку!  hello_html_m7c6384f6.jpg

Это научит ребенка слушать и быть усидчивым.

Разберите новые, непонятные для него слова.

Попросите пересказать понравившийся эпизод.

Задавайте вопросы по содержанию текста, выслушивайте полные, а не односложные ответы.

Рассматривайте вместе иллюстрации в книге и просите рассказать, что на них изображено. Предложите ребенку нарисовать, что ему понравилось в прочитанном произведении.

Вовлекайте его в беседы.

Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие.

Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Не торопитесь обо всем рассказывать сами. Давайте ребенку возможность самому рассказать. Не торопите его.

Проговаривайте (составляйте) небольшие рассказы о событиях из личного опыта. Пусть он делится ими с другими членами Вашей семьи, с воспитателями и друзьями.

Придумывайте свои концовки к сказкам

Если Вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном мероприятии тому, кто с Вами не был.

Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Помните: речь не передается по наследству.

Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!

Источник