Развитие познавательных процессов ребенка до года

Восприятие.
Зрительное
сосредоточение, т. е. способность
фиксировать взор на предмете, появившееся
еще на этапе новорожденности,
совершенствуется. Ребенок различает
зрительно воспринимаемые объекты по
форме, сложности и цвету.
Развивается
также пространственное восприятие, в
частности, восприятие глубины.
Познавательному
развитию ребенка способствует разнообразие
впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком,
должны удовлетворять его
потребность в новых впечатлениях,
стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной.
Память.
Познавательное развитие младенца
предполагает включение механизмов
памяти, естественно, простейших ее
видов. Специфика ассоциативной
памяти,
которая уже есть у детей младенческого
возраста, состоит в том, что довольно
рано они оказываются способными к
созданию и сохранению временных связей
между сочетаемыми раздражителями.
Из
видов зрительной памяти первым появляется
узнавание.
Уже в раннем младенчестве дети способны
соотносить новые впечатления с имеющимися
у них образами. Если на первом полугодии
жизни ребенок обнаруживает способность
узнавать предметы, то в течение второго
полугодия жизни он демонстрирует
возможность восстановления
образа предмета по памяти.
После
8 месяцев появляется воспроизведение
—
восстановление в памяти образа, когда
перед ребенком нет исходного объекта.
45.
Развитие речи в младенчестве.Особый
интерес как предпосылки будущего
развития речи представляют вокализации.
Сначала
они имеют вид коротких, а позже певучих
звуков, в которых выражается
состояние ребенка, начиная
от восторга, радости, удовольствия
(вскрики, взвизгивания) до напряженного
сосредоточения (гуканье). Вокализации
младенцев — доречевые,
хотя
некоторые могут напоминать знакомые
слова. Вокализации возникают, как
правило, как
сопровождение активных действий ребенка,
служат
главным образом голосовым аккомпанементом
предметных действий. Во втором полугодии
ребенок переходит к более сложному
взаимодействию со взрослым, поэтому
появляются и новые средства коммуникации.
Таким средством становится речь,
вначале
пассивная (понимание), затем активная
(говорение).
Н.
Л. Фигурин и М. П. Денисова попытались
описать этапы
развития говорения: 1)
этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и
лепетного говорения, 3) этап появления
первых псевдослов, слов-предложений.
Первые
слова называются псевдословами,
так
как отличаются особенностями:1)между
словами ребенка и словами взрослого
есть резкие фонетические различия;
звуковой состав слов ребенка отличен
от звукового состава слов взрослых; это
а) слова, не похожие на слова взрослых
(«ика» — «шкафчик», «адига» — «рыбий
жир» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых,
чаще — корни («ка» — «каша», «па» —
«упала» и т.д.); в) слова, являющиеся
искажением слов взрослых, но с сохранением
их фонетического и ритмического рисунка
(«ти-ти» — «часы», «ниняня» — «не надо»);
г) звукоподражательные слова («ав-ав»
— «собака», «му-му» — «корова»); 2)детские
слова характеризуются многозначностью,
так, «ака» может обозначать конфеты,
ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука»
может означать целое предложение
«Утки плавают в воде» и т.д. Исходя из
указанных особенностей, детскую речь
этого периода называют автономной.
Первым,
кто описал и оценил ее значение, был
Чарлз Дарвин. Из своеобразия детской
речи следует и то, что общение с ее
помощью должно отличаться от общения
с помощью речи у взрослых. В это время
общение оказывается возможным только
между ребенком и теми людьми, которые
понимают значение его слов (первая
особенность), посвящены в «шифр» детской
речи. Л. С. Выготский отмечал, что немецкие
психологи долго называли детский язык
«Ammensprache»,
т.е. языком кормилиц, нянек, так как
считалось, что он искусственно создается
взрослыми для детей и отличается тем,
что понятен только людям, воспитывающим
данного ребенка.
Безусловно,
здесь есть определенные
речевые искажения (вторая
особенность): например, ребенку часто
говорят «бо-бо» вместо «больно», а
показывая на большой дом и большую
лошадь, говорят «домик» и «лошадка»
(когда, по остроумному замечанию Л.
С. Выготского, нужно было бы говорить
«домище» и «лошадища»). Но главное не в
этом. Общение
с детьми в это время возможно только в
конкретной ситуации (третья
особенность), где первые слова употребляются
в тесной связи с действиями и тогда,
когда предмет находится перед глазами.
И
наконец, четвертая особенность детского
автономного языка заключается в том,
что возможные
связи между отдельными словами весьма
своеобразны: этот
язык аграмматичен,
не
имеет предметного способа соединения
отдельных слов и значений в связную
речь (у взрослых это делается с помощью
синтаксиса и этимологии).
Автономная
детская речь — необходимый период в
речевом развитии каждого нормального
ребенка. По ней можно даже провести
раннюю психологическую диагностику
уровня речевого развития. Например,
недоразвитие ребенка часто проявляется
в изменении периода автономной речи.
Для нормального ребенка автономная
речь всегда является мостом, по которому
ребенок переходит от безъязычного
периода к языковому.
46.47.48
Личностное развитие младенца. Детская
привязанность. Кризис 1
года.Эмоционально-личностное
развитие.
Эта
линия развития тоже непосредственно
зависит от общения с близкими взрослыми.
В первые 3-4 месяца у детей проявляются
разнообразные эмоциональные состояния:
удивление в ответ на неожиданность,
тревожность при физическом дискомфорте,
расслабление при удовлетворении
потребности.
После
того как ребенок научился узнавать и
бурно радоваться маме, он доброжелательно
реагирует на любого человека. После
3-4 месяцев он улыбается знакомым, но
несколько теряется при виде незнакомого
взрослого человека. Однако, если тот
демонстрирует свое доброе отношение,
разговаривает с ребенком и улыбается
ему, настороженное внимание сменяется
радостью. В 7-8 месяцев беспокойство
при появлении незнакомых резко
усиливается.Примерно в это же время,
между 7 и 11 месяцами, появляется так
называемый «страх расставания» — грусть
или острый испуг при исчезновении мамы
(когда ее долго нет или она просто на
какое-то время вышла).Привязанность.
От рождения до года отношения между
родителями и детьми постепенно
меняются. О чувстве привязанности можно
говорить лишь после полугода. Привязанность
— это близкая связь между ребенком и
другим человеком, которая формируется
в позднем младенчестве и как бы «сцепляет»
их вместе на долгое время, а иногда и на
всю жизнь.
Фазы
привязанности. При
описании того, как у младенцев постепенно
формируются эмоционально-психологические
связи с любящими их людьми, были выделены
так называемые фазы привязанности.1-я
фаза:
от рождения до 3 месяцев характеризуется
тем, что малыши ищут близости с любым
знакомым или незнакомым человеком. Они
вообще готовы общаться с любыми людьми
и каким угодно образом. Для достижения
этой цели – общения – они используют
свои специфические сигналы: улыбки,
звуки голоса и т.д. При этом они не
выказывают никаких признаков тревоги,
если вместо матери появляется кто-то
другой. Одна из причин этого явления
состоит в том, что они еще не осознают
свою мать как отдельное, особое
существо.2-я
фаза
(3–6-й месяцы): малыши постепенно учатся
различать знакомые и незнакомые
лица. Например, 6-месячньгй ребенок может
отличить свою мать от посторонних.
Матери быстрее и активнее реагируют на
сигналы малыша, чем незнакомые люди,
поэтому дети начинают чаще направлять
свои сигналы на фигуру матери.3-я
фаза
(7–8-й месяцы): у детей развивается
способность отличать одного человека
от другого, формируется представление
о постоянстве людей и предметов.
Поэтому-то они становятся очень
избирательными в том, с кем им общаться,
а кого отвергнуть. У малышей первая
серьезная привязанность к определенным
людям обычно возникает в 7–8 месяцев.Появление
этого специфического чувства
свидетельствует о том, что у ребенка
сформировалось первое социальное
отношение. Как следствие, ребенок
перестает равно дружелюбно реагировать
на любого человека. У многих малышей
начинает складываться новое чувство –
страх из-за отсутствия родителей и,
соответственно, реакция тревоги на
приближение незнакомого человека.
КРИЗИС
1 ГОДА.Аффективные
реакции.Переходный
период между младенчеством и ранним
детством называют кризисом 1 года. Как
всякий кризис, он связан со всплеском
самостоятельности, появлением аффективных
реакций.
Аффективные вспышки у ребенка обычно
возникают, когда взрослые не понимают
его желаний, его слов, его жестов и
мимики, или понимают, но не выполняют
то, что он хочет. При переходе ко второму
году жизни многие дети начинают
проявлять непослушание.
Оно выражается в том, что ребенок с
удивительным упорством начинает
повторять те действия, которые взрослые
запретили ему выполнять. Причина данного
поведения состоит в том, что ребенок
начинает активно изучать окружающий
мир и получает удовлетворение от
производимых им самим эффектов. В то же
самое время его желание наталкивается
на непонимание и сопротивление взрослых.
В ответ на прямое запрещение со стороны
взрослого ребенок начинает проявлять
упрямство и упорно пытается повторять
именно то, что ему запрещается. Это
есть форма протеста ребенка против
неадекватного поведения взрослого
в
отношении
его. Чаще всего появление сильных
аффектов у ребенка связано с определенным
стилем воспитания в семье.
Установление
новых отношений с ребенком, предоставление
ему некоторой самостоятельности, т.е.
большей свободы действий в допустимых
пределах, наконец, терпение и выдержка
близких взрослых смягчают кризис,
помогают ребенку избавиться от острых
эмоциональных реакций.
Соседние файлы в папке ст.шпоры
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Охарактеризуйте особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте.
Восприятие
Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они гласят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».
Л. В. Обухова отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявляется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отделены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.
Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится
соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета.
В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.
Л. С. Выготский делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Возраст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.
Внимание.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы произвольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8—10 минут.
Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Память.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не видит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследований:
— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;
— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.
В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Мышление.
Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».
С расширением предметной деятельности ребенок начинает понимать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии детского мышления».
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка данного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов).
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.
У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эффективность решения практических задач.
В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует перестройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдении В. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.
Воображение.
Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.
Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.
Воображение в раннем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка.
Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ребенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)
М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».
Источник