Развитие познавательных процессов ребенка до года

Развитие познавательных процессов ребенка до года thumbnail

Восприятие.
Зрительное
сосредоточение, т. е. способность
фиксировать взор на предмете, появившееся
еще на этапе новорожденности,
совершенствуется. Ребенок различает
зрительно воспринимаемые объекты по
фор­ме, сложности и цвету.
Развивается
также пространственное восприятие, в
частности, восприятие глубины.
Познавательному
развитию ребенка способствует разнообразие
впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ре­бенком,
должны удовлетворять его
потребность в новых впечат­лениях,

стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной.
Память.
Познавательное развитие младенца
предполагает включение механизмов
памяти, естественно, простейших ее
видов. Специфика ассоциативной
памяти,

которая уже есть у детей младенческого
возраста, состоит в том, что довольно
рано они оказываются способными к
созданию и сохранению временных свя­зей
между сочетаемыми раздражителями.
Из
видов зрительной памяти первым появляется
узнавание.
Уже в раннем младенчестве дети способны
соотносить новые впечатления с имеющимися
у них образами. Если на первом полугодии
жизни ребенок обнаруживает способ­ность
узнавать предметы, то в течение второго
полугодия жизни он демонстрирует
возможность восстановления
образа предмета по памяти.

После
8 месяцев появляется воспроизведе­ние

восстановление в памяти образа, когда
перед ребенком нет исходного объекта.

45.
Развитие речи в младенчестве.
Особый
интерес как предпосылки будущего
развития речи представляют вокали­зации.
Сначала
они имеют вид коротких, а позже певучих
звуков, в которых выра­жается
состояние ребенка,
начиная
от восторга, радости, удовольствия
(вскрики, взвизгивания) до напряженного
сосредоточения (гуканье). Вокализации
младенцев — доречевые,
хотя
некоторые могут напоминать знакомые
слова. Вокализации возникают, как
правило, как
сопровождение активных действий ребенка,
служат
главным образом голосовым аккомпанементом
предметных действий. Во втором полугодии
ребенок переходит к более сложному
взаимодействию со взрослым, поэтому
появляются и новые средства коммуникации.
Таким средством становится речь,
вначале
пассивная (понимание), затем активная
(говорение).
Н.
Л. Фигурин и М. П. Денисова попытались
описать этапы
развития говоре­ния:
1)
этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и
лепетного говорения, 3) этап появ­ления
первых псевдослов, слов-предложений.
Первые
слова называются псевдословами,
так
как отличаются особенностями:1)между
словами ребенка и словами взрослого
есть резкие фонетические разли­чия;
звуковой состав слов ребенка отличен
от звукового состава слов взрослых; это
а) слова, не похожие на слова взрослых
(«ика» — «шкафчик», «адига» — «рыбий
жир» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых,
чаще — корни («ка» — «каша», «па» —
«упала» и т.д.); в) слова, являющиеся
искажением слов взрослых, но с сохранени­ем
их фонетического и ритмического рисунка
(«ти-ти» — «часы», «ниняня» — «не надо»);
г) звукоподражательные слова («ав-ав»
— «собака», «му-му» — «корова»); 2)детские
слова характеризуются многозначностью,
так, «ака» может обозначать конфеты,
ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука»
может означать целое предло­жение
«Утки плавают в воде» и т.д. Исходя из
указанных особенностей, детскую речь
этого периода называют авто­номной.
Первым,
кто описал и оценил ее значение, был
Чарлз Дарвин. Из своеобра­зия детской
речи следует и то, что общение с ее
помощью должно отличаться от об­щения
с помощью речи у взрослых. В это время
общение оказывается возможным только
между ребенком и теми людьми, которые
понимают значение его слов
(первая
особенность), посвящены в «шифр» детской
речи. Л. С. Выготский отмечал, что немецкие
психологи долго называли детский язык
«Ammensprache»,
т.е. языком кормилиц, нянек, так как
считалось, что он искусственно создается
взрослыми для детей и отличается тем,
что понятен только людям, воспитывающим
данного ребен­ка.
Безусловно,
здесь есть определенные
речевые искажения
(вторая
особенность): например, ребенку часто
говорят «бо-бо» вместо «больно», а
показывая на большой дом и большую
лошадь, говорят «домик» и «лошадка»
(когда, по остроумному заме­чанию Л.
С. Выготского, нужно было бы говорить
«домище» и «лошадища»). Но главное не в
этом. Общение
с детьми в это время возможно только в
конкретной ситуации
(третья
особенность), где первые слова употребляются
в тесной связи с действиями и тогда,
когда предмет находится перед глазами.
И
наконец, четвертая особенность детского
автономного языка заключается в том,
что возможные
связи между отдельными словами весьма
своеобразны:
этот
язык аграмматичен,
не
имеет предметного способа соединения
отдельных слов и значений в связную
речь (у взрослых это делается с помощью
синтаксиса и этимоло­гии).
Автономная
детская речь — необходимый период в
речевом развитии каждого нормального
ребенка. По ней можно даже провести
раннюю психологическую диаг­ностику
уровня речевого развития. Например,
недоразвитие ребенка часто проявля­ется
в изменении периода автономной речи.
Для нормального ребенка автономная
речь всегда является мостом, по которому
ребенок переходит от безъязычного
пе­риода к языковому.

Читайте также:  Возрастные периоды развития психики ребенка

46.47.48
Личностное развитие младенца. Детская
привязанность. Кризис 1
года.
Эмоционально-личностное
развитие.
Эта
линия развития тоже непосредственно
зависит от общения с близкими взрослыми.
В первые 3-4 месяца у детей проявляются
разнообразные эмоцио­нальные состояния:
удивление в ответ на неожиданность,
тревожность при физическом дискомфорте,
расслабление при удовлетворении
потребности.
После
того как ребенок научился узнавать и
бурно радоваться маме, он доброжелательно
реагирует на любого чело­века. После
3-4 месяцев он улыбается знакомым, но
несколько теряется при виде незнакомого
взрослого человека. Однако, если тот
демонстрирует свое доброе отношение,
разговаривает с ребен­ком и улыбается
ему, настороженное внимание сменяется
ра­достью. В 7-8 месяцев беспокойство
при появлении незнакомых резко
усиливается.Примерно в это же время,
между 7 и 11 месяцами, появляется так
называемый «страх расставания» — грусть
или острый испуг при исчезновении мамы
(когда ее долго нет или она просто на
ка­кое-то время вышла).Привязанность.
От рождения до года отношения между
роди­телями и детьми постепенно
меняются. О чувстве привязанности можно
говорить лишь после полугода. Привязанность
— это близкая связь между ребенком и
другим человеком, которая формируется
в позднем младенчестве и как бы «сцепляет»
их вместе на долгое время, а иногда и на
всю жизнь.
Фазы
привязанности.
При
описании того, как у младенцев постепенно
формируются эмоционально-психологические
связи с любящими их людьми, были выделены
так называемые фазы привязанности.1-я
фаза
:
от рождения до 3 месяцев характеризуется
тем, что малыши ищут близости с любым
знакомым или незнакомым человеком. Они
вообще готовы общаться с любыми людьми
и каким угодно образом. Для достижения
этой цели – обще­ния – они используют
свои специфические сигналы: улыбки,
звуки голоса и т.д. При этом они не
выказывают никаких признаков тревоги,
если вместо матери появляется кто-то
другой. Одна из причин этого явления
состоит в том, что они еще не осознают
свою мать как отдельное, особое
существо.2-я
фаза

(3–6-й месяцы): малыши постепенно учатся
раз­личать знакомые и незнакомые
лица. Например, 6-месячньгй ребенок может
отличить свою мать от посторонних.
Матери быстрее и активнее реагируют на
сигналы малыша, чем незнако­мые люди,
поэтому дети начинают чаще направлять
свои сиг­налы на фигуру матери.3-я
фаза

(7–8-й месяцы): у детей развивается
способность отличать одного человека
от другого, формируется представле­ние
о постоянстве людей и предметов.
Поэтому-то они становят­ся очень
избирательными в том, с кем им общаться,
а кого отвергнуть. У малышей первая
серьезная привязанность к определенным
людям обычно возникает в 7–8 месяцев.Появление
этого специфического чувства
свидетельствует о том, что у ребенка
сформировалось первое социальное
отноше­ние. Как следствие, ребенок
перестает равно дружелюбно ре­агировать
на любого человека. У многих малышей
начинает складываться новое чувство –
страх из-за отсутствия родителей и,
соответственно, реакция тревоги на
приближение незнакомого человека.

КРИЗИС
1 ГОДА
.Аффективные
реакции.Переходный
период между младенчеством и ранним
детством называют кризисом 1 года. Как
всякий кризис, он связан со всплеском
самостоятельности, появлением аффективных
реакций
.
Аффективные вспышки у ребенка обычно
возникают, когда взрослые не понимают
его желаний, его слов, его жестов и
мимики, или понимают, но не выполняют
то, что он хочет. При переходе ко второму
году жизни многие дети на­чинают
проявлять непослушание.
Оно выражается в том, что ребенок с
удивительным упорством начинает
повторять те действия, которые взрослые
запретили ему выполнять. Причина данного
поведения состоит в том, что ребенок
начинает активно изучать окружающий
мир и получает удовлетворение от
производимых им самим эффектов. В то же
самое время его желание наталки­вается
на непонимание и сопротивление взрослых.
В ответ на прямое запрещение со стороны
взрослого ребенок начинает проявлять
упрямство и упорно пытается повторять
именно то, что ему запреща­ется. Это
есть форма протеста ребенка против
неадекватного поведе­ния взрослого
в
отношении
его. Чаще всего появление сильных
аффектов у ребенка связано с определенным
стилем воспитания в семье.
Установление
новых отношений с ребенком, предо­ставление
ему некоторой самостоятельности, т.е.
большей свободы действий в допустимых
пределах, наконец, терпение и выдержка
близких взрослых смягчают кризис,
помогают ребенку избавиться от острых
эмоциональных реакций.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года таблица рост вес параметры

Соседние файлы в папке ст.шпоры

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Охарактеризуйте особенности  развития познавательных процессов в раннем возрасте.

Восприятие

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский 
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они  гла­сят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.                                                        

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».

Л. В. Обухова  отмечает своеобразие восприятия ребенка ран­него возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявля­ется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отде­лены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится

соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание зна­комого предмета.

В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Л. С. Выготский  делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Воз­раст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.

Внимание.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освое­ния ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на кото­рый направляет внимание.

Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание.

В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он науча­ется выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы про­извольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать вни­мание на интересующей его деятельности 8—10 минут.

Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познава­тельной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».

Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказы­вать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нуж­ном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.

Читайте также:  Компьютерная программа для развития ребенка

Память.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания.

  В результате практических действий ребенка, его восприятия, мыш­ления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подви­жен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не ви­дит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследо­ваний:

— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;

— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.

В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Мышление.

Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием вос­приятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский  обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».

С расширением предметной деятельности ребенок начинает пони­мать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, пока­занных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии дет­ского мышления».

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предмета­ми. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка дан­ного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (посколь­ку предметов гораздо больше, чем слов).

Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.

У ребенка появляется представление о результате, последовательно­сти действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эф­фективность решения практических задач.

В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует пере­стройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следствен­ных связях. Наблюдении В. Уайта  показывают, что одной из ха­рактерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка являет­ся его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.

Воображение.

Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действитель­ности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.

Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выде­ляет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребен­ку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответ­ствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.

 Воображение в ран­нем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлага­ется в словесном описании рисунка.

Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ре­бенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)

М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой дея­тельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать сло­во — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может пол­ноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает пред­мет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с вне­шними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».

Источник