Сколько возрастных периодов проходит в своем развитии ребенок до 23 лет

Сколько возрастных периодов проходит в своем развитии ребенок до 23 лет thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Читайте также:  Влияние на развитие ребенка в семье с одним родителем

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Читайте также:  Неврологическое развитие ребенка по месяцам до года

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник

Возрастной этап

Признаки возрастного
этапа

Социальная ситуация
развития

Характеристика
ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные
новообразования

Характеристика
познавательной, эмоциональной и
мотивационной сфер развития

Особенности
поведения и ведущие направленности
жизнедеятельности.

Новорожденность
(1-2 мес.)

Адаптация ребенка
к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая
зависимость от матери.

Кризис новорожденности.
Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений
общения с матерью
, заложение фундамента«симпатий
и антипатий» .

Малое
различие сна и бодрствования,
преобладание торможения над
возбуждением, спонтанная двигательная
активность
,установление эмоциональной связи с
матерью.

Младенческий возраст
( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика
ребенка развивается в результате
совместной деятельности ребенка и
взрослого.

Неразрывная связь
ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное
общение, или ситуативно-личностное
общение со взрослым.

Аффективные вспышки,
если взрослые не понимают или не хотят
выполн. его желания.

Ходьба
или попытки ходьбы и первые слова.
Потребность в общении со взрослым.
Диффренцированные ощущения и
эмоциональные состояния. Восприятие
объектов. Автономная речь.Начальные
формы наглядно-действенного мышления.
Кратковременная фиксация на
объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на
потребности общения со взрослыми.
Процесс общения становится более
эмоц. Предметно-познавательная деят.
Манипуляция с предметами. Логика
многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3
года)

Единство
эмоционального и действенного
отношения к непосредственно
воспринимаемому миру. Поведение
ребенка ситуативно.

Сотрудничество со
взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ
— ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж.
Вещей.

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от
взрослых.Упрямство,
строптивость, своеволие, симптом
обесценивания.

Речь и наглядно-действенное
мышление. Сознание «Я сам». Возникает
игра с сюжетом.

«Аффективное
восприятие объектов и ситуаций.
Наглядно-действенное мышление.
Формирование внутреннего плана
действий. Узнавание и воспроизведение.
Непроизвольное внимание. Эмоциональная
завышенная самооценка.

Способность к
передвижению.
Способность
ориентироваться в пространстве.
Благодаря этому возможность изучит
большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный
возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира
человеческих отношений. Творчество.
Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка
от взрослого. Две системы социальных
отношений: “ребенок — взрослый” и
“ребенок — дети”. Имитация мира
человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая
игра.

Поведение
теряет детскую непосредственность.
Манерничанье, паясничанье, кривляние.
Появление оспаривания выполнять
родительскую просьбу, отказ от
привычных дел и обязанностей.
Демонстративная «взрослость».

Потребность в
общественно-значимой и
общественно-оцениваемой деятельности.
Творчество.

Соподчинение мотивов.
Самосознание. Правильная речь. Развитая
непроизвольная память, начало развития
произвольной памяти. Целенаправленное
анализирующее восп. Наглядно-образное
мышление, в конце преиода- переход к
словестн. Мышл.

Игра.

Младший
школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной
жизни, с преобретанием соответствующей
позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного
от постоянных обязанностей существования
к обязательной, общественно-значимой
и общественно-оцениваемой деятельности.
Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я
сам» в социальном смысле.Глубокий
мотивационный кризис, когда мотивация,
связанная с занятием новой социальной
позиции исчерпана (учебе превратилась
в житейскую обязанность), а содержательные
мотивы учения зачастую отсутствуют.
Снижение продуктивности

и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность.
Внутренний план действия. Самоконтроль.
Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция
школьника, учебная мотивация.
Теоретическое мышление. Анализирующие
восприятие. Произвольная смысловая
память. Произвольное внимание.
Адекватная самооценка. Обобщение
переживаний, логика чувств и появл.
Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь».
Учеба.

Подростковый
возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства
к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться
к миру взрослых, ориентация поведения
на нормы и ценности этого мира.
Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное
общение в процессе обучения и
организационно-трудовой деятельности.

Становление
человека как субъекта собственного
развития.

Чувство «взрослости».
(младший подростковый возраст)Самооценка.
«Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое
рефлексивное мышление. Интеллектуализация
воспр. И памяти. Личностная
рефликсия.Гипертрофированная
потребность в общении со сверстниками.

Стремление
подростка занять положение в группе
свертсников.

Старший школьный
возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной
взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор
жизненного пути.

Учебно-профессиональная
деятельность.

Страх ошибок в выборе
жизненного пути. Жизнь настоящим,
смутное представление будущего.
Ответственность за свой выбор перед
собой и близкими.
Философская интоксикация сознания,
оказывается поверженным в сомнения,
раздумья, мешающие его активной
деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное
самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация
способностей. Ориентация на будущее.
Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое,
формально-операциональное мышление.
Совершенствуется владение сложными
интеллектуальными операциями анализа,
синтеза, теоретического обобщения и
абстрагирования, аргументирования
и доказательства. эмоциональная
восприимчивость часто сочетается с
категоричностью
и прямолинейностью юношеских оценок

окружающего.

Учебно-профессиональная
деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23
лет )

Первый период
взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного
пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в
армии или поиск работы.

Окончательное
самоопределение.

Реализация жизненных
планов или поиск себя.

Три варианта
нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск
работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до
30 лет)

Осуществление
жизненных целей. Расцвет любви и
дружбы.

Выбор спутника жизни
и создание семьи.
Овладение выбранной
профессией.

Труд.

Представления
о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами,
не удовлетворяют чел.
Происходит
переоценка ценностей, критический
пересмотр своего Я.

Семейные
отношения и чувство профессиональной
компетентности.
Рождение детей.

Осознание
своих качеств, способностей,
возможностей, знаний, интересов;
целостная оценка себя как чувствующего
и мыслящего существа.
Развиваются
теоретическое мышление, умение
абстрагировать, делать обобщения.
Происходят качественные изменения
в познавательных возможностях.
Реальный «Я» —
образ.

Поиск партнера.
Создание семьи, профессиональный
рост. Человек более-менее прочно
утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до
60-70 лет)

Человек должен
раскрыть свой потенциал, реализовать
себя во всех сферах, исполнить жизненное
предназначение.

Реализации
себя, полного раскрытия своего
потенциала в профессиональной
деятельности и семейных отношений.
Осознание
ответственности
за содержание своей жизни перед самим
собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий
труд.

Проблема убывающих
физических сил, привлекательности
– жестокий удар
по самооценке и Я-концепции.
изменяются
социальные ожидания. Пришло время
оправдывать надежды общества и создать
какой-то социально значимый продукт,
материальный или духовный, иначе
общество переносит свои ожидания на
представителей более молодого
поколения.

Продуктивность в
профессиональном плане и в плане
воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов
повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня отдельных
функций и познавательных процессов.
Обобщение на
словесном материале.
Способность
самому ставить проблемы
,
достойные иногда усилий многих
поколений
Совершенствование
профессиональной
памяти
.

Расцвет деятельности,
передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость
или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный
период жизни, включающий изменение
позиции человека в обществе и играющий
свою особую роль в системе жизненного
цикла.

Смена общественной
позиции, с выход на пенсию и удаление
от активного участия в производительном
труде. Отношения
с родственниками.
Стремление
воспитывать, подготовить себе
«достойную замену» на работе

Если пожилой человек
стремится сохранить себя как личность,
то в этом случае в качестве ведущей
деятельности в старости можно
рассматривать структуризацию и
передачу опыта, наставничество
молодых. Стремление
«успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов
связанных со смертью. Отношение к ней
зависит от направленности личности.(
генодистическое –быстро заканчивают
сущ, эгоистическое – интенсивное
старение, доживание, духовно-нравственное
– созраняется содержание жизни.

Принятие
своей жизни.

Жизненная
мудрость.

Счастливая
старость.

Интегрированность,
цельность.

Снижение
психического тонуса, силы и подвижности.
Возрастает время реакции, замедляется
обработка перцептивной информации
и снижается скорость когнитивных
процессов. Ведущим типом памяти
становится логическая. Появляется
выраженная озабоченность – не вполне
осознаваемое состояние. Озабоченность
собственным здоровьем, политическим
и экономическим положением в стране,
будущим детей и внуков – в целом все
понемногу. Хроническая озабоченность
помогает старым людям выработать
тактику сбережения усилий и тем самым
избежать фрустраций.

Другим характерным
эмоциональным переживанием пожилых
людей является возрастно-ситуативная
депрессия при отсутствии жалоб на
это состояние. Депрессия проявляется
в ослаблении аффективного тонуса и
живости.

На пороге старости
человек решает для себя вопрос:
пытаться ему сохранить старые и
создавать новые социальные связи или
перейти к жизни в кругу интересов
близких и своих собственных проблем,
перейти к жизни индивидуальной. Этот
выбор определяет стратегию адаптации
– сохранение себя как личности
(поддержание и развитие социальных
связей) или сохранение себя как
индивида.

Читайте также:  Центры развития ребенка в березниках

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник