Развитие познавательных процессов ребенка через игру

Развитие познавательных процессов ребенка через игру thumbnail

Ксения Эхова
Игры и упражнения по развитию познавательных процессов

Игры на развитие ощущений.

«Найди на ощупь»

Возраст: 4-5 лет

Цель игры: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.

Количественный состав: Игра проводится одн

овременно с 2-3 детьми.

Время проведения: 15-30 минут.

Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого, мешочек.

Ход игры: Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.

«Широкая лестница»

Возраст:4-5 лет.

Цель игры: расположение элементов в зависимости от толщины, соблюдая постепенность изменений.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения:10-15 миут.

Оборудование: 10 брусков разных по толщине.

Ход игры: Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т. д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку

«Найди пару»

Возраст:3-5 лет.

Цель игры: визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.

Количественный состав: играть могут от 1-го до 3-х человек.

Время проведения:10-30 минут.

Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).

Ход игры:Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.

Игры на развитие памяти.

«Запомни своё место»

Возраст: для детей 3-4 лет.

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Количественный состав:2- 10 человек.

Время проведения:10-20 минут.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

«Заводные игрушки»

Возраст: для детей 4-5 лет.

Количественный состав:2-10 человек.

Время проведения:15-25 минут.

Оборудование: различные игрушки, магнитафон.

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход игры:В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки.Звучит музыка: «у игрушек включается завод».Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

«Художник»

Возраст: для детей 5-6 лет.

Количественный состав: от 1-го до 8-ми человек.

Время проведения:15-30 минут.

Оборудование: не требуется.

Цель: Развивать внимание и память.

Ход игры : Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

«В магазине зеркал»

Возраст: для детей 6-7 лет.

Количественный состав: 2-10 человек.

Время проведения:20-35 минут.

Оборудование: не требуется.

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход игры:В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения

Упражнения для развития мышления.

«Древо мудрости»

Возраст: средний, старший школьный.

Количественный состав: от 2 до 8 человек.

Время проведения:20-30 минут.

Оборудование: ручки, бумага.

Ход игры: Ведущий сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Игра развитие мышления

«Сокращение рассказа»

Возраст: 9-10 лет

Количественный состав:2-4 человек.

Время проведения:25-40 минут.

Оборудование: не требуется.

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение на развитие мышления

«Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Количественный состав: 1-2 человек.

Время проведения:20-35 минут.

Оборудование: карандаши, бумага.

Цель: Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

Читайте также:  Какие программы в центре раннего развития ребенка

Ход игры: В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления

«Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Количественный состав: 1-10 человек.

Время проведения:20-30 минут.

Оборудование: карандаши, бумага.

Цель: Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Ход игры: Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться.Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра на развитие мышления

«Ключ к неизвестному»

Возраст: Детям младшего школьного возраста

Количественный состав: от двух человек.

Время проведения:20-40 минут.

Оборудование: заранее подготовленные мелкие предметы.

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры: предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы,используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Игры для развитие речи.

«Что за предмет?»

Возраст: 4-5 лет.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения: 15-20 минут.

Оборудование: мешок с игрушками.

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч).Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»

«Угадай игрушку»

Возраст:3-5 лет.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения:15-20 минут.

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки.Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Возраст:4-6 лет.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения:20-30 минут.

Оборудование: кукла.

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход игры:Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Источник

 «Развитие познавательных процессов дошкольника через дидактические игры»

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я работаю по теме: «Развитие познавательных процессов дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи — словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

 Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия .Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

Читайте также:  Развитие речи как средство развития и общения ребенка

«Бесконечная классификация»;

«Найди по описанию»;

«Найди лишний предмет»;

«Узнай по тени»;

«Соберем урожай»;

«Садовник и цветы»;

«Подбери цифре количество предметов»;

«Цветные картинки»;

«Кто что ест?» ;

«Мамы и их детёныши» ;

«Какой? Какая? Какое? »

« Сказки»

 Слогопары»

«Букварик»

«Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»

«Краски»

«Поиск общего»;

«Поиск аналогов»;

 «Что к чему подходит? »;

«Что растет на грядке? »;

«Поиск противоположных предметов»;

Работа ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Обучение детей строится на основе программы «Детство». Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

— игры головоломки;

— игры шутки;

— игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду — специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательные процессы.

 Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Роль дидактических игр в развитии дошкольников». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры. Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 141

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

Источник

Игры для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов. Материал будет полезен родителям и педагогам, поможет подготовить детей к школе.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания,памяти и т.д.), творчески решать различные проблемы.
Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому старайтесь выбирать задания, которые носят занимательный характер.
Помните, что в этом возрасте длительность занятия не должна превышать 25 — 30 минут. Не допускайте переутомления малыша. Предлагаю вам несколько игр, которые помогут развить познавательные процессы детей:

Игра «Лишнее слово»
Цель: развитие мышления
Инструкция: я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
Например:
1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Россия, Польша, Москва, Япония.
3. Голубь, ворона, птица, сорока.
4. Понедельник, пятница, май, среда.
5. Света, Катя, Мальцев, Олег.

Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …

9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…

Игра «Продолжи перечень слов»
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Инструкция: продолжи перечень слов и назови группу одним словом.

-Россия, Польша… — врач, учитель…
— Света, Наташа… — Волга, Кама…
— сапоги, туфли… — береза, тополь…
— синица, голубь… — заяц, медведь…
— тюльпан, гвоздика… — коньки, лыжи…
— март, январь… — гнездо, нора…
— синий, красный… — малина, смородина
— один, два… — Венера, Юпитер…
— дождь, град… — кроссовки, туфли…
— сметана, кефир… — кекс, пирожное…
— минута, секунда… — смелый, храбрый…
— лопата, грабли… — кресло, стул…
— кубики, пирамидка… — магнитофон, утюг…
— машина, автобус… — юбка, брюки…
— яблоко, груша… — огурец, морковь…
— курица, гусь… — корова, овца…

Игра «Выполни движения»
Цель – развитие внимания.
Инструкция: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного — подпрыгни, если услышишь название птицы — взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

Игра «Сравни предметы»
Цель – развитие внимания, мышления.
Инструкция: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

— сапоги и носки
— пианино и скрипка
— чайник и тарелка
— яблоко и мяч
— девочка и кукла
— часы и термометр
— доска и стекло

«Решение логических задач»
Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.
Инструкция: Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?

Развитие познавательных процессов ребенка через игру

Две девочки играли в куклы два часа. Сколько часов играла каждая из этих девочек?

Развитие познавательных процессов ребенка через игру

У Лены в саду было четыре грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду у Лены?

Развитие познавательных процессов ребенка через игру

Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов показывают два таких термометра?

Развитие познавательных процессов ребенка через игру

У трёх девочек волосы разной длины. У Марины длиннее, чем у Алёны, у Алёны длиннее, чем у Наташи. У кого из девочек самые длинные волосы, а у кого самые короткие? Покажи на рисунке Марину, Алёну и Наташу.

Развитие познавательных процессов ребенка через игру

Три брата — Коля, Ваня и Толя — учатся в разных классах. Коля старше Вани, а Ваня старше Толи. Кто из детей самый младший, а кто — старший? Покажи на рисунке Колю, Ваню и Толю.

Развитие познавательных процессов ребенка через игру

Материалы взяты из книги И.Светловой «Уроки для дошколят. Логика»

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательных процессов ребенка через игру
Игра — придумывание для старшей и подготовительной группы

Развитие познавательных процессов ребенка через игру
Развивающая игра для детей 5-8 лет

Развитие познавательных процессов ребенка через игру
Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы

Развитие познавательных процессов ребенка через игру
Игровые шутки — минутки для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Игры и задания для детей 5-7 лет по теме «Корова»

Источник