Развитие познавательной сферы в онтогенезе ребенка

Развитие познавательной сферы в онтогенезе ребенка thumbnail

Познавательные процессы – это система психич-х функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и соц-й среды. Познавательная сфера личности, это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.

Развитие познавательной сферы и интеллекта. Познание — это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится: — что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания; — как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания; — как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.;

Вторым компонентом познания яв-ся отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается опред-е отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение — первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.

Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале. В 1-3 классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.

Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разности в целом, и в учебном материале в частности.

Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.

Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Уже в 1 классе у детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к 3 классу память становится более продуктивной.

Мышление. В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии. На первой стадии (1-2 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности.
К 3 классу начинает формироваться формально-логическое мышление.

Читайте также:  Описание ребенка с отклонениями в развитии

Воображение. Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Речь. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

После 30 лет жизни функциональные сп-сти начинают медленно и неуклонно снижаться. 1-я половина жизни – накопление жизненной энергии, 2-я – сохранение баланса, 3-я – ослабление. После 30 лет спортсмены уходят из большого спрта, т.к. заметно снижается быстрота реакций, скорость мышления.

Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается, ухудшается кратковременная память, но долговременная остается прежней.



Источник

Развитие познавательной сферы в онтогенезе ребенка

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Познавательные процессы – это система психич-х функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и соц-й среды.Познавательная сфера личности, это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект), речь. Ощущения простейший психич-й процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутр-х состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекса. Восприятие это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Его развитие вступает в новую фазу (около 3 года жизни). На его разв-е влияет игровая и конструктивная деят-ть. У детей формируются сложные виды зрительного анализа и синтеза (ребёнок может мысленно расчленить объект на части). В период от 3 — 6 лет Венер выделяет три этапа формирования перцептивных действий: 1)связан с формированием материальных практических действий с предметами. Отражает харак-ки предмета, определяет операции психической деят-ти. Создаётся представление о предметах материального мира; 2)сенсорные действия — для создания образа не обязательно ощупывание; 3)перцептивные действия свёртываются. Детское восприятие обладает рядом особенностей: 1)Большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предмета; 2)Восприятие времени — большие трудности (т. к. мало временного опыта). 3)При восприятии изображения предмета делают ошибки. Памятьзапоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло. Сперва развивается непроизвольная, затем произвольная память. В первую очередь запоминается то, что вызывает интерес. Память — наглядно — образная. Детские воспоминания в основном носят образный характер — картинки. Существенное изменение латентного периода (1 год) — помнит, что было год назад. Улучшение памяти связано с развитием мозга, появлением речи, воздействием взрослых (учат). Сначала произвольное запоминание за счёт повторения. Феномен амнезии детства. Фрейд — человек не помнит события первых трёх — четырёх лет жизни. Скорее всего, она связана со способом организации опыта, т. к. у маленького ребёнка не развита речь, и свой опыт он не структурирует. Эмоции связывает с событиями. Внимание. Речь.Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Впервые 2 — 3 г. преобладает непроизвольное внимание. 5 — 6 лет — более произвольный характер разв-я вследствие игр и конструктивной деят-ти. На этот период приходится третий этап формирования речи: период разв-я языка ребёнка в процессе речевой практики. Разв-е речи в процессе общения — на данном этапе речь отвлечена от конкр-й ситуации. Если до 2-х лет в развитии речи доминирует мышление. С 4 — 5 лет — речь ведёт за собой мышление. В 2 года у ребёнка словарный запас 250 — 300 слов. В 3 — 4 года не только увеличение словаря, но и согласование (падежи, синтаксис). На третьем этапе формирования речи ещё три стадии:a)стадия практического обобщения языковых форм; b)стадия, связанная с формированием логического мышления; c)начало изучения языка. Стадия практического обобщения языковых форм (от 2,5 — 4,5 лет). Ребёнок ещё не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Его успехи связаны с практическим обобщением языковых форм. Слова, которые использует ребёнок ещё не яв-ся понятиями. Осн-й источник — взрослый. Ребёнок просто повторяет. Но это не только подражание, но и словотворчество — новые слова. Стадия, связанная с формированием логического мышления (от 4 — 5 лет). Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Рассуждающее мышление — переход от простых предложений к сложным, союзы (потому что, если) и т. д. При этом семантическая сторона речи достаточно бедная, значения слов не точны. Либо широко, либо узко использовать понятие, потому что за словом стоит образ. Пример: сложно понять, где сын учителя или учитель сына. Начало изучения языка (дошкольный возраст). В детском саду и родители целенаправленно обучают речи. Уточнения значений слов. Развитие синтаксиса речи. Внутренняя речь — свёрнутое развитие внутр-й речи именно в этом возрасте. Эгоцентрическая речь — можно выделить два этапа: 1)направлена на себя; 2)ребёнок переносит эгоцентрическую речь на саму деятельность. Внутр-я речь приобретает функцию планирования. Воображение – психич-й процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Развитие воображения включает два этапа: 1)2 — 4 года — воображение непроизвольно, носит репродуктивный характер; 2)от 4 — 6 лет — воображение произвольно. Ярко проявляется в играх ребёнка (лепка, рисование, конструирование). Две функции: I.Познавательная; II.Аффективно-защитная функция – ребёнок способен воображать некоторую ситуацию и в ней разрешать ситуацию. Любовь к страшилкам – эмоц-я разрядка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка первый месяц

Развитие познавательной сферы и интеллекта. Познание — это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится: — что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания; — как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания; — как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.; Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания. Вторым компонентом познания яв-ся отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается опред-е отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе опред-й чувственный, эмоц-й след, который наз-ся «отношением». Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение — первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Date: 2015-11-15; view: 1659; Нарушение авторских прав

Источник

период

восприятие

внимание

память

мышление

воображение

речь

Младенческий возраст от рождения до года

Выделение предме-

тов в зрительном поле, активный поиск исчезнувших предметов,различе-ние простейших цветов и формы предметов; реагиру

ет на людей, выделяя их из окружающих предметов

Сосредоточение внимания на деталях рассматри-

ваемых изображе-

ний, выделяя в них контуры, контраст, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка

Создание и сохра-

нение временных связей между предметами (ассоциативная память), восстановление образа предмета по памяти

Познавательный интерес к окружа-

ющему миру и развитая познава-

тельная активность в виде ориентиро-вочно-исследова-

тельской реакции; к концу первого года жизни появляются призна-

ки сенсомоторного интеллекта (усваивают и используют элементарные сво-

йства и отношения предметов в своих практических дей -ствиях); развитие наглядно-действен- ного мышления

Речь развивается как средство общения на базе способности к эмпатии(понимание эмоц. Состояния другого человека по его мимике, жестам,пантомимике):сначала появля-

ется повышенный интерес к человеческой речи, к 5-6 мес.– хорошее понимание речи, 10-12мес.-выполне-

ние действий по словесной инструк-

ции

Ранний возраст от 1 до 3 лет

Познание мира путем эксперимен-

тирования (различ-

ные варианты выполнения одного действия);способность к обобщениям, к переносу прио-бретенного опыта в новые условия, умение устанавли-

вать связи между предметами и явлениями

Выделение общей функции предмета; непроизвольное внимание

Усвоение способов и правил действий с предметами; непроизвольная память; непосредственное запоминание

Переход к нагляд-

но-образному мышлению, где действия с материальными предметами заме- няются действиями с их образами; р-к отделяет себя от окружающего мира , но не может отделить себя от взрослых («Катя сама»)

Возникает вообра-

жение;р-к выделяет полифункциональ-

ные предметы, которые могут быть заместителя- ми реальных предметов;овладе-

ние действиями замещения

Способность понимать и активно пользоваться язы-

ком в общении с людьми; внутренне речь строится на переходах от знака к конкретному предмету и наоборот; с 2-х лет значение слова наполняется смыс-

лом

Дошкольный возраст от 3 до 6(7) лет

Помимо контура выделяется струк-

тура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей

Внимание вызыва-

ется внешне привлекательными предметами,событиями и людьми и остается сосредото-

ченным, пока у р-ка есть интерес к воспринимаемому, т.е. не является произвольным

Переход к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию; непроизвольная зрительно-эмоцио-

нальная память; к 5 годам появляются признаки непосред-

ственной и механи-

ческой памяти; к старшему школь- ному возрасту поя-

вляется произволь-

ность в запомина-

нии

Наглядно-образное мышление; начало формирования словесно логичес-

кого мышления: умение опериро-

вать словами и понимать логику рассуждений, фор-

мирование внут-

реннего плана действий, начинает

ся развитие понятий

Репродуктивное воображение, меха-

нически воспроиз-

водящее получен-

ные впечатления в виде образов, которые вызваны эмоциональным впечатлением; к старшему дошколь-

ному возрасту формируется твор-

чески преобразую-

щее действитель-

ность воображение; слово может быть заместителем предмета

Речь как средство постановки и решения интеллек-

туальных задач, эоцентрическая речь; появляется развернутое моно-

логическое выска-

зывание; развитие речи «про себя» и внутренней речи; 4-5 лет — первые развернутые формы диалогической речи

Младший школьный возраст 6(7)-10(11) лет

Умение абстраги-

ровать себя от непосредственных ситуаций, способ-

ность взглянуть на себя со стороны = способность к рефлексии, отсюда способность к самооценке и самоконтролю; произвольность восприятия

Произвольное внимание, но остается и непроизвольное; объем, устойчиво-

сть, переключаемо-

сть и концентрация произвольного вни-

мания к 4 классу становится как у взрослых

Развитие механи-

ческой памяти на не связанные логически единицы информации; нес-

колько отстает в развитии опосред-

ствованная и логическая память

Словесно-логичес-

кое мышление на уровне конкретных понятий; преобла-

дание операцион-

ного мышления в понятиях;преобла-

дает теоретическое отвлеченное мыш-

ление;формируется произвольное целе-

полагание; закла-

дываются основы мировоззрения

Продуктивные образы-представления

Речь как средство мышления

Подростковый и юношеский возраст

Субъективное восприятие и отношение к себе как к взрослому

Избирательное внимание к отдельным наукам

Перестройка памя-

ти: развивается логическая память + используется произвольная и опосредствованная память

Активно идет процесс познава-

тельного развития; теоретическое, сло-

весно-логическое и абстрактно-логиче-

ское  мышление; способность к проведению форма-

льно-логических операций; теорети- ческое рассужде-

ние и самоонализ; способность делать общие выводы на основе частных посылок и переходить к частным умозаклю-

чениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции

Творческое воображение

Чтение, монологическая и письменная речь

Читайте также:  Развитие ребенка до года в смоленске

Литература.

1.       Немов Р.С. Психология. Т.2.

2.       Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1991.

3.       Реан. Детская психология.

4.       Мухина. Возрастная психология.

5.       Акимова М.К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М., 2000.

Источник