Развитие понятий большой маленький у ребенка

Развитие понятий большой маленький у ребенка thumbnail

Давайте сегодня попробуем научить малыша разбираться в понятиях «больше» и «меньше», правильно ими оперировать и применять в повседневной жизни. Постичь эту науку ему помогут специальные занятия.

Специально знакомить ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет с понятиями «большой» и «маленький» иногда нет смысла, ведь эти слова ему знакомы, они то и дело мелькают в разговоре родителей. А то, что папа у нас большой, а кроха – маленький, знает каждый уважающий себя карапуз, ведь как иначе мотивировать родителей носить себя на руках?

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №1

Если такие занятия нужны ребенку, то сначала проводить их лучше сравнивая одинаковые знакомые малышу предметы, например, большой и маленький мячики или кубики, разных по размеру кукол или машинки. Хорошо запоминается то, что ребенок может потрогать, например большая кружка папы и маленькая детская чашечка, большая мамина кофта и маленькая кофточка малыша легко создадут в понимании малыша необходимую картину.

После объяснения обязательно в качестве закрепления понятий задавайте малышу наводящие вопросы: «Покажи, какая у нас тут коробочка самая маленькая?», а также просите его принести и дать вам, например, самый большой мячик или самую маленькую машинку из всех, которые есть у ребенка.   

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №2

Читай также: Чем занять ребенка дома, когда на улице плохая погода

Изучив окружающие нас предметы дома можно приступать к занятиям на улице, рассказывая малышу о том, что вот это старое и развесистое зеленое дерево — большое, а юное деревцо возле него — маленькое. Сравнивать на прогулке можно все, что попадается под руку: большие и маленькие лужи, палочки, камушки, цветочки, подсказать, что игрушечная машинка в руках у малыша – маленькая, а такой же, но только настоящий автомобиль, который едет по дороге – большой. Оба понятия можно выделять голосом и специальными жестами: называя большие предметы можно говорить басом, как большой мишка, и поднимать руки высоко вверх, показывая их величину, а обозначая маленькие, наоборот, опускать руки к земле или показывать их небольшой размер пальчиками, и называть предмет «голосом мышки», пищать.

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №3

Когда ребёнок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький». Отличным пособием в этом случае будет сказка «Три медведя», в ней как раз замечательно рассказывается об этих понятиях. А примером во время прогулок на улице могут служить воробьи и голуби, один из которых больше другого.

Доступным подспорьем для изучения понятий «больше» и «меньше» может служить простая пирамидка, на колечках которой легко объяснить малышу понятие размера. Не страшно если кроха не сразу самостоятельно определит, какое из колечек будет самым большим, даже если он будет делать это вместе с мамой – нужная информация у него в голове все равно отложится.

Наша мама-форумчанка Nila рассказывает: «Сыновья долго не могли понять, как правильно собирать пирамидку, каждый раз колечки у них были разбросаны по всей квартире или собраны, но основательно перепутаны, понятие «размер» или «больше» и «меньше» никак не воспринимался детьми. Я часто расстраивалась по этому поводу, но как оказалось, я рано записала своих малышей в непонимающих непосед. Все пришло с возрастом, с взрослением детей. И где-то в 2 годика и мои карапузы научились постепенно и пирамидку собирать, и еще и цвета колечек выучили. Теперь говорю: «Принесите маме красное колечко», и они несут именно красное! Так что рано расстраиваться, девочки, всему свое время».

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №4

Также для изучения понятий «большой» и «маленький» хорошо проводить занятия с пластилином. Сначала слепите с малышом две одинаковые фигурки, затем одну из них сделайте в два раза больше другой и спросите у ребенка, какая из фигурок большая, а какая маленькая. Малыш ответил правильно? Переделайте фигурки, сотворив из большой маленькую и наоборот. Еще раз спросите у малыша, где какая фигурка, какая больше, какая меньше, и если кроха все назвал правильно, значит, урок усвоен, если же он не показывает необходимые фигурки, назовите их сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в пассивном словаре малыша, в дальнейшем он будет использовать их сам.

Читайте также:  Полезно ли раннее развитие ребенка

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №5

Читай также: Как сделать безопасный пластилин?

Ещё один вариант игры-помощницы – матрёшки или разноцветные пластиковые пасочки, вкладывающиеся одна в другую. Играть с матрешками очень увлекательно, ведь только что матрешка была большая, и раз – она уже маленькая! Пластиковые пасочки замечательно входят одна в другую, малыш может накрывать маленькую большой, и пытаться сделать наоборот, тем самым эмпирическим путем осознавая различия между предметами разного размера. Выставив в ряд, друг за другом все пасочки или всех матрешек, понять какая больше или меньше всех будет просто даже двухлетнему карапузу.  

Магистр психологии Наталья Карабута советует: «Для закрепления понятий «больше» и «меньше» отличной находкой будет провести дома театральное представление по мотивам сказки «Три медведя». Для этого возьмите трех мягких игрушечных мишек разных размеров и постройте им три берлоги (большую, маленькую и среднюю). Во время представления кормите мишек из тарелок разной величины и поите из чашек разного размера, мишки могут играть с большой и маленькой машинками, «собирать» большую и маленькую пирамидки и кушать большие и маленькие печенюшки, тут нет ограничений для творчества и фантазии».

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №6

Параллельно с изучением понятий «больше» и «меньше» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами. Наборы с деревянными формами разных цветов и размеров доступны в магазинах игрушек и на примерах таких кубиков, треугольников и прямоугольников малыш не только сможет показать размер фигурки, но и найти деревянный брусок необходимой формы.

Читай также: Детские деревянные конструкторы в развитии детей

Еще один доступный родителям прием – аппликация. Вырежьте из бумаги разноцветные фигурки разных размеров и вместе с ребенком наклеивайте их на лист картона, например с одной стороны все большие фигурки, а с другой – все маленькие. Во время работы с аппликацией малыша можно легко познакомить с понятием цвета, и выбирать не просто большие и маленькие фигурки, а еще и учитывать, что они должны быть именно красного или синего цвета.

Развитие ребенка: знакомим малыша с понятиями «больше» и «меньше» - изображение №7

В вопросе изучения понятий «больше» и «меньше» также поможет специальная детская литература, например большие иллюстрированные книги, где малыш впервые на картинке сможет увидеть большого слона и маленькую птичку колибри, высокую Эйфелеву башню и маленький домик гнома, высокого жирафа и его новорожденного малыша. В дальнейшем, по возможности, с большинством увиденных на картинках представителей флоры и фауны, стоит познакомить ребенка лично, во время посещения зоопарка или зоологического музея.

Понятия «больше» и «меньше» — отличный старт для обучения малыша, ведь впереди его ждет еще много интересных и полезных открытий.

Читай также: Развиваем ребенка с первых дней жизни: подсказки родителям

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

Девочки, пож., подскажите, как популярно объяснить ребенку (1г5мес) понятия большой-маленький? Я уже и книжку с наклейками на эту тему купила, и карточки специальные распечатала, и реальные предметы рядом кладу и прошу показать, и интонационно пытаюсь показать- ни в какую. То ли рано еще ей, то ли я «криво» объясняю. Может, можно как-то своими словами, или какое-то сравнение вы придумали, что прям «щелк» и ребенок осознал. Поделитесь опытом, пож!

Читайте также:  Купить книгу гленн доман гармоничное развитие ребенка

Комментарии

Елена
19 июля 2015, 15:42

Я добавляла разную интонацию, когда говорила про большой или маленький предмет. Про большие предметы говорила низким голосом (по медвежьи), а про маленькие высоким голосом (как мышонок). Это тоже помогает. Еще можете показать этот ролик. Там на канале куча развивающих роликов «Больше — меньше», «Выше — ниже», «Тверже — мягче», «Холоднее — горячее», «Тяжелее — легче» и т.д.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=Yra05ftF0Uc&index=30&list=PLJmJy55ZH8t9JY6nGGHGPyhQyoGLafQl0[/media]

Елена
19 июля 2015, 15:46

плохо ссылку вставила, надеюсь получится на этот раз

Спасибо!

Все вы правильно делаете. Не ждите результата, какая разница поймет ребенок сейчас, через месяц или через пол года. Объясняйте и дальше так же. В какой-то момент ребенок поймет и все.

Просто на прогулке на все — смотри собачка большая, а это маленькая… И тд со всем.. Где-то лет с 2 или раньше спокойно различает. Поначалу путался, я просто правильно называю еще раз и все.. Не переживайте так. И, кстати, по книжкам мой до двух запоминал хуже, чем в реале. 

Беларусь, Солигорск

Нам логопед в 1,3 сказала, что ребенок в этом возрасте должен различать большой/маленький —  я в панику сразу, как так мы не знаем…Постоянно проговаривала, показывала на картинках большой и маленький, а мелкая никак не хотела показывать где какой… В итоге я отстала от неё со спец играми по этой теме, но в речи употребляла, а в 1,7 на прогулке она показала на мусоровоз и сказала «Ð±Ð°ÑÐ¯Ñ би-би», хотя в первый раз его видела))) Всё они понимают, просто не всегда хотят на наши просьбы показывать)

Уже писали ниже, что нужно отстать и просто употреблять в речи, полностью согласна! Потерпите скоро ваша доча тоже вас удивит)

Россия, Москва

Это со временем придет.Я тоже со старшим буквы учу — по сто раз повторяю.Никак не запоминал.А в один прекрасный день взял и все выдал)))просто не зацикливайтесь, а переодически повторяйте)

Россия, Москва

Отложите на месяц примерно, ребенку видимо пока не особо интересно. Но в речи применяйте, показывайте между делом, но особо внимание не зацикливайте.

Германия, Кобленц

А как должно осознание прийти? Т.е.какой вы ждете реакции?

Россия, Москва

Да, жду, что она поймет, а не просто запомнит, что в данной книжке красный совочек- бальшой, а синий-маленький. Т.е. хочу, чтобы выбирая между очевидно разными по размеру предметами, она давала верный ответ.

Беларусь, Минск

Учите сначала выбирать из двух размеров «Ñ‚Ð°ÐºÑƒÑŽ же». Например, предлагаете разные кубики отличающиеся только одним признаком-размером (!!!!), чтобы ребенку легче было вычленить именно этот признак (величину, в данном случае), показываете образец и просите найти такую же. Показываете пример того, как вы ищите-прикладывая свой образец к каждому кубику и приговариваете: такой же-нет, такой же-нет, такой же-да. След этапом «Ð²ÑÐµ такие-сюда» (учим группировать по признаку) Потом к фразе » такую же» добавляете » большую  (маленькую)».  Вот таким образом вы работаете именно с мышлением и формируете понимание, а не запоминание. Точно так же с цветом и формой.  Мой ребенок в 1,5 тоже с размером не дружил. Долбила на разных примерах по данной схеме. Через пару месяцев дошло. Все остальные признаки предметов усваивались гораздо быстрее и успешнее после этого. 

Читайте также:  Стихи развитие ребенка для воспитателя

Источник

Тема: «Большой — маленький»

Цели:Учить группировать предметы разных величин(большой,маленький)путём добавления предмета к предмету.Развивать практические знания о величине предметов в соотношении «большой-маленький;элементы конструктивного мышления,умения понимать словесные указания взрослого,память,активный словарный запас, координацию мелких движений рук и зрительного контроля.

Оборудование: стол, 2 игрушки- зайцы, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 морковки — соответствующие зайкам по величине; мыльные пузыри.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.

-Ребята, смотрите,кто это к нам в гости пришёл?. Да, правильно это зайка большой и сегодня он у нас в гостях на занятии.Но он пришёл не один он с собой взял маленького зайку.

-Ребята, покажите мне большого зайца. Покажите мне маленького зайца.( дети показывают).

2.Основная часть.

-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут зайцы. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).

-Этот заяц какой? (большая). Он будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).

-А это зайчик какой? (маленький). Он будет жить в каком домике? Покажите. ( в маленьком).

-А давайте, зайчикам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик по величине? А этот какой? (ответы детей).

-Большой бантик какому зайцу подарим? (большой).

-А маленький бантик какому зайцу подарим? (маленькому); (дети могут показать).

-Посмотрите, какие нарядные у нас стали зайцы.

-Большой и маленький зайцы играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.

(показываю большой и маленький мячи).

-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.

-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большого зайца).

-А маленький мяч какому зайцу отдадим? (показывают на маленького).

Физкультминутка.

-А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте с вами немного поиграем. Согласны? Повторяйте за мной!

-Ну ка,зайка,поскачи,поскачи,

-Лапкой,лапкой постучи,постучи.

-Ты на травку упади,упади,

—Полежи и отдохни,отдохни.

-Отдохнул,теперь вставай,

-Прыгать снова начинай!

-Быстро к ёлочке беги

-И скорей назад скачи.

-Зайцам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши зайцы- большой и маленький захотели кушать. Давайте покормим их.

-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).

-Большую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на большого зайца).

-Маленькую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на маленького).

Давайте вспомним что любят зайцы? Правильно зайки любят морковку.

-Угостим их морковкой. Это большая и маленькая морковки. Это какая морковка? (большая). Какому зайцу мы дадим большую морковку? Покажите.

-А это какая? (маленькая).Какому зайцу дадим маленькую морковку? Покажите.

-Молодцы.

3.Заключительная часть.

Итог занятия.

-Вот мы и покормили большого и маленького зайца. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую морковку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть зайки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

Источник