Развитие понятий большой маленький у ребенка

Давайте сегодня попробуем научить малыша разбираться в понятиях «больше» и «меньше», правильно ими оперировать и применять в повседневной жизни. Постичь эту науку ему помогут специальные занятия.
Специально знакомить ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет с понятиями «большой» и «маленький» иногда нет смысла, ведь эти слова ему знакомы, они то и дело мелькают в разговоре родителей. А то, что папа у нас большой, а кроха – маленький, знает каждый уважающий себя карапуз, ведь как иначе мотивировать родителей носить себя на руках?
Если такие занятия нужны ребенку, то сначала проводить их лучше сравнивая одинаковые знакомые малышу предметы, например, большой и маленький мячики или кубики, разных по размеру кукол или машинки. Хорошо запоминается то, что ребенок может потрогать, например большая кружка папы и маленькая детская чашечка, большая мамина кофта и маленькая кофточка малыша легко создадут в понимании малыша необходимую картину.
После объяснения обязательно в качестве закрепления понятий задавайте малышу наводящие вопросы: «Покажи, какая у нас тут коробочка самая маленькая?», а также просите его принести и дать вам, например, самый большой мячик или самую маленькую машинку из всех, которые есть у ребенка.
Читай также: Чем занять ребенка дома, когда на улице плохая погода
Изучив окружающие нас предметы дома можно приступать к занятиям на улице, рассказывая малышу о том, что вот это старое и развесистое зеленое дерево — большое, а юное деревцо возле него — маленькое. Сравнивать на прогулке можно все, что попадается под руку: большие и маленькие лужи, палочки, камушки, цветочки, подсказать, что игрушечная машинка в руках у малыша – маленькая, а такой же, но только настоящий автомобиль, который едет по дороге – большой. Оба понятия можно выделять голосом и специальными жестами: называя большие предметы можно говорить басом, как большой мишка, и поднимать руки высоко вверх, показывая их величину, а обозначая маленькие, наоборот, опускать руки к земле или показывать их небольшой размер пальчиками, и называть предмет «голосом мышки», пищать.
Когда ребёнок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький». Отличным пособием в этом случае будет сказка «Три медведя», в ней как раз замечательно рассказывается об этих понятиях. А примером во время прогулок на улице могут служить воробьи и голуби, один из которых больше другого.
Доступным подспорьем для изучения понятий «больше» и «меньше» может служить простая пирамидка, на колечках которой легко объяснить малышу понятие размера. Не страшно если кроха не сразу самостоятельно определит, какое из колечек будет самым большим, даже если он будет делать это вместе с мамой – нужная информация у него в голове все равно отложится.
Наша мама-форумчанка Nila рассказывает: «Сыновья долго не могли понять, как правильно собирать пирамидку, каждый раз колечки у них были разбросаны по всей квартире или собраны, но основательно перепутаны, понятие «размер» или «больше» и «меньше» никак не воспринимался детьми. Я часто расстраивалась по этому поводу, но как оказалось, я рано записала своих малышей в непонимающих непосед. Все пришло с возрастом, с взрослением детей. И где-то в 2 годика и мои карапузы научились постепенно и пирамидку собирать, и еще и цвета колечек выучили. Теперь говорю: «Принесите маме красное колечко», и они несут именно красное! Так что рано расстраиваться, девочки, всему свое время».
Также для изучения понятий «большой» и «маленький» хорошо проводить занятия с пластилином. Сначала слепите с малышом две одинаковые фигурки, затем одну из них сделайте в два раза больше другой и спросите у ребенка, какая из фигурок большая, а какая маленькая. Малыш ответил правильно? Переделайте фигурки, сотворив из большой маленькую и наоборот. Еще раз спросите у малыша, где какая фигурка, какая больше, какая меньше, и если кроха все назвал правильно, значит, урок усвоен, если же он не показывает необходимые фигурки, назовите их сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в пассивном словаре малыша, в дальнейшем он будет использовать их сам.
Читай также: Как сделать безопасный пластилин?
Ещё один вариант игры-помощницы – матрёшки или разноцветные пластиковые пасочки, вкладывающиеся одна в другую. Играть с матрешками очень увлекательно, ведь только что матрешка была большая, и раз – она уже маленькая! Пластиковые пасочки замечательно входят одна в другую, малыш может накрывать маленькую большой, и пытаться сделать наоборот, тем самым эмпирическим путем осознавая различия между предметами разного размера. Выставив в ряд, друг за другом все пасочки или всех матрешек, понять какая больше или меньше всех будет просто даже двухлетнему карапузу.
Магистр психологии Наталья Карабута советует: «Для закрепления понятий «больше» и «меньше» отличной находкой будет провести дома театральное представление по мотивам сказки «Три медведя». Для этого возьмите трех мягких игрушечных мишек разных размеров и постройте им три берлоги (большую, маленькую и среднюю). Во время представления кормите мишек из тарелок разной величины и поите из чашек разного размера, мишки могут играть с большой и маленькой машинками, «собирать» большую и маленькую пирамидки и кушать большие и маленькие печенюшки, тут нет ограничений для творчества и фантазии».
Параллельно с изучением понятий «больше» и «меньше» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами. Наборы с деревянными формами разных цветов и размеров доступны в магазинах игрушек и на примерах таких кубиков, треугольников и прямоугольников малыш не только сможет показать размер фигурки, но и найти деревянный брусок необходимой формы.
Читай также: Детские деревянные конструкторы в развитии детей
Еще один доступный родителям прием – аппликация. Вырежьте из бумаги разноцветные фигурки разных размеров и вместе с ребенком наклеивайте их на лист картона, например с одной стороны все большие фигурки, а с другой – все маленькие. Во время работы с аппликацией малыша можно легко познакомить с понятием цвета, и выбирать не просто большие и маленькие фигурки, а еще и учитывать, что они должны быть именно красного или синего цвета.
В вопросе изучения понятий «больше» и «меньше» также поможет специальная детская литература, например большие иллюстрированные книги, где малыш впервые на картинке сможет увидеть большого слона и маленькую птичку колибри, высокую Эйфелеву башню и маленький домик гнома, высокого жирафа и его новорожденного малыша. В дальнейшем, по возможности, с большинством увиденных на картинках представителей флоры и фауны, стоит познакомить ребенка лично, во время посещения зоопарка или зоологического музея.
Понятия «больше» и «меньше» — отличный старт для обучения малыша, ведь впереди его ждет еще много интересных и полезных открытий.
Читай также: Развиваем ребенка с первых дней жизни: подсказки родителям
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
Девочки, пож., подскажите, как популярно объяснить ребенку (1г5мес) понятия большой-маленький? Я уже и книжку с наклейками на эту тему купила, и карточки специальные распечатала, и реальные предметы рядом кладу и прошу показать, и интонационно пытаюсь показать- ни в какую. То ли рано еще ей, то ли я «криво» объясняю. Может, можно как-то своими словами, или какое-то сравнение вы придумали, что прям «щелк» и ребенок осознал. Поделитесь опытом, пож!
Комментарии
Елена
19 июля 2015, 15:42
Я добавляла разную интонацию, когда говорила про большой или маленький предмет. Про большие предметы говорила низким голосом (по медвежьи), а про маленькие высоким голосом (как мышонок). Это тоже помогает. Еще можете показать этот ролик. Там на канале куча развивающих роликов «Больше — меньше», «Выше — ниже», «Тверже — мягче», «Холоднее — горячее», «Тяжелее — легче» и т.д.
[media]https://www.youtube.com/watch?v=Yra05ftF0Uc&index=30&list=PLJmJy55ZH8t9JY6nGGHGPyhQyoGLafQl0[/media]
Елена
19 июля 2015, 15:46
плохо ссылку вставила, надеюсь получится на этот раз
Спасибо!
Все вы правильно делаете. Не ждите результата, какая разница поймет ребенок сейчас, через месяц или через пол года. Объясняйте и дальше так же. В какой-то момент ребенок поймет и все.
Просто на прогулке на все — смотри собачка большая, а это маленькая… И тд со всем.. Где-то лет с 2 или раньше спокойно различает. Поначалу путался, я просто правильно называю еще раз и все.. Не переживайте так. И, кстати, по книжкам мой до двух запоминал хуже, чем в реале.
ÐелаÑÑÑÑ, СолигоÑÑк
Ðам логопед в 1,3 Ñказала, ÑÑо Ñебенок в ÑÑом возÑаÑÑе должен ÑазлиÑаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой/маленÑкий â Â Ñ Ð² Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÐºÑ ÑÑазÑ, как Ñак Ð¼Ñ Ð½Ðµ знаем…ÐоÑÑоÑнно пÑоговаÑивала, показÑвала на каÑÑÐ¸Ð½ÐºÐ°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой и маленÑкий, а Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ°Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ°Ðº не Ñ Ð¾Ñела показÑваÑÑ Ð³Ð´Ðµ какой… РиÑоге Ñ Ð¾ÑÑÑала Ð¾Ñ Ð½ÐµÑ Ñо ÑÐ¿ÐµÑ Ð¸Ð³Ñами по ÑÑой Ñеме, но в ÑеÑи ÑпоÑÑеблÑла, а в 1,7 на пÑогÑлке она показала на мÑÑоÑовоз и Ñказала «Ð±Ð°ÑÐ¯Ñ Ð±Ð¸-би», Ñ Ð¾ÑÑ Ð² пеÑвÑй Ñаз его видела))) ÐÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ понимаÑÑ, пÑоÑÑо не вÑегда Ñ Ð¾ÑÑÑ Ð½Ð° наÑи пÑоÑÑÐ±Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ)
Уже пиÑали ниже, ÑÑо нÑжно оÑÑÑаÑÑ Ð¸ пÑоÑÑо ÑпоÑÑеблÑÑÑ Ð² ÑеÑи, полноÑÑÑÑ ÑоглаÑна! ÐоÑеÑпиÑе ÑкоÑо ваÑа доÑа Ñоже Ð²Ð°Ñ ÑдивиÑ)
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÑо Ñо вÑеменем пÑидеÑ.Я Ñоже Ñо ÑÑаÑÑим бÑÐºÐ²Ñ ÑÑÑ — по ÑÑо Ñаз повÑоÑÑÑ.Ðикак не запоминал.Рв один пÑекÑаÑнÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ñл и вÑе вÑдал)))пÑоÑÑо не заÑикливайÑеÑÑ, а пеÑеодиÑеÑки повÑоÑÑйÑе)
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÑложиÑе на меÑÑÑ Ð¿ÑимеÑно, ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ пока не оÑобо инÑеÑеÑно. Ðо в ÑеÑи пÑименÑйÑе, показÑвайÑе Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð¼, но оÑобо внимание не заÑикливайÑе.
ÐеÑманиÑ, ÐобленÑ
Ркак должно оÑознание пÑийÑи? Т.е.какой Ð²Ñ Ð¶Ð´ÐµÑе ÑеакÑии?
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ðа, ждÑ, ÑÑо она поймеÑ, а не пÑоÑÑо запомниÑ, ÑÑо в данной книжке кÑаÑнÑй ÑовоÑек- балÑÑой, а Ñиний-маленÑкий. Т.е. Ñ Ð¾ÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²ÑбиÑÐ°Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾Ñевидно ÑазнÑми по ÑазмеÑÑ Ð¿ÑедмеÑами, она давала веÑнÑй оÑвеÑ.
ÐелаÑÑÑÑ, ÐинÑк
УÑиÑе ÑнаÑала вÑбиÑаÑÑ Ð¸Ð· двÑÑ ÑазмеÑов «ÑакÑÑ Ð¶Ðµ». ÐапÑимеÑ, пÑедлагаеÑе ÑазнÑе кÑбики оÑлиÑаÑÑиеÑÑ ÑолÑко одним пÑизнаком-ÑазмеÑом (!!!!), ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð»ÐµÐ³Ñе бÑло вÑÑлениÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ñизнак (велиÑинÑ, в данном ÑлÑÑае), показÑваеÑе обÑÐ°Ð·ÐµÑ Ð¸ пÑоÑиÑе найÑи ÑакÑÑ Ð¶Ðµ. ÐоказÑваеÑе пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñого, как Ð²Ñ Ð¸ÑиÑе-пÑикладÑÐ²Ð°Ñ Ñвой обÑÐ°Ð·ÐµÑ Ðº ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑÐ±Ð¸ÐºÑ Ð¸ пÑиговаÑиваеÑе: Ñакой же-неÑ, Ñакой же-неÑ, Ñакой же-да. След ÑÑапом «Ð²Ñе Ñакие-ÑÑда» (ÑÑим гÑÑппиÑоваÑÑ Ð¿Ð¾ пÑизнакÑ) ÐоÑом к ÑÑазе » ÑакÑÑ Ð¶Ðµ» добавлÑеÑе » болÑÑÑÑ Â (маленÑкÑÑ)».  ÐÐ¾Ñ Ñаким обÑазом Ð²Ñ ÑабоÑаеÑе именно Ñ Ð¼ÑÑлением и ÑоÑмиÑÑеÑе понимание, а не запоминание. ТоÑно Ñак же Ñ ÑвеÑом и ÑоÑмой.  Ðой Ñебенок в 1,5 Ñоже Ñ ÑазмеÑом не дÑÑжил. Ðолбила на ÑазнÑÑ Ð¿ÑимеÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ данной ÑÑ ÐµÐ¼Ðµ. ЧеÑез паÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев доÑло. ÐÑе оÑÑалÑнÑе пÑизнаки пÑедмеÑов ÑÑваивалиÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо бÑÑÑÑее и ÑÑпеÑнее поÑле ÑÑого.Â
Источник
Тема: «Большой — маленький»
Цели:Учить группировать предметы разных величин(большой,маленький)путём добавления предмета к предмету.Развивать практические знания о величине предметов в соотношении «большой-маленький;элементы конструктивного мышления,умения понимать словесные указания взрослого,память,активный словарный запас, координацию мелких движений рук и зрительного контроля.
Оборудование: стол, 2 игрушки- зайцы, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 морковки — соответствующие зайкам по величине; мыльные пузыри.
Ход занятия:
1.Вступительная часть.
-Ребята, смотрите,кто это к нам в гости пришёл?. Да, правильно это зайка большой и сегодня он у нас в гостях на занятии.Но он пришёл не один он с собой взял маленького зайку.
-Ребята, покажите мне большого зайца. Покажите мне маленького зайца.( дети показывают).
2.Основная часть.
-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут зайцы. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
-Этот заяц какой? (большая). Он будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).
-А это зайчик какой? (маленький). Он будет жить в каком домике? Покажите. ( в маленьком).
-А давайте, зайчикам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик по величине? А этот какой? (ответы детей).
-Большой бантик какому зайцу подарим? (большой).
-А маленький бантик какому зайцу подарим? (маленькому); (дети могут показать).
-Посмотрите, какие нарядные у нас стали зайцы.
-Большой и маленький зайцы играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.
(показываю большой и маленький мячи).
-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большого зайца).
-А маленький мяч какому зайцу отдадим? (показывают на маленького).
Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте с вами немного поиграем. Согласны? Повторяйте за мной!
-Ну ка,зайка,поскачи,поскачи,
-Лапкой,лапкой постучи,постучи.
-Ты на травку упади,упади,
—Полежи и отдохни,отдохни.
-Отдохнул,теперь вставай,
-Прыгать снова начинай!
-Быстро к ёлочке беги
-И скорей назад скачи.
-Зайцам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши зайцы- большой и маленький захотели кушать. Давайте покормим их.
-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
-Большую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на большого зайца).
-Маленькую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на маленького).
Давайте вспомним что любят зайцы? Правильно зайки любят морковку.
-Угостим их морковкой. Это большая и маленькая морковки. Это какая морковка? (большая). Какому зайцу мы дадим большую морковку? Покажите.
-А это какая? (маленькая).Какому зайцу дадим маленькую морковку? Покажите.
-Молодцы.
3.Заключительная часть.
Итог занятия.
-Вот мы и покормили большого и маленького зайца. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую морковку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть зайки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!
Источник