Развитие положительного отношение ребенка к воспитателю
Библиографическое описание:
Григорян А. А. Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2019. №38. С. 58-60. URL https://moluch.ru/archive/276/62486/ (дата обращения: 19.03.2020).
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации.
Воспитатель является личностью, которая оказывает фундаментальное влияние на развитие дошкольника. Складывающиеся отношения воспитателя с детьми дошкольного возраста одновременно являются результатом образовательного процесса и фактором эмоционального благополучия ребенка. В процессе педагогического общения воспитатель реализует следующие функции: создание благоприятного психологического климата в группе, установление доброжелательных взаимоотношений детей, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, формирование положительных отношений, педагогические условия.
The article is devoted to the study of factors influencing the condition for the formation of a positive attitude of older preschool children to the teacher in the preschool educational organization.
The educator is a person who has a fundamental impact on the development of the preschooler. The evolving relations of the educator with preschool children are both the result of the educational process and a factor in the emotional well-being of the child. In the process of pedagogical communication, the educator implements the following functions: creating a favorable psychological climate in the group, establishing benevolent relationships between children, implementing an individual approach to each child individually.
Key words: preschool education, the formation of positive relations, pedagogical conditions.
Эффективная педагогическая деятельность подразумевает направленность на всестороннее развитие личности с учетом природы и культуры как ребенка, так и педагога.
Исследователи дают различные определения термину «педагогические условия». Одно из них звучит следующим образом: «Педагогические условия — комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания» (В. И. Андреев).
А. Д. Кошелева, В. Р. Лисина подчеркивают, что проблема эмоционального благополучия ребенка в детском саду является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Действительно, ребенок с радостью идет в тот детский сад, где воспитатели демонстрируют собственное расположение и искренний интерес к нему, где его ждут, где ему помогают преодолевать неудачи, радуются его успехам, стараются увидеть в нем потенциально равноправного партнера.
Отметим, что исследованием данного вопроса очень серьезно занимается Е. А. Панько, которая выделила ряд показателей отношения дошкольников к личности воспитателя: частота и содержание обращений к нему, форма обращений, характер ответных реакций на его воздействие, доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.
Итак, с целью нарисовать образ успешного в своей деятельности педагога, как его видят сегодня дети, был составлен опросник для определения положительного или отрицательного отношения к воспитателю. В исследовании участвовали 23 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), которым задавались 10 вопросов, составленных на основе вышеперечисленных показателей отношения к педагогу дошкольников по Панько Е. А. Детям задавались следующие вопросы:
Вопрос № 1: Нравится ли тебе ходить в садик?
Вопрос № 2: По какой причине тебе хочется/не хочется туда идти?
Вопрос № 3: Нравится ли тебе в садике? Что тебе нравится больше всего?
Вопрос № 4: Нравится ли тебе твой воспитатель?
Вопрос № 5: Что тебе нравится в твоем воспитателе больше всего?
Вопрос № 6: Нравится ли тебе, как она выглядит?
Вопрос № 7: Ты всегда понимаешь то, что воспитатель объясняет? Тебе нравится, как она объясняет на занятии материал?
Вопрос № 8: Чему учит вас воспитательница на занятии?
Вопрос № 9: В чем воспитательница помогает тебе?
Вопрос № 10: Какие качества тебе нравятся в твоей воспитательнице? Какая она по характеру?
Проанализировав ответы детей на вопрос № 1, участвующих в эксперименте, можно сделать вывод, что 70 % (17 человек) детей ходят в сад с удовольствием, и 30 % (7 человека) сказали, что нет. И если взять за основу ответы на вопрос № 2, можно сделать вывод о причине того, почему в сад ходить не нравится: «приходится рано вставать», кто-то скучает по маме, — что никак не связано с личность и отношением самого педагога. Судя по ответам на второй вопрос, можно отметить, что детей привлекает в детском саду, прежде всего, игра, как все еще ведущий вид деятельности, также музыкальные занятия, прогулки, а также уроки рисования. На вопрос о том, что больше всего нравится детям в садике, также были отмечены игры, интерес к учебе, а также разнообразные занятии.
На вопрос № 4 и № 5 10 детей ответило, что им нравится их воспитатель, однако каждый из них отметил разные качества, которые привлекают его в воспитателе больше всего. Так, 4 человека отметили такое качество как доброта, при этом 5 человек отметили внешний вид и красоту воспитателя. Из чего можно сделать вывод, что дети особо чувствительны к внешнему виду педагога, а затем они уже отмечают его личные качества. Трое из опрошенных отметили ум, как самое привлекательное качество в воспитателе. Особое значение в исследовании имели ответы на вопрос № 10, в котором воспитанникам необходимо было отметить то качество характера, которое нравится и в своем педагоге. Были получены следующие ответы: заботливая, добрая, много знает, веселая, любит детей, умная.
Опираясь на ответы детей, можно сделать вывод, как ранее отмечала и Панько Е. А., что старшие дошкольники оценивают педагога неразборчиво, особо отмечая какие-то детали во внешнем виде педагога, его качествах личности. Кроме того, опираясь на то, что дети этого возраста демонстрируют интеллектуальную готовность и тягу к школе, в своих ответах дети часто давали оценку знаниям воспитателя и его способности объяснять материал.
Полученные результаты в ходе опроса детей, дают возможность сделать следующие выводы:
- первоначально дети оценивают внешний вид воспитателя, переходя к оценке его деятельности, а затем к оценке его нравственных качеств;
- отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к детям самого воспитателя;
- чем старше дети становятся, тем больше они могут давать обоснованную оценку своего отношения к педагогу.
Важнейшим фактором повышения эффективности педагогического взаимодействия является организация совместной деятельности педагога с детьми. Организацией деятельности является стиль общения, присущий педагогу.
- Первое впечатление о воспитателе может быть основано на сформированных прежде представлениях о людях или представлениях о воспитателе авторитетных для ребенка лиц, которые дошкольники могут принимать на веру. Однако отношение к воспитателю у ребенка неустойчиво и может меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. И потому именно от самого педагога по большей части зависит отношение к нему воспитанников.
- Как правило, дети хорошо относятся к воспитателям. Оцениваются нравственно-эстетические и операционно-деловые качества. Нравятся добрые и привлекательные воспитатели, которые уделяют достаточно внимания ребенку.
- Отрицательное отношение к воспитателям встречается нечасто, его вызывают обычно педагоги с авторитарным стилем воспитания и негативным отношением к детям. Плохое отношение к педагогу является следствием того, что воспитатель закрыт, не расположен к детям, проявляет сухость при общении, резкость в тоне голоса, сдержанность чувств, не выражает доброту и внимание, навязывает свою точку зрения воспитанникам, неинициативен, необщителен, не обладает чувством юмора и креативностью.
- Положительное отношение старших дошкольников к воспитателю проявляется в приязни, доверии, интересе, спокойствии, стремлении подражать ему и выполнять его требования. Хорошее отношение детей к педагогам способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, помогает ребенку гармонично развиваться, раскрывать свой потенциал.
Таким образом, взаимоотношения воспитателя и дошкольника, будут эффективными только в том случае, если каждый из участников общения способен понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Литература:
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982; Буре Р. С., Островская Л. Ф. Особенности отношений воспитателя с детьми // Детский сад со всех сторон. — 2002. — № 12. — С. 1–5;
- Дрёмина И. Е., Савельева Л. Р. Воспитатель детского сада: каким его видят дети // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 1 (43). — С. 54–59.
- Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003;
- Карандашов Ю. Н. Как дети понимают взрослых? — Минск: Изд-во БГУ, 1981;
- Карташева Т. Р. Своеобразие мотивов отношения детей дошкольного возраста к личности воспитателя // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1967;
- Кошелева А. Особенности взаимоотношений взрослого и ребенка // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8. — С. 91–96; Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — Минск: Высшая школа, 1986.
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.;
- Лисина В. Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. — С. 45–50.
- Петрова О. В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 2–5 (23). — С. 35–37.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под редакцией В. К. Котырло. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, детский сад, педагог, отрицательное отношение, самый педагог, благоприятный психологический климат, старший дошкольный возраст, твой воспитатель, внешний вид педагога.
Источник
Шатохина Светлана
Консультация для воспитателей «Отношения воспитателя с детьми — важный фактор нравственного поведения»
Консультация для воспитателей
«Отношения воспитателя с детьми – важный фактор нравственного поведения»
Дошкольный возраст – период, когда в ребёнке закладываются нравственные основы характера. Общительность, отзывчивость, сердечность, готовность помочь товарищам в беде – все эти качества заложить в ребёнке – обязанность родителей и воспитателей. Начинать надо как можно раньше.
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю людям»писал: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинное, человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых важных истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Доброта величайшее человеческое достоинство. Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён людьми, у него всегда найдётся друг, готовый поддержать его в трудную минуту. Понятие доброты многолико. Это сочувствие и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своими интересами на пользу другим и готовиться разделить с ними невзгоды и радости.
Воспитать в ребёнке доброту – это значит научить его муслить и чувствовать, действовать по законам добрых человеческих отношений.
Счастливое детство и радость – понятия друг от друга неотделимы.
Жизнь ребёнка в детском саду нельзя считать нормальной, если ей не сопутствует радость. Именно она содействует полнокровному, жизнеутверждающему мироощущению растущего человека.Мы имеем в виду: предоставление возможности детям находить радость и в праздники и в будни.
Радость в будни…Одна из возможности растущего человека получить удовольствие от общения со сверстниками и со взрослыми; и в уверенности, что завтрашний день будет интереснее сегодняшнего; и в ежедневных пусть маленьких, но открытиях; и в преодолении посильных трудностей; и в массе мелочей, наполняющих быт ребёнка – забавные игрушки, весёлые книжки, картинки, шутки, юморе, в смехе – непременных спутниках детства.
В каждой группе детского сада свой эмоциональный настрой: в одной группе слышится смех, здесь совсем не бывает ссор, жалоб, лица детей приветливые; в другой картина совсем иная – шум, дети раздражительные, разговаривают крикливо, то и дело слышится плач. В таких случаях обычно ссылаются воспитатели на неудачную укомплектованность группы, в которой большинство детей чрезмерно возбудимы.
Между тем главная причина в другом: изо дня в день монотонное течение жизни не приносит детям ощущения радости, отсюда и плохое настроение. Ребёнку трудно находиться в коллективе -–невозможно договариваться, уступать, миновать ссор и слёз.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребёнка возникло положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Что происходит, когда воспитатель нервно относится к детям, постоянно сердится, часто да ещё несправедливо наказывает, кричит на детей, предъявляет разноречивые требования. У некоторых детей возникает недоверие к воспитателю, отчуждение, желание уединиться, даже озлобление;некоторые рано обнаруживают в этих условиях умение приспособиться: он выполняет требования одного, порой строгого воспитателя и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непоследовательного.
Естественно, такое поведение порождает, в конце концов, лицемерие, нерадивое отношение к поручениям.
Воспитателям не следует скупиться на ласку с детьми, на ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.
Требования воспитателя к детям должны быть чёткими, ясными, понятными для выполнения.
Нечёткость и неопределённость требований, отсутствие последовательности и системы в них сказывается отрицательно на воспитательной работе.
Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в детском саду должны быть созданы условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны воспитателя. Только при этом у ребёнка может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и он охотно и непринуждённо может общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Очень важно уметь разговаривать с детьми и слушать их.
Тон воспитателя – тон старшего авторитетного и близкого человека, которому можно доверить свои мысли, чувства и переживания. В тоне должны быть и авторитет старшего, которого нельзя не слушать, и уважение к маленькому ребёнку, теплота, внимание, готовность помочь, посоветовать, поощрить, предостеречь и запретить.
Тонус детской жизни начинается с воспитателя, его настроения, это он создаёт ту «оркестровку» эмоций в детском коллективе. От которой зависит общий стиль жизни в группе.
Дети чутко улавливают и подхватывают его настроение. И надо ли доказывать, что человек угрюмый, скучный и вялый вряд ли может импонировать детям.
Зато воспитатель, обладающий весёлым норовом оказывает большое влияние на детей. Его умение посмеяться с детьми. Пошутить, сделать замечание с мягким юмором, необидной иронией создают у них ощущение эмоционального благополучия.
Шутка. Шутка, всегда вызывающая положительные эмоции, является великолепным регулятором детского поведения. Использованная к месту и с тактом она становится той волшебной палочкой, при помощи которой воспитатель, порой без особых усилий, добивается от детей нужного поведения.
—«По усам текло, а в рот не попало» – говорит воспитатель присказку испачкавшемуся за столом ребёнку. Настрой доброжелательности создан. А дальше уже можно перейти более серьёзный тон указаний: они будут восприняты как надо.
В воспитательной работе не должно быть пауз, элементов стихийности. Назначение воспитателя – воспитывать. Воспитывать целенаправленно, планомерно, не от случая к случаю, а непрерывно, ежечасно, ежеминутно. Воспитатель должен уметь организовать свой труд, сделав его осмысленным; организовать ритмичную, содержательную жизнь детей в детском саду, обеспечив каждому ребёнку все условия для всестороннего воспитания и обучения. Педагог обязан уметь организовать детское общество, руководить всеми детьми одновременно и каждым в отдельности, управлять ими так, чтобы отношения воспитатель – воспитанник» носили непринужденный характер, не вызывали раздражения и напряжения ни у детей, ни у воспитателя. И, главное, чтобы дети не ощущали на себе воспитательского (воздействия) давления.
Известно, что от того, насколько продуманным, чётким является план работы воспитателя, во многом зависит, как пройдёт день ребёнка в детском саду: будет ли он наполнен разнообразной деятельностью или останется пустым и серым.
Но вся жизнь детей в течение дня не укладывается в рамки плана. Разве можно предугадать и предвидеть все «сюрпризы», которые потребуют от воспитателя умения «на ходу» решать педагогические задачи? Жизнь постоянно вносит свои коррективы в план, внезапно создает такие ситуации, пройти мимо которых – значит упустить возможность в решении больших и малых задач воспитания.
Можно ли, к примеру, уложить в рамки плана такие «мелочи»: улыбнуться, встречая Колю, приласкать робкую и нерешительную свету, пошутить с детьми, выслушать, чей – то незамысловатый рассказ, ответить на несложный и важный вопрос и т. д.? и ещё никто, конечно, не будет вносить в план такие «мелочи» как поставить цветы на стол, за которым сидит Марина (у неё сегодня день рождения, переставить стеллаж с настольными играми, чтобы было удобнее всем детям, и т. д.? Записывать в план не стоит, а сделать надо! Ведь без этого трудно обеспечить каждому ребёнку удобство, эмоциональный настрой.
Каждому воспитателю известно, что любая мелочь влияет на настроение ребёнка, его желание играть, находиться среди сверстников. Воспитатели усвоили истину о том, что оформление интерьера служит средством удобства, уюта, воспитания у детей вкуса, понятий об изящном, красивом. И всё же посмотрите вокруг, вдумайтесь в педагогическую значимость каждого предмета в обстановке, которая окружает детей. Учитываем ли мы воспитательные задачи, когда ищем место для того или иного предмета в групповой комнате?
Казалось бы, вопрос о расстановке столов, за которыми дети едят, занимаются, играют – ясен, но оказывается, перестановка столов (для занятий, для завтрака) доставляет детям радость, необычность.
Применяя разные средства и методы. Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы дети знали правила поведения и взаимоотношений и стремились их выполнять в повседневной жизни. Больше разговаривайте с детьми, утром. На прогулках, спрашивайте, как вели себя дети дома, не огорчали ли маму и бабушку, чем помогали дома. Важно воспитывать у детей чуткость по отношению к старшим, учить замечать их настроение. Реагировать на него определённым образом. Заметив, что воспитательница плохо себя чувствует,Игорь говорит своему другу: «Давай напоминать всем детям, чтобы они не шумели и не баловались, а то у Валентины Александровны болит голова. Сегодня можно и потерпеть».
Учить сочувствовать, сопереживать – значит научить ребёнка умению становиться на место другого. И это очень важно, так как именно с умения понять другого. И это очень важно, так как именно с умения понять другого рождается общительность, тяготение к другим людям. В связи с этим В. А.Сухомлинский писал: «Чувствования человека не пробудешь без сочувствия. Сопереживания, без умения принять в своё сердце тончайшие движения души другого человека».
Обязанность воспитателя – не дать поселиться равнодушию в детском сердце. Надо научить растущего человека понимать сердцем беду своего товарища. Только так можно сформировать в нём отзывчивость, доброжелательность, стремление прийти на помощь другому. А учить этому –это, прежде всего, упражнять в добрых делах.
Поводов для проявления заботливого, внимательного отношения к взрослым может быть очень много. Воспитателю нужно только не пропустить ни одной возможности для упражнения детей в хороших поступках. Как часто не обращается внимание детей на такие мелочи, что у детей нет привычки перед занятием поставить стул не только себе, но и воспитателю; без напоминания взрослых предложить стул гостю, спросить, не хочет ли он посмотреть их постройки, игровые уголки; пригласить за стол, если он пришёл во время еды, и т. д. Это всё как будто бы внешние формы проявления внимания, но они должны отражать гуманные чувства и отношения ребёнка к окружающим людям.
Ценно когда воспитатели умеют сделать предметом общего переживаний детей, то что волнует взрослых. Но воспитатель и сам должен заметить радость ребёнка и порадоваться, вместе с ним, подбодрить и посочувствовать, когда ребёнок загрустит – вот тогда у детей всегда будет хороший пример для подражания.
Каждая минута проведённая ребёнком рядом с Вами. Должна обогащать его ум, пополнять нравственный опыт, шлифовать чувственный мир, иными словами формировать его личность. А это по плечу лишь тому, кто сам воспитан.
Личный пример воспитателя – важнейшее средство воздействия на детей. Общаясь с детьми, воспитатель влияет на них всеми качествами своей личности, всем поведением, — словом, примером в работе, отношением к окружающим людям, своим внешним видом. И если воспитатель сам не воспитан, и не обладает теми качествами и привычками, которые он должен воспитывать в детях, если он примером своего отношения к вещам, обязанностям, людям, Родине не показывает детям, как следует им относиться к своим играм и занятиям, к товарищам, то он оказывает отрицательное влияние. Отсюда исключительное значение требовательности воспитателя к своему поведению.
Литература:
«Нравственное воспитание в детском саду», М. «Просвещение», 1975
«Дошкольное воспитание», №6-1974г., «Индивидуальная работа с детьми»
Буре и Л. Островская «Пусть растут дружелюбными, общительными, отзывчивыми» №5-С. 1972
Л. Островская «Воспитывает всё …»
З. Гребенщикова «Воспитатель детского сада», М. «Прсвещение» 1968.
Источник