Интеллектуальное развитие ребенка средствами музыки

Интеллектуальное развитие ребенка средствами музыки thumbnail

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Одна из проблем, интересующая педагогов — это взаимосвязь музыкального и интеллектуального  (умственного) развития дошкольника.  Эта  взаимосвязь  была актуальна ещё в древности. Например,  занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

           Прежде чем стать для ребёнка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Музыкальный руководитель должен научить ребёнка слушать и слышать музыку, но это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

           Познание  дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах – это чувственное познание и абстрактное мышление.

 Всё, что окружает ребёнка, усваивается через органы чувств. В музыке —  это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха,  а  слуховые ощущения  позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребёнком отдельных свойств музыкального звука  выдающаяся педагог-музыкант Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

          Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как само искусство. Когда ребёнок  целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, гармонией, только тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

           Таким образом, сенсорные процессы, на которых основываются  музыкальные переживания,  делятся на простые (ощущения и различные свойства звуков в их сочетаниях) и сложные (эстетически окрашенные  музыкальные переживания), то есть восприятие музыкальных образов. И в том и в другом случае происходит сложная работа сознания, что напрямую связано с умственным  воспитанием. Дети не просто слушают музыку, они  сравнивают звуки, разные по высоте, называют средства музыкальной выразительности, тембровую окраску. Усвоение детьми способов сенсорных действий, активизируют их умственные способности.

 Определяя задачи сенсорного воспитания детей, Н. Ветлугина выделила следующие:

  • Формировать слуховое внимание;
  • Приучать дошкольников вслушиваться в разнообразные  звуковые сочетания;
  • Учить детей  улавливать смену контрастных и одинаковых звуковых соотношений;
  • Обучать способам обследования музыкального звучания.

Решая эти задачи, музыкальный руководитель способствует

формированию мыслительной деятельности дошкольника, таких свойств ума, как гибкость, быстрота и креативность.

Д. Б. Кабалевский  видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, человеком, которому музыка приносит  радость и высшее наслаждение, требует умения  понимать музыку, откликаться сердцем  и умом на то, что создал композитор, думать и переживать.

          Музыкальное развитие ребёнка, направленное  на понимание музыки как вида искусства, осуществляется  в различных видах музыкальной деятельности. Слушание-восприятие  способствует  формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды  деятельности (пение, музыкально-ритмическая, музицирование) удовлетворяют потребность ребёнка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Например, музыкально-ритмическая деятельность.

 Музыкальное искусство формирует потребность  в творческой преобразовательной деятельности. Важно научить ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

          Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный  путь передачи музыкально-эстетических переживаний.

          Т. С. Бабаджан рассматривает ритмические  движения,  как выявление эмоций,  связанных с музыкальным образом. А музыкальный исследователь Б. М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка! «Как только они превращаются  в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка становится просто аккомпанементом  к движениям, весь музыкальный смысл этих  занятий исчезает».

            Итак, соотношение музыки и движения в ритмике  решён однозначно: музыке отводится  ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем, только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное  музыкально-ритмическое воспитание детей.

           Одной из главных задач музыкально-ритмического воспитания является задача развивать творческие способности детей – учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой образ, свою пляску, комбинируя различные знакомые движения.

            Чтобы развивать у детей чувство ритма,  выразительность движения, фантазию, воображение, на музыкальных занятиях можно использовать  такой педагогический материал, как игры со словом.

          В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для  распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие  мелодического и ритмического начала позволяет  выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: дробный, хороводный, переменный шаг, поскоки, боковой галоп, лёгкий, стремительный бег.

         Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он хорошо запоминается  в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, ритмическое произношение текста. А текст любой игры  можно использовать для развития ритма, ведь его легко воспроизвести хлопками.

         На музыкальных занятиях дети разучивают игры с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных  персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

         Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Происходит процесс самовыражения  в движении через творчество детей.  

            Творческие проявления дошколят в движении являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, конечно, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Последовательность творческих заданий наилучшим образом способствует творческому развитию детей:

  • На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей;
  • На втором этапе – создать музыкально-игровые образы в действиях отдельных персонажей; передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс);
  • На третьем этапе детям в игре предлагают взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев;
  • На четвёртом дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка что дальше

Творческая активность детей во многом зависит от их интеллектуального развития.  Автор работы «Изучение музыкальности» Е. Сега, в качестве компонентов музыкальности выделил ритмический,  мелодический, гармонический.  Автор подчёркивает значение в музыкальной деятельности интеллекта. В этих исследованиях явно выражена тенденция к интеллектуальной, познавательной стороны музыкальности.

 Тенденцией к  «интеллектуализации  музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребёнка через творчество.

           Итак, создаваемые музыкальными играми условия  способствуют музыкально-творческой деятельности детей; проявлению индивидуальных творческих способностей ребёнка; пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации;  разностороннему формированию личности ребёнка.

 Игровые задания можно использовать в качестве самостоятельного дидактического средства обучения, поскольку их содержание и структура содержит все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников.

Литература:

  1. Н. Ветлугина «Музыкальное развитие дошкольников», Москва 1993 г.
  2. Л. Выготский  «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва 1999 г.
  3. О. Радынова « Музыкальное воспитание дошкольников»,                                           Москва  2000 г.
  4. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей»,                                               Москва    1947 г.
  5. Т. Бабаджан «Музыкальная работа с предшкольниками»,                                                Москва 1996 г.

Источник

МКДОУ «Детский сад№2п.Теплоозерск»

Развитие интеллектуальных способностей

в процессе формирования музыкальной

культуры детей

(Педсовет)

Выполнил: музыкальный руководитель

первой категории Нестеренко Т.А.

Ноябрь 2015гКонец формы

Одна из проблем, интересующая педагогов, — это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Педагог должен научить ребенка слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

Выдающиеся педагоги-просветители Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления.

Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление. Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребенком отдельных свойств музыкального звука Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи  между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе. О природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления. Которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.

Д. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.

Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности (певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на детских музыкальных инструментах) удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка и осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, в музыкально-ритмической деятельности с удовольствием придумывают, комбинируют движения, напевая и двигаясь под музыку.

Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не освоенному им ранее. Именно поэтому музыкальная игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным.

Читайте также:  Развитие ребенка с мышечной гипотонией

В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

Опытные педагоги в случаях дидактических затруднений в процессе обучения обращаются к музыкально-игровым формам (песенкам-считалкам, музыкальным загадкам, музыкальным конкурсам и т.д.), в ходе которых дети осваивают то, что вне игровых ситуаций представляло сложность для их восприятия. Наиболее полезны для детей старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный.

Ребенок живет в мире разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Музыкальные игры на развитие мышления.

«По какому предмету стучу?»

Цель. Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование. Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры. На столе за ширмой лежат вышеназванные предметы. Дается установка на восприятие шумовых звуков: Надо музыку послушать, инструменты подобрать,

Их звучание запомнить и по тембру различить.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха. При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Ёжик»

Цель. Развивать ассоциативное мышление, диалогическую речь.

Ход игры. В начале игры детям дается установка на запоминание повторяющихся вопросов, которые сначала проговариваются, а затем хором пропеваются. Ответ по мере разучивания песни сначала пропевается взрослым, а затем выразительно поющим ребенком. В дальнейшем – индивидуально.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

— Я не шарик и не ёлка, не колючка, не сосенка.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

— Мал я да удаленький, смелый, сильный, храбренький.

  1. – Ёжик, ёжик, ёжик, ёж, на кого ты, друг, похож?

— Я веселый, как юла, не скучаю никогда!

«Какая бывает зима?»

Цель. Развивать логическое мышление, учить подбирать слова, обозначающие признаки

предметов.

Оборудование. Игрушка-слон, палочка.

Ход игры. В центре круга на детском стуле игрушечный слон и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому палочка придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившийся напротив слона, берет палочку и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он называет приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая» и т.д.

Таким образом,влияние  музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  велико. Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты , тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры .

Список используемой литературы:

      1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.

      2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. — М.: просвещение, 1983. — 255 с.

    3.    Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

     4.    Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

    5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.

     6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983. — 304 с.

      Каплунова  И.М. Этот  удивительный  ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

    7. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. — М.: просвещение, 1986. — 144 с.

Источник

Доклад

«Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки».

                                 Музыкальный  руководитель: Кирсанова И. В.

2015г.

г. Саяногорск

      «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка — пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля — не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

Читайте также:  Изобразительная деятельность ребенка и задачи творческого развития

    Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

    Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Последние зарубежные исследования в области раннего развития показали, что именно музыка является мощным активатором для развития  интеллекта и способностей ребенка. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными. Именно поэтому необходимо слушать с ребенком классическую музыку во время беременности мамы и заниматься с детьми музыкой в раннем возрасте. Доказано, что дети, которые в раннем возрасте или даже еще до рождения слушали классическую музыку, имеют уровень общего интеллекта (IQ) выше, чем дети, которые были лишены такой возможности.

    Всем известно, как маленькие дети любят приплясывать, притопывать, раскачиваться под звуки понравившейся им мелодии. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

  Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они  развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности и фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

   Интеллектуальное развитие дошкольников в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

   Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием — мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

   Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

   В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

   В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

   Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально — телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности.

   Стоит отметить, что занятия музыкой благоприятно влияют на успеваемость и обучаемость ребенка. Это связано с тем, что благодаря музыке у детей развивается усидчивость и улучшается восприятие информации. Во время обучения в школе такие навыки помогают достичь успехов и хорошо учиться. Ученые объясняют данное явлением тем, что при недостаточном развитии взаимосвязи между полушариями человеческого мозга появляются трудности в процессе обучения в школе. А музыка способствует усилению межполушарных связей мозга.

    В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

    Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. На развитие всех перечисленных качеств и направлено музыкальное воспитание дошкольников.

Просмотр содержимого документа

«Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки »

Источник