Значение развития мелкой моторики на речь ребенка

Наталья Черепанова
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

Доклад на тему:

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Источники способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развиватьречь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Для определения уровня развития речи детейпервых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети.

Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

3. Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия;

4. Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

5. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Читайте также:  Исследование ребенка с целью выявления уровня психического развития

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.

Развитиесоотносящих действий:

Ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

Подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

Развитиедвижений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными;

В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Источник

Ирина Марченко
Значение мелкой моторики в развитии речи детей

Педагог В. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания,как:

внимание,

мышление,

координация,

воображение,

наблюдательность,

память,

речь.

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж)

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игры и упражнения:

1. Игрушки-шнуровки — помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук. Развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Развивают усидчивость, внимание, терпение.

2. Деревянные пирамидки — помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление.

3. Кубики — развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

4. Конструкторы — развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности.

5. Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, а также широко могут использоваться на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

6. Игры с резинками – Способствуют развитию фантазии, графического изображения. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной.

7. Пальчиковые игры — позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость.

8. Рамки и вкладыши — способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления.

9. Фигурки на магнитах — развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления.

10. Пазлы — развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук.

11. Манипуляции с природным, бросовым материалом. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и зрительно-моторная координация, воображение, фантазию, усидчивость, любознательность ребенка.

12. Игра для формирования трехпальцевого хвата. Способствуют развитию восприятия, зрительно-моторной координации, что развивает ловкость пальцев.

13. Мозаика — способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

14. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:

дети становятся более внимательны, усидчивы,

Читайте также:  Функциональный показатель физического развития ребенка

больше общаются с воспитателем и сверстниками,

пополняется словарный запас,

кисть приобретает хорошую подвижность,

исчезает скованность движений,

меняется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Вывод:

Умелыми пальцы становятся не сразу.Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Литература:

1. А. Белая, В. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»

2. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»

3. Л. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»

Источник

Анна Разживина
Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста

«Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

Разживина А. В.

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, «Рука — это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развиватьречь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики

• Повышает тонус коры головного мозга.

Развивает речевые центры коры головного мозга.

• Стимулирует развитие речи ребенка.

• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

• Способствует улучшению артикуляционной моторики.

Развивает чувство ритма и координацию движений.

• Подготавливает руку к письму.

• Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

В настоящее время недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Хотелось бы подробней остановиться на том, какие группы упражнений для развития мелкой моторики все мы используем в своей практике.

Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Внимание! Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

• графические упражнения;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• соединение по точкам;

• рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

• шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами)

• вышивание, вязание;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами)

• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);

Упражнения по выработке мускульной памяти

• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

• Пальчиковые игры с грецкими орехами

Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.

Их можно:

— вращать между ладоней (один или два)

— перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

— вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);

— удерживать поочерёдно между пальцев рук;

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Читайте также:  Занятия с ребенком до 1 месяца жизни развитие ребенка

• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).

• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);

• игры с эспандерами, губками;

•игры с прищепками:

— ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.

— собери звуковые бусы, т. е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов;

развиватьфонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски, в середине или в конце (правый край полоски);

— прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Предложите ребенку:

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• геометрические фигуры, цифры, буквы;

• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части.На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

-Самомассаж в «сухом бассейне» можно, так же сопровождать стихотворным текстом.

Методические пособия и литература.

1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.

2. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.

3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.

4. Ветрова В. В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. – М., 2009.

5. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.

8. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.

9. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.

10. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.

11. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.

13. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

14. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

15. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.

16. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2007.

Источник