Развитие отношений между матерью и ребенком

Развитие отношений между матерью и ребенком thumbnail

Главная →
Психология

Материнская любовь

Грудной ребенок не сможет выжить без тепла и заботливого ухода взрослых. Обычно выполнение этих задач возлагается на плечи матери. Однако эту роль может выполнять и другой человек. Надо учитывать два основных момента:

  • Грудной ребенок нуждается не только в пище и уходе, но также в любви и ласке. Только тогда он будет нормально развиваться в физическом, духовном и психическом плане.
  • Грудные дети с трудом привыкают к присматривающим за ними новым людям.

Связь между матерью и ребенком формируется уже во время беременности. Как только будущая мама почувствует движения малыша, она начинает с ним общаться — разговаривает с ним, поглаживает свой живот Эту форму близости плод начинает воспринимать на 6 месяце беременности. После рождения он может помнить голос матери.

Связь матери и ребенка после рождения

В формировании эмоциональной связи между матерью и ребенком большое значение имеет течение родов и первые часы после них. Очень важно в первые часы после родов правильно организовать первый телесный контакт матери и младенца. Ребенка лучше всего положить матери на живот, затем приложить к груди. Однако в настоящее время существует мнение, что этот первый опыт общения не влияет на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Значение грудного вскармливания

По сути, не столь важно, как мать кормит ребенка: грудью или из бутылочки — главное, он должен чувствовать при этом ее любовь. Однако следует заметить, что грудное вскармливание способствует становлению глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком. Материнское молоко содержит целый комплекс специальных гормонов, регулирующих рост и развитие малыша. Грудное вскармливание в течение нескольких часов в лень обеспечивает тесный контакт новорожденного и его матери. Кроме того, из положения у груди во время кормления ребенок лучше всего может видеть лицо матери, т.е. материнское вскармливание содействует и развитию зрительных анализаторов. Наконец, было доказано, что в развитии привязанности ребенка к родителям большое значение имеет тактильное общение.

Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

  • Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.
  • Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаще всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь малыша со взрослыми, призывает их к общению.
  • Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше того, который растет в детском доме.
  • Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт

Материнство — это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Материнская любовь

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка

В подростковый период период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына

Мать — первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

В период взросления сына от матери требуется тактичность — она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери

Семья

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течении длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Как сохранить хорошие отношения с ребенком?

  • Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.
  • Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.
  • Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  • Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.
  • Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.
  • Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

Другие статьи по теме:

Воспитание детей школьного возраста

Воспитание подростков

Источник

Ìû ÷àñòî ñëûøèì èëè ïðîèçíîñèì ôðàçó «ß òåáÿ ëþáëþ!». Íî ìàëî êòî çàäóìûâàåòñÿ, äåéñòâèòåëüíî ëè ýòî ëþáîâü èëè òî, ÷òî ìû õîòèì ñ÷èòàòü ëþáîâüþ. Íåðåäêî ëþáîâü ïóòàþò ñ ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòüþ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ñóððîãàòîì ëþáâè è ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè.

Читайте также:  Чем можно заниматься ребенку с 3 лет для развития

Êîãäà ÷åëîâåê âûíóæäåí ïðèáåãàòü ê ðàçíîãî ðîäà çàìåíèòåëÿì? Òîëüêî òîãäà, êîãäà îðèãèíàë íåäîñòóïåí. À. Ìàñëîó ïðåäëîæèë òåðìèí «äåôèöèòàðíàÿ ëþáîâü», òî åñòü ïðèâÿçàííîñòü, îñíîâàííàÿ íà íåäîñòàòêå. ×åãî íå õâàòàåò òåì ëþäÿì, êîòîðûå ïîäìåíÿþò ïîíÿòèÿ è íàçûâàþò ñâîþ íåâðîòè÷åñêóþ ïîòðåáíîñòü â ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè ëþáîâüþ?

Çàëîã ëþáûõ ãàðìîíè÷íûõ îòíîøåíèé — ýòî ýìîöèîíàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü èíäèâèäà, à æåëàíèå èñïûòûâàòü èëè íå èñïûòûâàòü òå èëè èíûå ýìîöèè — îñíîâíîé ìîòèâ ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà. Áàçîâàÿ òðåâîæíîñòü, âûçûâàþùàÿ íåâðîç, ó ëþäåé çàâèñèìûõ ôîðìèðóåò æèçíåííóþ óñòàíîâêó è ãëóáèííûé ìîòèâ îáðåñòè ñïîêîéñòâèå è èçáàâèòüñÿ îò ñòðàõà. Ïîâåäåíèå íåâðîòèêà íàïðàâëåíî íà óñòðàíåíèå ýòîãî ñîñòîÿíèÿ, òî åñòü íà ñàìîãî ñåáÿ.

Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ÷åëîâåê, êîòîðûé áîèòñÿ, ëþáèòü íå ìîæåò.  ëþáûõ îòíîøåíèÿõ «çàâèñèìûé» çàíÿò òåì, ÷òî óäîâëåòâîðÿåò òîëüêî ñâîè ïîòðåáíîñòè — èçáàâëÿåòñÿ îò òðåâîæíîñòè è èùåò ñïîêîéñòâèÿ, äî äðóãèõ è èõ ïîòðåáíîñòåé åìó íåò äåëà. Äëÿ âñåõ îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé âñåãäà áóäåò óãîòîâàíà ðîëü èíñòðóìåíòà, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ýòà èëëþçîðíàÿ áåçìÿòåæíîñòü áóäåò äîñòèãíóòà. Ïàðòíåð áåññîçíàòåëüíî ÷óâñòâóåò óòèëèòàðíîå îòíîøåíèå ê ñåáå è ýãîèñòè÷åñêóþ óñòàíîâêó. Ðàíî èëè ïîçäíî òàêîå ïîëîæåíèå âåùåé ïåðåñòàåò åãî óäîâëåòâîðÿòü.

Áàçîâàÿ òðåâîæíîñòü, ëåæàùàÿ â îñíîâå ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè, ôîðìèðóåòñÿ â äåòñòâå. Äëÿ ðåáåíêà æèçíåííî íåîáõîäèìî ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ æåëàííûì, ëþáèìûì, ïðèíÿòûì. Ýòî âàæíûå óñëîâèÿ ãàðìîíè÷íîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Åñëè äåòè æèâóò â ñèòóàöèè èãíîðèðîâàíèÿ, äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ïîääåðæêè, òî âûðàñòàÿ îíè ïåðåíîñÿò ñâîè òðåáîâàíèÿ íà ïàðòíåðà è æäóò îò íåãî èëè âìåíÿþò â îáÿçàííîñòü äàòü èì òî, ÷åãî îíè òàê è íå ïîëó÷èëè îò ðîäèòåëåé. Îòëè÷èòåëüíàÿ ÷åðòà òàêîé òðåáîâàòåëüíîñòè — íåâîçìîæíîñòü åå óäîâëåòâîðèòü, åìó âñåãäà áóäåò íåäîñòàòî÷íî.

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè:

1. Íàâÿç÷èâûé õàðàêòåð. Òàêèå ëþäè íå âèäÿò ãðàíèö êîíòàêòà, «äóøàò ñâîåé ëþáîâüþ» è íàðóøàþò îäíî èç âàæíûõ ïðàâèë ýôôåêòèâíîé êîììóíèêàöèè: ïîçèòèâíàÿ îòêðûòîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ íà óìåðåííûõ óðîâíÿõ áëèçîñòè. «ß òåáå âñþ æèçíü îòäàëà!» — «À êòî òåáÿ ïðîñèë?» Íåâðîòèê êëàäåò íà àëòàðü ëþáâè âñþ ñâîþ æèçíü, à çàòåì æäåò ïëàòû çà ñâîþ æåðòâó.

2. Îòñóòñòâèå óâàæåíèÿ ê ñåáå. «Çàâèñèìûé» âñåãäà áóäåò ïëàòèòü ëþáóþ öåíó, âåäü äëÿ íåãî ïðèâÿçàííîñòü ê äðóãîìó — æèçíåííàÿ íåîáõîäèìîñòü. Ïîêîðíîñòü, ñòðåìëåíèå óãîäèòü, èãíîðèðîâàíèå ñîáñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé, îòêàç îò ñâîèõ öåííîñòåé – æåëàÿ óäåðæàòü ïàðòíåðà, íåâðîòèê ãîòîâ íà âñå. Òèðàíèÿ â ñåìüå, ìíîãîëåòíèå èçäåâàòåëüñòâà – æåðòâà âïîëíå ãîòîâà òåðïåòü, åñëè ïîëó÷àåò èëëþçèþ ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè.

3. ×óâñòâî îáèäû. Íåâðîòèê âîçìóùàåòñÿ ñâîèì çàâèñèìûì ïîëîæåíèåì, ñíà÷àëà îí âåäåò ìûñëåííûé ìîíîëîã, à çàòåì íà÷èíàåò âûñêàçûâàòüñÿ âñëóõ. Âñå, ÷òî îí ìîæåò ïðîèçíîñèòü, — ïðåòåíçèè. Íî âûõîäèòü èç ýòèõ îòíîøåíèé îí íå ñîáèðàåòñÿ èç-çà ñòðàõà ïîòåðÿòü ïàðòíåðà è îáâèíÿòü îí áóäåò èìåííî äðóãîãî, íå îñîçíàâàÿ, ÷òî òîëüêî îí ñàì è åãî óñòàíîâêè ïîñòàâèëè åãî â òàêîå ïîëîæåíèå.

4. Íåñïîñîáíîñòü áûòü îäíîìó. Íåâðîòèê, áóäü òî ìóæ÷èíà èëè æåíùèíà, èñïûòûâàåò òðåâîæíîñòü è íåñ÷àñòëèâ, åñëè ðÿäîì íåò ïðåäñòàâèòåëÿ ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà. Îí â ïîñòîÿííîì ïîèñêå è õâàòàåòñÿ çà ïåðâîãî ïîïàâøåãîñÿ, ïîòîìó ÷òî íå èíòåðåñóåòñÿ äðóãèì ÷åëîâåêîì, îí åìó è íå íóæåí — âàæíî íàëè÷èå ñàìèõ îòíîøåíèé. Êàê ñëåäñòâèå — êîíôëèêòû, ðàññòàâàíèå è íîâûé ïîèñê, êîòîðûé íåâîçìîæíî îñòàíîâèòü, âåäü ãëàâíûé ìîòèâ — áûòü ëþáèìûì âñåìè æåíùèíàìè èëè ìóæ÷èíàìè. Ïîýòîìó ïðîìèñêóèòåò — ýòî íå ðàñïóùåííîñòü, à çàêîíîìåðíûé èòîã âîñïèòàíèÿ â óñëîâèÿõ äåôèöèòà ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè.

5. Êàòåãîðè÷íîñòü, ïîçèöèÿ «âñå èëè íè÷åãî». Ëþáàÿ êðèòèêà âîñïðèíèìàåòñÿ êàê óíèæåíèå, ëþáîå òðåáîâàíèå êàê ïðåäàòåëüñòâî, à ëþáîå âíèìàíèå ê òðåòüèì ëèöàì — êàê ïðåíåáðåæåíèå. Òî, ÷òî ýòà ëþáîâü íå èñêðåííÿÿ, ìîæíî óáåäèòüñÿ òîãäà, êîãäà ÷òî-òî ìåíÿåòñÿ è æåëàíèÿ íåâðîòèêà íå èñïîëíÿþòñÿ. Ñâåðõçàáîòëèâàÿ ìàòü óáåæäàåò ñåáÿ è îêðóæàþùèõ, ÷òî äåéñòâóåò íà áëàãî ðåáåíêà, íî íà ñàìîì äåëå äëÿ ñâîåãî óñïîêîåíèÿ, è åñëè äèòÿ îòñòóïèò îò íàìå÷åííîãî ìàìîé ïëàíà – îí íåèçìåííî âñòðåòèòñÿ ñ åå ãíåâîì.

6. Âðàæäåáíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ëþäÿì. Ðåáåíîê, íå ïîëó÷àÿ îò ðîäèòåëåé ëþáâè è ïîääåðæêè, ôîðìèðóåò â ñåáå íåäîâåðèå è âðàæäåáíîñòü ê îêðóæàþùåìó ìèðó. Íåâîçìîæíî ëþáèòü ÷åëîâåêà è æåëàòü åìó çëà. Ýòó ÷åðòó íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóåò ñèòóàöèÿ èçìåíû — åñëè â îòâåò íà ïîäîáíîãî ðîäà ïðåäàòåëüñòâî ó ÷åëîâåêà âîçíèêàåò æåëàíèå îòîìñòèòü, òî åìó ñòîèò óñîìíèòüñÿ â èñêðåííîñòè ñâîèõ ÷óâñòâ.

7. Ëþäè òàêîãî ñêëàäà ìîãóò ïîëó÷àòü ëþáîâü, ê êîòîðîé îíè ñòðåìÿòñÿ, íî íå ìîãóò ïðèíÿòü åå. Îùóùåíèå ñ÷àñòüÿ è ñïîêîéñòâèÿ êàê ðåçóëüòàò îòíîøåíèé äëÿ íèõ âðåìåííû. Ñòðàõ, íåäîâåðèå, ïîäîçðèòåëüíîñòü ðàíî èëè ïîçäíî âîçüìóò âåðõ íàä òåìè ïîçèòèâíûìè ýìîöèÿìè, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþò áëèçîñòü. Ó íåâðîòèêà ñóùåñòâóåò áåññîçíàòåëüíàÿ âíóòðåííÿÿ óñòàíîâêà, ÷òî íèêòî íå ñìîæåò ïîëþáèòü åãî, åñëè äàæå ìàìà íå ñìîãëà ýòîãî ñäåëàòü. Óáåæäåíèå, ÷òî òåáÿ íåâîçìîæíî ëþáèòü, âåäåò ê íåñïîñîáíîñòè ëþáèòü ñàìîìó.

Ñóùåñòâóåò êðàéíÿÿ ñòåïåíü íåâðîòè÷åñêîé ïîòðåáíîñòè â ëþáâè — êîíòðçàâèñèìîñòü. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýìîöèîíàëüíî çàâèñèìûé ÷åëîâåê, ïûòàÿñü èçáàâèòüñÿ îò ñâîåé òðåâîæíîñòè, èùåò äðóãîãî, êîòîðûé äàë áû åìó óñïîêîåíèå, à ñ äðóãîé — íå èñïûòûâàåò óäîâëåòâîðåíèÿ, êîãäà îí ðÿäîì. Åãî ñòðàõ òîëüêî óñèëèâàåòñÿ, ïîäïèòûâàÿñü ñòðàõîì ïîòåðÿòü òî, ÷òî äëÿ íåãî ÿâëÿåòñÿ ãëàâíîé öåííîñòüþ. Ñòðàõ, ÷òî æèçíü ðàçðóøèòñÿ, åñëè åãî áðîñÿò èëè ïðåäàäóò, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî íåâðîòèê ïðåäïî÷èòàþò âîîáùå íå çàâîäèòü îòíîøåíèé è îñòàåòñÿ îäèíîêèì òîëüêî ëèøü ïîòîìó, ÷òî òðåâîæíîñòü, âûçâàííàÿ âîçìîæíîñòüþ áûòü îñòàâëåííûì, íàìíîãî âûøå, ÷åì òà, ÷òî ñîïóòñòâóåò îòñóòñòâèþ áëèçêîãî ÷åëîâåêà.

Åñòü ëè ó òàêèõ ëþäåé âîçìîæíîñòü ïîñòðîèòü îòíîøåíèÿ?

Çàâèñèìûé ÷åëîâåê ìîæåò ïðèâëå÷ü ê ñåáå âíèìàíèå ýìîöèîíàëüíî ñòàáèëüíîãî ïàðòíåðà, íî çàäåðæàòüñÿ âñåðüåç è íàäîëãî ñ íèì ìîæåò òîëüêî òîò, êòî íàõîäèòñÿ â òàêîì æå ïîëîæåíèè, òî åñòü íåâðîòè÷åñêè çàâèñèìàÿ îñîáü. Ïñèõè÷åñêè çäîðîâûé ÷åëîâåê ñîçíàòåëüíî, à ÷àùå áåññîçíàòåëüíî «ðàñêóñèò» èñòèííóþ ïðèðîäó òàêîé ëþáâè è ñêîðî ðåòèðóåòñÿ. Ïîýòîìó øàíñû ïîñòðîèòü äîëãîñðî÷íûå è ãàðìîíè÷íûå îòíîøåíèÿ â ýòîì ñëó÷àå ñòðåìÿòñÿ ê íóëþ.

Ê. Õîðíè â êíèãå «Íåâðîòè÷åñêàÿ ëè÷íîñòü íàøåãî âðåìåíè», îáúÿñíÿÿ íåâðîòè÷åñêóþ ïðèâÿçàííîñòü, ïðèâåëà îòëè÷íóþ àíàëîãèþ ñ äåðåâîì: ÷åëîâåê ëåçåò íà äåðåâî â îäíîì ñëó÷àå äëÿ îáîçðåâàíèÿ îêðåñòíîñòåé, â äðóãîì — ñïàñàÿñü îò äèêîãî æèâîòíîãî.  ïåðâîì ñëó÷àå îí ìîæåò âûáèðàòü äåðåâî, íàèáîëåå ïîäõîäÿùåå äëÿ åãî öåëè, âî âòîðîì — ãîòîâ çàáðàòüñÿ íà ÷òî óãîäíî, ëèøü áû âûæèòü.

Îñíîâà äëÿ ëþáîãî ðàçóìíîãî âûáîðà, â òîì ÷èñëå è ñïóòíèêà æèçíè — ýìîöèîíàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü, èìåþùàÿ â ñâîåé îñíîâå ñàìîäîñòàòî÷íîñòü. ×åëîâåê, îáëàäàþùèé òàêèì êà÷åñòâîì, ñïîñîáåí ñòðîèòü òîëüêî ïîçèòèâíûå îòíîøåíèÿ, îí ÷óâñòâóåò ñâîþ ïðèòÿãàòåëüíîñòü, íàñòðîåí ïîëó÷àòü ëþáîâü è ïîëó÷àåò åå. Ýòî ãëàâíîå ëåêàðñòâî îò íåñ÷àñòíîé ëþáâè è ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè. Êîãäà ÷åëîâåêó äîñòàòî÷íî ñàìîãî ñåáÿ, è îí ÷óâñòâóåò ñåáÿ ñïîêîéíî è íàåäèíå ñ ñîáîé, è ðÿäîì ñ äðóãèì. Îòíîøåíèÿ äëÿ íåãî — íå ñïîñîá ñïàñåíèÿ, à äîïîëíèòåëüíûé áîíóñ ê åãî è òàê ñîñòîÿâøåéñÿ æèçíè.

Àâòîð: Ñàâèëîâà Åëåíà Ïåòðîâíà

Èñòî÷íèê: https://ïñèáëîã.ðô/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%B…

Источник

Родители и дети

Развитие отношений между матерью и ребенком

Психологический симбиоз с матерью — это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка .

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что – нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка . Это продолжение помогает ему выжить, но мама также – и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама – зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя какдвуединое существо, мама – это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери , он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна – ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка и ее изменение на протяжении первого года жизни

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегдавоспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, — он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, — это, на самом деле, не малыш «предпочитает» — это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции – хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний – их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это – результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит – ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой – всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама. Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол – он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже – залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна – рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное – терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери , будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое – всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), — эта неуверенность передается и ребенку , и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком , рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку .

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что – нельзя. Мама очень долго (до года – точно), решает за ребенка , что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо – то и ребенку хорошо.

Читайте также:  Как вредит курение на развитие ребенка

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он – главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Его «мнение» начинают «уважать», считаться с ним, боятся неправильными действиями подавить его личность, не понимая, что он сильно отличается от взрослого, у него другие нужды.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, — она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он – маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама – сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было – не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка , а ребенок находится при маме. Как мама решила – так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку , как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это – залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, — ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже – не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, — сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, — на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде – мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать – он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий – и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, — он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Читайте также:

Мама и ребенок в обществе

ЕР-это легко!

Автор Анастасия Добровольская

Философ, психолог (МГУ), преподаватель философских и психологических дисциплин

все записи

Источник