Авторская программа социального развития ребенка

Асель Алибаева
Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Парциальные программы-программы по одному или нескольким направлениям, реализующие в рамках основной образовательной деятельности ДОУ

Набор парциальных программ определяется приоритетным направлением образовательной деятельности дошкольного учреждения. В разных дошкольных образовательных учреждениях используется от одной до нескольких специализированных программ в зависимости от вида ДОУ

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программувходят следующие разделы:

«Уверенность в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям.В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программавключает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Дружные ребята»

Автор: Р. С. Буре

Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

Задачи программы:

1. Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.

2. Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.

3. Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.

4. Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

В программе определены главные условия,обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

1. особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;

2. уважительное общение педагога с ребенком;

3. удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;

4. организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;

5. создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.

Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

В нашей библиотеке вы можете найти методические пособия:

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»

2. Л. Лихачева «Уроки этики»

3. Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова «Играем и учимся дружить»

4. Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова «Маленьким детям- большие права»

5. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (старшая группа)

6. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (подготовительная группа)

7. Л. В. Кокуева «Духовно-нравственое воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

8. В. Г. Нечаева,Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»

9. В. А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике»

10. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

Источник

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
Читайте также:  Роль воспитания и обучения для психического развития ребенка

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления  процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.
Читайте также:  Если у ребенка задержка развития 4 года

Источник

Анастасия Милосердова
«Социально-коммуникативное развитие». Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части

№ Название, автор парциальной программы Аннотация

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие«

1.1 Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторский коллектив:

Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Возрастной контингент – от 5 до 7 лет.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование,в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми:

«Ребенок и другие люди»,

«Ребенок и природа»,

«Ребенок дома»,

«Здоровье ребенка»,

«Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программатребует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов, системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Рекомендована Министерством образования РФ.

1.2 Программа «Я, ты, мы»

Авторский коллектив: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина

Возрастной контингент – от 3 до 6 лет.

Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.Она состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями.

Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Планируемые результаты

В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.

Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

4. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3 Программа «Я – человек»

Автор — С. А. Козлова

Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.

Направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т. е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями. Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Данная программапостроена на следующих концептуальных положениях: 1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств. 2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре. 3. Стержневым понятием программы являются знания — о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Авторы указывают, что дошкольник, конечно, еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности. 4. В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности. Авторы считают, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому в программе отобраны эмоционально близкие ребенку факты и явления. Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов, должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становиться содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам). 5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По отдельным разделам можно начинать работу и с более младшими детьми (например, по разделам «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец»). Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать психологические особенности возраста и уровень развития конкретного ребенка

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка группы риска

1.4 Программа «Дружные ребята»

Авторский коллектив: Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др.

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Программа «Дружные ребята» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики — нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: • Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка. • Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций. • Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность. • Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия

1.5 Программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»Авторский коллектив: О. Л. Князева, М. Д. Маханева

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры» О. Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом

воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и

культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной

культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей;

историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные

промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует

познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально –

коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное

начало.

Цели:

— расширить представление о жанрах устного народного творчества;

— показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и

красочность народного языка:

— воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические

чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач: — содействие атмосфере национального быта;— широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек; — учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; — знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

Планируемый результат.

Ранний возраст: Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки, с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.

Дошкольный возраст: Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа; Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям

1.6 Программа «Я люблю трудиться»

Автор: Л. В. Куцакова

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Пособие призвано оказать помощь педагогам в их творческой работе по трудовому

воспитанию дошкольников, в выборе возможных путей достижения образовательно-воспи-

тательных целей. Предложенная методика обучения строится в соответствии с основными

дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность и последовательность в

обучении, наглядность и др.).

Основная задача, стоящая перед педагогами, – воспитание детей в духе ценностного,

гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; раз-

витие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобра-

зовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспече-

ния психологического комфорта каждого ребенка.

Методическое пособие учитывает принцип интеграции – взаимосвязи разных видов

деятельности, – так как мы считаем, что трудовое воспитание должно пронизывать всю

жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует

экскурсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художествен-

ную литературу, предлагает нарисовать людей разных профессий и т. п.).

Задачи программы: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, 3) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 4) приобщение детей через соответствующие их индивидуальным и возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 5) развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;2 6) соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Целью Программы является: позитивная социализация и всестороннее развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности

Источник