Развитие одаренного ребенка в школе

Развитие одаренного ребенка в школе thumbnail

Педагогам для работы с одарёнными детьми нужна специальная подготовка, так как неподготовленные учителя зачастую неспособны выявить такого ребёнка, оказать ему поддержку и помочь раскрыть его потенциала. Как выявить одарённость? Что необходимо педагогу для работы с такими детьми? Как подготовиться к работе с одарёнными детьми? Ответы – в статье.

Развитие одаренного ребенка в школе

Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, где поставлена следующая задача:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Итак, одарённого ребёнка нужно найти среди нескольких десятков учащихся, оказать ему поддержку и помочь в развитии его способностей. Всё это требует развития определённых компетенций, овладения технологиями для обучения одарённых детей.

Что такое одарённость?

Советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии (изучает и систематизирует психологические различия) Борис Михайлович Теплов определил одарённость следующим образом:

«качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Одарённость – это ещё не успех, а только возможность достичь успеха в какой-либо области. К примеру, каким бы феноменальным музыкальным слухом не обладал ребёнок, он не сможет стать успешным дирижёром или известным музыкантом, если не обучается систематически музыке. Поэтому важно обнаружить потенциал ребёнка как можно раньше и оказать поддержку в его развитии.

Как выявить одарённого ребёнка?

Развитие одаренного ребенка в школеМожно проработать в школе много лет и ни разу не столкнуться с одарённым ребёнком, потому что «проморгать» одарённость легче, чем кажется.

В программе «Диалоги об образовательной политике с Александром Адамским» директор московского центра образования «Класс-Центр», заслуженный учитель и победитель первого конкурса «Лидер образования России» Сергей Казарновский так определил одарённость:

– На мой взгляд, слово «одарённый» надо понимать только в смысле «дай», «хочу это», «хочу то». Одарённые дети – это те, которым все интересно. Вот таких детей надо выискивать!

Расшифровка разговора с педагогом опубликована на портале «Вести образования».

Одарённые дети отличаются широким кругозором, развитой речью и большим словарным запасом, с интересом решают сложные задачи и не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Психологи считают, что одарённый ребёнок покажет отличный результат на IQ-тесте:

  • 115 – 129 баллов набирают дети с хорошими способностями (выше среднего);
  • 130 – 144 баллов – умеренно одарённые дети;
  • 145 – 159 баллов – одарённые;
  • 160 – 179 баллов – исключительно одарённые;
  • 180 и выше – настоящие гении.

Средний результат в мире – 100 – 110 баллов. Чем выше от 100 показал результат ребёнок, тем выше его образовательные потребности, следовательно, перед ним нужно ставить более сложные задачи.

Интеллект – только один из компонентов одарённости. Такую точку зрения разделяют большинство современных психологов. Так, Роберт Стернберг и Елена Григоренко считают, что кроме интеллекта, у творчества ещё 5 источников:

  • знания;
  • стиль мышления;
  • личностные характеристики;
  • мотивация;
  • среда.

Таким образом, одарённость включает в себя целую группу свойств, а если повезёт со средой, то ребёнок имеет все шансы стать талантливым.

10 признаков одарённого ребёнка:

  • любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит никаких ограничений своих исследований;
  • легко концентрируется на одном деле;
  • перескакивает этапы развития;
  • имеет большой и богатый словарный запас, у него развито словотворчество;
  • у него развито чувство справедливости – одинаково сильно реагирует на увиденные по телевизору и испытанные лично случаи несправедливости;
  • восприимчив к невербальным проявлениям чувств и эмоций;
  • старается направлять других в деятельность;
  • чаще дружит с теми, кто старше его, ему интереснее люди, у которых он может чему-то научиться;
  • спит меньше сверстников, раньше отказывается от послеобеденного сна;
  • имеет отличные оценки.

Одарённые дети часто становятся отличниками, но не всегда. Поучительна история Томаса Эдисона, которого школьный учитель признал неспособным к обучению.

Будущий изобретатель рос любознательным ребёнком, ему нравилось исследовать всё самостоятельно, постоянно отвлекался на занятиях и задавал слишком много вопросов. Такое поведение никак не сочеталось с методикой преподавания преподобного Джорджа Ингла. Он требовал зазубривать уроки и декламировать их перед одноклассниками, если кто-то ошибался, разговаривал во время занятия или плохо себя вёл, то его били плетью или ремнём.

Учитель неоднократно высмеивал непоседливость Томаса Эдисона перед всем классом, чем доводил мальчика до слёз. Он проучился в школе всего три месяца, а затем перешёл на домашнее обучение, где самостоятельно постигал науки. А после создал фонограф, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру и электрическую лампу накаливания. Его усовершенствование позволило широко распространить электрическое освещение.

Одарённые дети любознательны и способны быстро усваивать новый материал – всё это даёт им прекрасную возможность преуспеть в школе. Но такие дети легко могут потерять мотивацию к учёбе из-за слишком простых заданий или слабого учителя, отчего его успеваемость может снизиться.

Как отличить одарённого ребёнка от простого отличника?

Отличники – это хорошо организованные дети, с развитыми навыками тайм-менеджмента. Эти качества позволяют им показывать высокие результаты в школе, а впоследствии адаптироваться к жизни в университете и на работе.

Развитие одаренного ребенка в школеОднако отличные оценки – это ещё не показатель одарённости ребенка. Чаще всего у отличников внешняя мотивация – желание получать отличные оценки и похвалу от окружающих. У одарённых же детей внутренняя мотивация – они хорошо работают на уроке, когда материал им интересен. Если им неинтересно, то они либо выполняют задания плохо, либо бросают на полпути.

Наличие одного или нескольких описанных выше признаков ещё не говорят об одарённости. Отличные оценки могут говорить о высоком уровне организованности и самодисциплины, но не об одарённости. Можно легко запутаться.

Чтобы определить одарённого ребёнка наверняка следует применить методики выявления таких детей:

  • карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа;
  • тест креативности Э.П. Торренса
  • тест интеллектуального потенциала П. Ржичана;
  • тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие.

Как работать с одарёнными детьми?

Итак, вы выявили одарённых детей в классе, а как с ними работать? Перечислим некоторые из принципов работы с одарёнными детьми, предложенных отечественными педагогами и психологами:

  • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  • гибкость и вариативность учебного процесса;
  • возрастающая роль внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • поддержка и развитие самостоятельности;
  • создание условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии учителя.

О планировании и формах работы с одарёнными детьми в школе вы узнаете из этих статей:

  • «Планирование работы с одарёнными детьми в школе»
  • «Формы работы с одарёнными детьми в школе»

Как показывает практика, выгодно отличаются те педагоги, которые прошли специальную подготовку по проблеме выявления и обучения одарённых детей. Такие дети отличаются – это ключевое слово, а потому зачастую страдают от неприятия со стороны сверстников. Задача педагога – помочь такому ребёнку адаптироваться, не допустить буллинга, помочь другим детям принять «не такого» ребёнка. Для этого нужно формирование определённых качеств и компетенций.

Каким должен быть педагог для работы с одарёнными детьми?

Развитие одаренного ребенка в школеПрофессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, необходимым для его профессиональной деятельности, таким как готовность обучать всех детей без исключения, вне зависимости от их склонностей, способностей и особенностей развития.

Зачастую одарённых детей готовят к олимпиадам, не стремясь развить их способности, практические навыки для дальнейшей жизни. В основном этому мешает то, что многие учителя до сих пор воспринимают учеников как объект образовательной деятельности. Несмотря на то, что в педагогических вузах уже много лет учат будущих учителей тому, что ребёнок – это субъект образовательного процесса, обратное мнение и авторитарный стиль преподавания всё ещё живут в наших школах. Такой подход может задавить одарённых детей, отбить у них желание учиться и развиваться, что помешает проявиться их талантам.

При организации работы с одарёнными детьми востребован такой педагог, который умеет творчески мыслить и сможет применять инновационные технологии. Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.

Авторы статьи «Готовность педагога к работе с одарёнными детьми» составили портрет педагога, способного эффективно работать с одарёнными школьниками:

  • знает о различных аспектах проявлениях одарённости, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми, их личностных особенностях;
  • умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям;
  • имеет потребность в личностном росте и совершенствовании;
  • обладает такими качествами, как креативность, коммуникативность, инициативность, объективность, способность работать в одиночку, толерантность, педагогический такт.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник

Доклад на тему:

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Доклад подготовила

учитель высшей категории

МОУ СОШ №1 г.Можайска

Сидорович О.В.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

I. Понятие детской одаренности.

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.).Одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов,  в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

II.Основные цели, задачи и принципы работы образовательного учреждения с одаренными детьми.

Основная цель работы – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

2)  отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных;

3)  создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей;

4)  разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

6)создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;

7) создание условий для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально адаптивной и социально ответственной личности.

III. Основные принципы работы с одаренными детьми.

1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траектории развития ребенка.               

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности, согласно которому необходима хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги, и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий. 

3. Принцип взаимодействия с семьей?

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.

Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо проводить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами. 

4.Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реалистичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше возможностей для индивидуальной самореализации.

5. Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6.  Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности.

 Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию научного общества учащихся.

8. Принцип сотрудничества, реализуемый через совместную продуктивную творческую деятельность, предполагает специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми.   Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, самообразование, методическую работу.

9. Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский)предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка. 

IV.Классификация детской одаренности.

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми рекомендуется использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре основных вида одаренности:

1. Общая одаренность(касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность(проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

3. Актуальная или явная одаренность(показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность(показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий.

V. Академически и интеллектуально одаренные дети.

Академически одаренные дети— успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академическую одаренность).

Интеллектуально одаренные детивсегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).

Академически одаренных детей специально объединяют в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг обоснован, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети имеют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мыслительных операций на высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной деятельности и интеллектуальным развитием существует, но среди академически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная программа рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. на возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению академически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школьниками. Полное слияние понятий академической одаренности и интеллектуальной одаренности не допускается ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

В педагогике существуют следующие критерии определения академической одаренности для детей младшего школьного возраста, основываясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение:ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет богатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует умение читать.

Математика:ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонстрирует необычное для своего возраста понимание математических отношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обучения (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям.

VI. Критерии определения интеллектуальной одаренности (основываясь на классической психодиагностике интеллекта):

  • ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

  • ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;

  • проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; часто с головой уходит в то или иное занятие;

  • охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

  • его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

  • проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Основным отличием академической одаренности от интеллектуальной является исключительная способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных предметов. Как уже отмечалось, к академически одаренным относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.

VII. Социально-лидерски одаренные дети.

Социально одаренные дети,как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководителя, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидерски одаренные дети особенно нуждаются в специально организованной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовыражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.

VIII. Художественно-эстетически одаренные дети.

Дети с художественно-эстетической одаренностьюимеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе отнесят детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и др.)

Креативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

  • особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

  • ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

  • чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию;

  • опознание возникающих проблем; поиск нестандартных решений;

  • догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез;

  • проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

IX. Спортивно и физически одаренные дети.

Спортивно и физически одаренные детиимеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).

X. Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

включает в себя:

  • во-первых, мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей;

  • во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

  • в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практическое сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

Психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности:

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей можно использовать особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам при работе с одарёнными детьми.

1) Вводная диагностика  (исследование общих способностей):

2) анкета «Мои способности», «Способности ребенка»;

3) результаты срезовых (диагностических работ) работ.

Литература:

  • Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 1999. — С. 90.

  • Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.

  • Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.

  • Рабочая концепция одаренности: https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf

  • Бельская Н.А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренных детей // Одаренный ребенок. – 2015. — №2. – С. 130 – 139.

  • Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации / Г.Ф. Кумарина, И.Е. Токарь. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 44 с.

  • Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность / Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128.

  • Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

  • Токарь И.Е. Одаренные дети и школьные проблемы // Начальная школа. – 2016. – №1. – С. 21– 25.

  • Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. – СПб.: Речь, 2005. – 104 с.

  • Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты / под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.

Источник