Законы развития ребенка в дошкольном детстве

Законы развития ребенка в дошкольном детстве thumbnail

Закономерности и особенности развития ребенка в дошкольном детстве

Общие закономерности развития детей в период дошкольного детства сформулированы благодаря исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других ученых. В частности, ведущей закономерностью развития ребенка было признано сочетанное влияние биологических и социальных факторов развития.

При этом к биологическим факторам развития относятся генетическая память, анатомо-физиологические особенности и особенности физиологии высшей нервной деятельности системы и функциональных систем организма, факторы беременности и протекания родов, особенности темперамента и др. (рис. 7).

Эти факторы развития задают «нижнюю» и «верхнюю» планку развития ребенка, его «биологический» возраст.

К социальным факторам развития относят социальную ситуацию развития ребенка и общение со взрослыми, влияние на его развитие первичных социальных институтов – семьи и детского сада – в виде организованного воспитания, механизмы социального опосредования формирования высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и др.), знаково-символическую деятельность как особую деятельность, перестраивающую сознание ребенка; общение и совместную деятельность с другими детьми – сверстниками и представителями разновозрастных групп, детскую субкультуру, самовоспитание и макросреду (общество в совокупности всех его проявлений). Эти факторы развития могут изменять силу и длительность своего воздействия в зависимости от потенциалов воспитуемости и обучаемости ребенка, его активности и откликаемости на педагогическое воздействие. Благодаря этому появляется разница в биологическом и социальном возрасте ребенка, создаются условия для перехода от одного этапа развития к другому.

Биологические факторы развития ребенка

Рис. 7. Биологические факторы развития ребенка

Учитывая влияние данных факторов, учеными были выделены законы, закономерности и особенности развития детей дошкольного возраста.

Основой закон развития Л. С. Выготский сформулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определения аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной стадии».

Следующий важный закон сформулирован А. II. Леонтьевым, который говорил, что развитие ребенка нужно рассматривать как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе которого происходит очеловечение психики ребенка. Д. Б. Эльконин при этом говорил о формировании у дошкольника образа себя и «вращивании» в структуру сознания ребенка образов родителя и взрослого, другие исследователи – о формировании «Я-реального» и «Я-потенциального», самосознания и самооценки.

Связанные с данным законом закономерности, обобщив исследования А. В. Запорожца, В. И. Лебединского, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна и др., можно сформулировать так:

  • – изменение детерминант, взаимосвязи и соотношения биологических и социальных факторов развития на разных этапах и стадиях развития при сохранении такого качества, как пластичность нервной системы и психики ребенка;
  • – стадиальность и опосредованность развития ребенка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми;
  • – гетерохронность (неравномерность) развития психических процессов, их социальная опосредованность заложенными в культуре способами ориентировки и взаимодействия с первыми педагогами (родителями и воспитателями) и сверстниками;
  • – дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств, функциональных систем, связанных с произвольной организацией деятельности ребенка;
  • – наличие сензитивных периодов развития для тех или иных психических процессов и форм общения со взрослыми и сверстниками, способностей ребенка и его компетенций, интегральных качеств личности;
  • – амплификация (обогащение) детского развития за счет формирования системы ориентировок в окружающем мире и расширения способов переживания, познания и преобразования, изменения смыслов педагогического взаимодействия;
  • – скачкообразность развития в дошкольном возрасте, обусловленная характером формирования психологических новообразований и освоения социальной позиции, противоречием между тем, что ребенок хочет и может по сравнению с тем, что мог и хотел в освоенном периоде развития;
  • – подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм и способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции (от адаптации и социализации к самоутверждению и индивидуализации).

Кратко данные закономерности можно представить в схеме (рис. 8).

Закономерности развития дошкольников

Рис. 8. Закономерности развития дошкольников

Рассматривая законы и закономерности развития и их взаимосвязь с воспитанием и обучением, можно констатировать, что они являются звеньями единого процесса становления психики и личности ребенка. С. Л. Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается». В этом заключается еще один из основных, последний, закон развития. При этом исследователи отмечают три основных пути взаимодействия биологических и социальных факторов развития (по Скарру, Маккартни):

  • пассивное взаимодействие, при котором генотип родителей в какой-то мере определяет характер отношений с детьми – созданные в семье условия гармонируют с детским генотипом: например, родители, обладая атлетической конституцией, поощряют подвижные игры и занятия спортом, а дети, унаследовав ту же конституцию, приобретают и ту же обстановку, оптимальную для развития двигательных и спортивных способностей;
  • стимулирующее (провоцирующее) взаимодействие осуществляется, когда генетически обусловленные особенности детей вызывают специфические реакции на них со стороны окружающих: например, красивые или активные и жизнерадостные дети получают много социальных поощрений от взрослых – больше, чем некрасивые или пассивные, капризные, и выше оцениваются теми же взрослыми по шкале обучаемости и воспитуемости;
  • активное взаимодействие происходит, когда дети предпочитают и стремятся в такую социальную, воспитательную и обучающую среду, которая соответствует их наследственной предрасположенности – оказываются более восприимчивыми к педагогическим воздействиям определенного рода: например, ребенок-экстраверт предпочитает подвижные игры и шумные компании, приглашает друзей к себе домой, а интроверт избегает общения и предпочитает сидеть дома один с игрушками, книгами или компьютером.
Читайте также:  Особенности развития скелета у ребенка

Роль пассивного взаимодействия снижается с возрастом, стимулирующее взаимодействие сохраняется, а активное – возрастает.

Источник

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

Читайте также:  Влияние социального окружения на развитие личности ребенка

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

1.
Цикличность
развития
.
Под циклом понимают возраст как стадию
развития. Темп и содержание развития
изменяется на протяжении детства.
Периоды подъема интенсивного развития
сменяются периодами затухания.

2.
Неравномерность
развития.
Разные
психические функции развиваются
неравномерно, не пропорционально.
Существуют наиболее оптимальные сроки
для становления и роста отдельных
психических процессов, такие периоды
называют сенситивными. Возрастная
сенситивность – присущее определенному
сенситивному периоду, оптимальное
сочетание условий для развития и
становления определенных психических
свойств и процессов.

3.
Метаморфозность
детского развития. Л.С. Выготский отметил
цепь превращения одной качественной
формы в другие.

4.
Сочетание
процессов

эволюции и инволюции. То, что развивалось
на предыдущем этапе, отмирает или
преобразуется (эволюция). Инволюционный
эффект возникает если не были созданы
условия для развития функции – обратное
развитие (инфантилизм).

5.
Интеграция
психики – перерастание отдельных
психических состояний в черты личности.

6.
Пластичность
психики и возможность компенсации. При
слабости или дефиците одной психической
функции усиленно развивается др.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе

Обучение
(воспитание)

— это целенаправленный процесс передачи
общественно-исторического опыта.
Обучение может рассматриваться как
формирование ЗУНов, а воспитание – как
формирование ценностей, установок,
стереотипов.

Проблема
соотношения обучения и развития была
поставлена в 20-30 годы 20-го века. Л.С.
Выготский выдвинул три точки зрения на
данную проблему:

1.
Независимость процессов детского
развития от процессов обучения («Обучение
плетется в хвосте у развития»).

2.
Обучение
и есть развитие, шаг в обучении
соответствует шагу в развитии («Развитие
следует за обучением, как тень за
предметом»).

3.
С
одной стороны, обучение и развитие
независимы, с др. обучение тождественно
с развитием. Выготский решил проблему
соотношения, определив зоны
и уровни развития психики: УАР (уровень
актуального развития)

сложившаяся в результате определенных
уже завершившихся циклов развития (то,
что ребенок может делать самостоятельно)

УПР
(уровень потенциального развития) —
те
задачи, которые ребенку еще не доступны
для решения.

Расстояние
между УАР
и УПР = ЗБР (зона ближайшего развития,
обучаемость);
эта зона свидетельствует о ходе процессов
еще не созревших, но находящихся в стадии
становления. ЗБР
обнаруживается в решении тех задач, с
которыми ребенок не может справиться
самостоятельно, а только с помощью
взрослого по образцу или подражанию.
УПР постоянно переходит в УАР и тогда
появляется новый уровень УПР1.

Обучение
тогда будет развивающим, когда оно идет
впереди развития, опираясь на ЗБР, тем
самым, обучение создает новую ЗБР, а
она, в свою очередь, переходит в сферу
актуального развития.

Проблема периодизации психического развития

Взгляды
Л.С.
Выготского

на стадиальность развития

Л.С.
Выготский

придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития. Для стабильного периода
характерно плавное течение процесса
развития, без резких сдвигов и перемен
в личности ребенка. Кризисы же, в свою
очередь, это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии и ребенок резко
меняется в своих чертах.

1.
Кризис новорожденности (0-2мес)

2
. Младенчество
(2-12мес)

3.
Кризис 1 года жизни

4.
Раннее детство (1-3 лет)

5.
Кризис 3 лет

6.
Дошкольное детство (3-7 лет)

7.
Кризис
7 лет

8.
Школьный возраст (7-12лет)

9.
Кризис 13 лет

10.
Пубертатный возраст (14-17 лет)

11.
Кризис 17 лет

Особенности
кризисов:

1.
Неотчетливость границ отделяющих начало
и конец кризиса от смежных периодов.
Кульминация кризиса наблюдается примерно
в середине периода и в этот момент
становиться заметным.

2.
Трудновоспитуемость детей в кризисные
периоды.

3.
Конструктивность критических периодов
(позитивность). Создается новая система
отношений, а старая рушится.

4.
Инволюционный характер развития
(распадается и исчезает то, что образовалось
на предыдущей стадии)

Периодизация
Д.Б.
Эльконина

Д.Б.
Эльконин

рассматривает ребенка как целостную
личность, активно познающую окружающий
мир — мир предметов и человеческих
отношений, включая его при этом в две
системы отношений: «ребенок-предмет»
и «ребенок-взрослый». Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы:

Читайте также:  Развитие сенсорных процессов у ребенка

1)
система «ребенок-взрослый»:
непосредственно-эмоциональное общение
младенца (0-1г), сюжетно-ролевая игра
дошкольника (3-7л), интимно-личностное
общение подростка (11-15л).
Мотивационно-потребностная
сфера развития

деятельности данного типа системы);

2)
система «ребенок-предмет»:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка (1-3г.), учебная деятельность
младшего школьника (7-11л.) учебно-профессиональная
деятельность старшего школьника
(15-17л.). Интеллектуально-познавательная
– сфера развития

деятельности данного типа системы)

Периоды

1.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущий
вид деятельности – непосредственно-эмоциональное
общение. Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные
действия, т.е. действия, сопровождаемые
и в какой-то мере регулируемые зрительными,
слуховыми, мышечно-двигательными и
другими ощущениями, восприятиями. Важным
новообразованием этого возраста является
формирование потребности в общении с
другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.

2.
Раннее
детство (1-3 года). Ведущая деятельность
— предметно-орудийная. В ней ребенок
овладевает общественно-выработанными
способами действий с предметами в
сотрудничестве с взрослыми. Новообразованием
возраста является развитие речи и
наглядно-действенного мышления.

3.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая
деятельность — ролевая игра, в процессе
которой ребенок овладевает «фундаментальными
смыслами человеческой деятельности».
Здесь же формируются такие новообразования,
как стремление к общественно значимой
и общественно — оцениваемой деятельности,
что характеризует готовность ребенка
к начальному обучению.

4.
Младший
школьный возраст (7-11 лет). Ведущая
деятельность-учение. В процессе учения
формируется намять, усваиваются знания
о предметах и явлениях внешнего мира.
Новообразованиями возраста являются
произвольность психических явлений,
внутренний план, рефлексия.

5.
Подростковый
возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность
— общение в системе общественно полезной
деятельности (учебной, общественно —
организационной, трудовой и др.). В этом
процессе подросток овладевает навыками
общения в разных ситуациях. Важнейшими
новообразованиями являются формирование
самооценки, критическое отношение к
окружающим людям, стремление к «взрослости»
и самостоятельности и умение подчиняться
нормам коллективной жизни.

6.
Старший школьный возраст (15-17 лет).
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная,
в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание,
мечты и идеалы.

Интегральная
периодизация развития

В.И.
Слободчикова и Г.А. Цукерман

В
основу теории общего психического
развития В.И. Слободчиков ввел понятие
событийной общности, внутри которой и
образуются человеческие способности,
позволяющие индивиду:

1)
входить в различные общности и приобщаться
к определенным формам культуры;

2)
выходить из общности, индивидуализироваться
и самому творить новые формы, т.е. быть
само-бытным.

Каждая
человеческая общность осуществляет
определенную совместную деятельность.
В построении любой человеческой общности
участвуют, по крайней мере, двое, и смена
формы и содержания общности сопровождается
сменой партнера. Новая общность строится
с новым человеком.

На
первой ступени
ребенок вместе с родным взрослым начинает
строить общение. Эта общность названа
ступенью оживления.Ребенок
осваивает собственную телесную,
психосоматическую индивидуальность,
вписывая себя в пространственно-временную
организация общей жизни семьи. Кардинальное
приобретение данной ступени это подлинный
синтез человеческого тела, его оживление
в сенсорных, двигательных, общительных,
действенных измерениях.

На
второй ступени
ребенок вместе с близким взрослым
осваивает предметно-опосредованные
формы общения. Два события: прямохождение
и речь, как способы первичного
самоопределения во внешнем и внутреннем
пространстве субъективности. Названа
ступенью одушевления
– ребенок впервые открывает для себя
свою собственную самость («Я сам!»).

На
третьей ступени
партнером растущего человека становится
общественный взрослый. Человек впервые
осознает себя потенциальным автором
собственной биографии, принимает
персональную ответственность за свое
будущее. Имя этой ступени – персонализация.
Кульминационный момент личностного
развития – появление способности к
саморазвитию.

На
четвертой ступени
партнером молодого человека становится
человечество, с которым взрослеющий
человек вступает в деятельностные
отношения, опосредованные системой
общественных ценностей и идеалов. Эта
ступень названа индивидуализацией

человек становится ответственным за
собственную самость.

Пятая
ступень
называется универсализацией
вход
в пространство в пространство обще- и
сверхчеловеческих, экзистенциальных
ценностей. Вхождение в новую общность
на каждой ступени развития подобно
новому рождению и сопровождается
сдвигом, качественным преобразованием
в системе отношений с миром, с людьми и
с собой. Поэтому, период вхождения в
новую общность и назван кризисом
рождения
.
Этап принятия партнерами друг друга и
новых обстоятельств своей совместности
назван стадией
принятия
.
К концу стадии принятия индивид осваивает
новые способы взаимодействия с партнером
до такой степени, что обнаруживает
способность самостоятельно строить и
налаживать данное взаимодействие.
Кризис развития со-бытийной общности
обнаруживается как разрыв между
индивидуальной и совместной формами
деятельности и сознания. В кризисах
развития взрослый ориентирует ребенка
на поиск новых способов самоопределения,
на освоение нового слоя своей самости.
Пост кризисная стадия развития общности
– эта стадия освоения
субъектом собственной отдельности и
единичной самости внутри данной общности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник