Развитие незрячего ребенка до года

Развитие незрячего ребенка до года thumbnail

Стоит ли описывать чувства родителей, в семье которых появился незрячий и слабовидящий ребёнок. Как воспитывать и развивать такого малыша, как он будет ориентироваться в пространстве и общаться со сверстниками, что ждёт его в будущем — ответы на эти и другие вопросы мы получили у Алексея Орлова, автора незрячего гид-проекта «Осязаемый Петербург», консультанта родителей незрячих детей по вопросам развития и воспитания.

Развитие незрячего ребенка до года

— Когда я с вами начала переписываться, зная, что вы незрячий, была удивлена, как быстро вы отвечаете на сообщения. А насколько сейчас интернет-сайты, сервисы, программы адаптированы для слабовидящих и незрячих людей?

— Однозначной оценки дать невозможно. Для незрячих и для слабовидящих требования к уровню адаптации разные. Существует государственный стандарт, в котором прописаны критерии адаптации сайтов для незрячих и для слабовидящих. К сожалению, данный стандарт не доведён до ума и требования, удобные для незрячих, не всегда удобны для слабовидящих. В категориях софта существуют программы экранного доступа, озвучивающие всё, что вы видите на экране. Примером хорошей адаптации служит сайт «ВКонтакте». В сентябре 2016 года один из незрячих создал петицию, направленную на создание доступной среды для незрячих в VK, просьбу удовлетворили через пару месяцев. Нельзя сказать, что все русскоязычные сайты отлично адаптированы для незрячих и слабовидящих. Есть к чему стремиться.

Развитие незрячего ребенка до года

— Вы создали некоммерческий социальный проект «Тифлопедагогика Герцена» — помощь родителям», объединивший информацию об организациях, связанных с помощью незрячим и слабовидящим людям любого возраста. Как вы к этому пришли и на что стоит обратить особое внимание в проекте?

— Я начал собирать для своей девушки научные материалы, связанные с тифлопедагогикой. В процессе сбора информации столкнулся с проблемой: в интернете не нашлось никакого единого централизованного ресурса, который бы был посвящен дисциплине «Тифлопедагогика». Я собирал материалы фактически по крупицам, а затем решил, что пора выводить знания, связанные с методикой преподавания и обучения незрячих, в свет. Так появилась группа. В проекте родителям незрячих и слабовидящих, тифлопедагогам и реабилитологам следует обратить внимание на лёгкую доступность книг, статей. Наши читатели часто обращаются ко мне, как к незрячему человеку, за помощью и советом по развитию и воспитанию незрячего ребенка. В вопросы, касающиеся слабовидящих, я не лезу.

— Когда незрячий узнаёт, что он незрячий или слабовидящий?

— Когда ему об этом скажут. Отношение к дефекту формируется обществом. Если ребенка воспитывают как обычного человека, не гиперопекают, наделяют его всеми обязанностями — вырастает образованный и мобильный человек, способный трудоустроиться, создать семью и приводить в восторг своей деятельностью окружающих.

— Что вы посоветуете родителям, которые только узнали о такой особенности своих детей? Где искать нужных специалистов, педагогов, врачей?

— Не паниковать. Читать Озерова В. Д., например, в книге даются инструкции как и что делать. Не слушать отрицательные или осуждающие сплетни родственников, контактировать с библиотеками для незрячих и слабовидящих, провести мониторинг существующих реабилитационных центров. В интернете всё это есть. Читайте Озерова В. Д. «Беседы с родителями незрячих детей», изучайте материалы, обращайтесь ко мне.

Развитие незрячего ребенка до года

— Как растить и воспитывать незрячего ребенка? В чем незрячий ребенок нуждается прежде всего? Как могут родители мешать?

— Воспитывать незрячего ребенка нужно так же, как и зрячего, но есть отличия, описанные у того же Озерова. Автор на своём примере рассказал, как воспитывал своего незрячего ребенка. Незрячий ребёнок нуждается в адекватном и в полноценном отношении родителей к нему. Тактильное общение, подвижные игры, положительная звуковая обстановка, приятные ароматы, любовь матери и отца — это главное до шести лет. Зрячие мешают незрячему только гиперопекой, желанием сделать что-то за него. А потому, если в доме бабушка или дедушка, которые балуют незрячего или слабовидящего, — переселяйтесь в другой дом. Чем самостоятельнее будет ребенок, тем легче и приятнее с ним будет общаться, когда он вырастет.

— С помощью чего незрячие дети познают мир?

— Незрячие дети познают мир с помощью тактильных книг, подвижных игр, шрифта Брайля, музыки, звуковых игрушек, компьютера, окружающего мира в целом. Тактильные книги находятся в библиотеках для незрячих. Тифлокомментарии (краткие сообщения о событиях, происходящих на экране, например, куда человек пошёл, описание внешнего вида героя) к мультфильмам можно скачать в интернете.

Развитие незрячего ребенка до года

— Как незрячие малыши ориентируются в пространстве и осваивают бытовые навыки? Зачем незрячему малышу нужна трость и какая?

— Незрячие ориентируются в пространстве на слух, тактильные ощущения, запахи. В три года незрячий ребенок должен свободно перемещаться по дому, уметь ходить не за руку, но процесс адаптации у каждого свой. Качество освоения бытовых навыков происходит за счет усердия родителей. Осваивают на ощупь, на память, на основе устных объяснений. Трость — это продолжение руки. К трости можно начать приучать ребенка с трех лет, но только в игровой форме, чтобы не развить у малыша агрессивного отношения к этому предмету.

Читайте также:  Папка передвижка роль игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста

— Как родителям нужно следить за режимом сна незрячих детей? Какие сны видят незрячие?

— Родителям нужно следить за режимом сна незрячего так же, как они следят за режимом сна зрячих детей. Следует выработать четкий график или распорядок действий, который не следует нарушать. Об этом подробно написано в книге М. Брамбринг «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье» (2003).

Если незрячий от рождения, то сны он видит такие же, как и зрячий, но без визуального ряда (звуки, вкус, эмоции, осязание).

— Как рисуют незрячие дети и играют в игрушки, в том числе и компьютерные?

— Зависит от возраста. Малыши рисуют на ощупь, на специальной бумаге. Рисуют острым предметом, чтобы проследить линию, а затем внутри контура закрашивают мелом или краской. В компьютерные игры незрячие начинают играть примерно с десяти лет. О компьютерных играх рассказано на сайте «Тифлокомп».

Развитие незрячего ребенка до года

Картина незрячей художницы Татьяны Семёновой «Лев и собачка»

— По каким признакам незрячие дети узнают свои игрушки?

— Форма, вес, материал, звуки, запахи. Всё, кроме внешнего вида.

— Какие плюсы незрячим даёт детский сад?

— Самостоятельность, принятие быстрых решений в разных ситуациях, участие в команде, умение постоять за себя, в том числе и перед зрячими.

Развитие незрячего ребенка до года

— Где и на кого учатся незрячие и слабовидящие в Петербурге? Кем работают?

— ВУЗы доступны незрячему все. Учатся в школе им. К. К. Грота. Основные профессии: музыкант, массажист, программист, юрист. Нестандартные, на моём примере, — гид по городу, учитель в детском саду, автор бизнес-тренингов.

— Как незрячие и слабовидящие школьники проводят досуг?

— Форма проведения досуга незрячих ничем не отличается от формы проведения досуга зрячих. Зависит от развитости. Одни играют в музыкальные интеллектуальные игры, а другие выпивают, наслаждаясь солнышком после уроков.

— С какого возраста следует учить незрячих детей ходить в магазин самостоятельно? И как дети определяют денежные купюры?

— Незрячий должен уметь ходить в магазин и покупать товары с 10 лет. Оплата банковской картой. Минус купюр: дать отложенную купюру можешь, а сдачу проконтролировать нет. Если попытаются обмануть, вбив большую сумму, — это легко проследить через мобильный банк.

Развитие незрячего ребенка до года

— С какого возраста незрячий подросток должен уметь перемещаться по городу самостоятельно?

— Я начал по городу перемещаться с 15 лет.

— Нужно ли незрячим предлагать помощь? И как это правильно делать?

— Зависит от вашего настроения. Подойти к незрячему, устно предложить ему помощь. Если согласиться — спросить как лучше: взять его за руку или пойти рядом, подсказывая куда повернуть и предупреждая о препятствиях. Если незрячий ответил отрицательно — идите далее, выбросив это событие из головы. Ваша миссия выполнена.

— Что делается в Петербурге для незрячих и слабовидящих?

— То же, что и в других городах: создаётся доступная среда (звуковые светофоры, говорящие информаторы в транспорте, банкоматы; ведётся работа по обучению особенностям взаимодействия персонала в сфере различных услуг с незрячими).

Развитие незрячего ребенка до года

Источник

7 декабря 2009, 23:01

Продолжение
В прошлом номере мы рассказывали о методах диагностики нарушений зрения у маленьких детей. Но вот обследование позади, и, увы подтвердились самые худшие подозрения: малыш не видит или видит очень и очень плохо. Услышав роковой диагноз, родители испытывают настоящий шок: боятся лишний раз подойти к крохе, потревожить его покой. Как общаться с ребенком, который тебя не видит? Как учить. воспитывать его? Оказывается, учить слепых детей на первом году жизни не только можно, но и обязательно нужно.
Как это делать, мы попросили рассказать сотрудника Института Коррекционной педагогики Марину Эдуардовну Бернадскую:
– Когда родители узнают о том, что ребенок имеет какое-то серьезное нарушение зрения они пытаются спасти зрение и много времени уходит на решение медицинских вопросов: поиск, врачей, операции т.д. На это уходит очень много времени и сил, и в итоге лишь к концу первого года, а то и на втором у родителей, наконец появляется возможность и силы заняться развитием малыша. очень много времени тратится зря, и наверстать упущенное бывает непросто.
– Когда можно начинать заниматься со слабовидящим или слепым ребенком,?
– Все дети рождаются с незрелой зрительной системой, и лишь к трем месяцам острота зрения у здорового малыша становится достаточно высокой. И до трех месяцев незрячий ребенок поведенчески ничем не отличается от зрячего. И именно в этот период, в первые недели и месяцы жизни занятия принесут наибольший эффект.
Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.
– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.
– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.
– А движения? Слепые дети осваивают их самостоятельно или им нужна помощь?
– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и вы пускать его, это тяжело
– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.
– Какие еще занятия можно порекомендовать для двигательного развития слепого ребенка?
– Очень полезно плавание. Причем лучше всего, чтобы это было совместное с мамой плавание в ванной. Занятия плаванием хорошо развивают мышечный аппарат помогают малышу познавать свое тело.
– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.
– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.
– А тактильные ощущения, как развивать их?
– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.
– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?
– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.
– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?
– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.
– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.
– Что еще может быть полезно для развития слепого ребенка?
– Очень хорошо, если в доме есть домашние животные. И не только в плане эмоционального развития. Ведь для слепого малыша предметы возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. А когда в доме животное, он слышит, как то приближаются или удаляются его шаги, как мяукает в соседней комнате кошка, лакает воду из миски собака… То есть, у него формируется представление о том. что, если предмет исчез из его непосредственного окружения, он не перестал существовать.
– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.

Читайте также:  Зачатие и развитие ребенка в утробе видео

Источник