Развитие наблюдательности и внимание у ребенка

Развитие наблюдательности и внимание у ребенка thumbnail

Любовь Ахметдинова
Как развивать внимание и наблюдательность ребенка?

В силу возраста дети не способны сосредоточить внимание произвольно. Особенно это касается обучающихся младших классов, которым в один момент интересно все. Родители часто задаются целью привить ребенку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путем интересных игр и постоянного контроля.

Внимание младшего школьника в первую очередь базируется на наблюдательности.

Наблюдательность — наиболее важный компонент внимания не только на этом этапе, но и в последующие периоды. С другой стороны, внимание вовсе не исчерпывается одной лишь наблюдательностью.

Наблюдательность младшего школьника легче всего выявить и проанализировать, когда ребенок описывает какой-либо предмет или явление.

Для проверки ребенку предлагается как можно полнее описать знакомый и незнакомый предметы. Если ребенок прежде не видел предмет и как им действовать, ему не удастся многое рассказать о нем. Чем менее знаком тот или иной предмет, чем он замысловатее, тем больше возникнет затруднений при его описании, тем поверхностнее и беднее оно будет.

Отметьте, сколько признаков удалось обнаружить ребенку в малознакомом предмете.А вот с хорошо знакомым предметом дело будет обстоять намного проще: ребенок отметит и форму, и материал, из которого изготовлен предмет, и для чего он необходим. Запишите, сколько деталей и признаков отметил ребенок в хорошо знакомом предмете и сравните результат.

Начало всех начал — научить детей правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы.

Игры для развития внимания – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у обучающихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.

Игра «Запомни, что за чем». Разложите в линию на столе различные предметы (картинки) и предложите ребенку запомнить, в каком порядке они лежат. Потом предложите ему покружиться с закрытыми глазами, а сами тем временем поменяйте предметы местами. Попросите восстановить прежний порядок.

Игра «Узнай меня». Разрежьте любую картинку с изображением животного или героя из знакомой сказки и попросите по одному из фрагментов узнать того, кто нарисован на картинке. После чего предложите собрать из фрагментов картинку.

Игра «Красное — черное». Покажите по 5 изображений предметов с красными и черными фрагментами, уберите и попросите записать названия предметов в 2 столбика. Предварительно проведите над первым столбиком красную черту, над вторым — черную (столбики можно не подписывать). Слова (существительные) в столбиках могут быть любого рода — мужского, женского или среднего.

Усложните условия игры. Покажите ребенку в течение 5 минут как можно больше предметов и предложите сгруппировать их по общему признаку (форма, цвет, начинаются с одного звука, относятся к одному роду и т. д.).

Например,составить следующие списки предметов:

1) только определенного цвета;

2) любого цвета, название должно начинаться со звука А;

3) относящихся только к деревьям;

4) только круглой формы и т. д.

Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.

Игра «Угадай звук». Вы скрываетесь за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача ребенка – определить и рассказать, что он услышал.

Можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.

Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек, бусин, мозаики. Кладете перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.

По мере развития внимания картины усложняются. Выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

Читайте также:  Центр развития ребенка 70 полевской

Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учат ребенка переключаться. Перед ребенком положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дать синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.

Можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.

Хорошо развитое внимание поможет детям легче освоить учебную программу. Простые приемы, упражнения и игры делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

Источник

Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.

Развитие наблюдательности и внимание у ребенка

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Читайте также:  Программа детство игра как особое пространство развития ребенка

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

развитие внимания у детей: упражнение «Назови цвет»

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Читайте также

  • Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
  • 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
  • 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →

Источник

Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).

Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление — внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.

Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольниковявляется непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.

В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.

Читайте также:  Общение основное условие развитие ребенка

Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.

Уважаемые, родители!

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.

Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.

Примерные задания,игровые упражнения:

Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.

Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».

Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».

Развитие устойчивости внимания: «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».

Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».

Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.

Задания на развитие устойчивости внимания: лабиринты, переплетенные линии.

Развитие мышления и внимания: Подобрать «заплатки» к коврику.

Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).

«Предмет и его тень».Задание: найти тень каждого предмета.

Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».

Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».

Развитие наблюдательности и внимания: Нарисовать личики-эмоции по образцу.

Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».

«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».

Развитие логики и внимания: «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».

Развитие счетно-математических способностей и внимания:

Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.

Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».

Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».

Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».

Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».

Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.

Развитие понятийного мышления.Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.

Успехов вам!

Литература:

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.

2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.

3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 123с.

4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/Д: Феникс, 2011.- 446с.

Юрчук Е. Н. педагог-психолог

Источник