Развитие моторики ребенка с рда

В данной публикации мы ознакомим Вас с некоторыми видами деятельности и упражнениями для развития мелкой моторики, которые могут оказаться полезными для родителей и специалистов, работающих с аутичными детьми. 

Некоторые из описанных в статье упражнений могут также использоваться для занятий с детьми с иными особыми потребностями.Упражнения на развитие моторных навыковс использованием манипулятивных предметов.Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. 

Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы.

Представленные ниже виды деятельности предполагают использование манипулятивных предметов, которые поддержат развитие навыков мелкой моторики у ребенка и помогут сформировать силу и ловкость в руках, необходимые для того, чтобы держать карандаш и ручку правильно.

Виды деятельности для развития мелкой моторики.

•    Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.

•    Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох), используя исключительно кончики пальцев.

•    Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.

•    Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.

•    Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.

•    Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детейна формирование силы рук.

•    Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для «растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).

•    Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т.п., а также в играх на счет.

•    Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство между ними.

•    Использование мелких отверток.

•    Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т.п.)

•    Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.

•    Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.

•    Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.

•    Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.

•    Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.

Занятия с использованием ножниц.

Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.

•    Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.

•    Изготовление резного края плотной бумаги.

•    Разрезание ножницами пластилина.

•    Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.

Сенсорные виды деятельности.

Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.

•    Ходьба «крабом».

•    Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т.п.).

•    Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.

•    Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.•    Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью, рисом и т.п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами. Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.

Переход средней линии.

На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей:

•    Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.

•    Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.

•    Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений

.•    При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.

Читайте также:  Роль пальчиковых игр в речевом развитии ребенка

Упражнения на разработку навыков письма.

Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.

Устойчивость и равновесие тела.

Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.

•    Ходьба «крабом»

•    Отжимания от стены

•    Шведские стенки

•    Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках

•    Игры с пластилином

Навыки мелкой моторики.

Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).

•    Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков:- начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;- попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз;- обведите каждую фигуру как минимум 10 раз;- затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.

•    Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.

•    Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета.

•    Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.

•    Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.

•    Рисование на мольберте. 

Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.Зрительно-моторный контроль.

Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.

•    Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.

•    Поиск скрытых изображений на рисунках.

•    Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).Зрительно-моторная координация.Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения, направления, а также в ощущении положения в пространстве.•    Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.

•    Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким.

•    Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под содовой) при помощи небольшого мяча.

•    Удары по надувному шарику среднего размера.

Источник: https://autismacitivties.blogspot.com.tr/2007/05/activities-with-fine-motor.html

материал отсюда https://rsscat.ru/cat9/feed2453.html

Источник

Елена Бородулина
Развитие тонкой моторики у детей с РДА.

У детей с аутизмом необходимо совершенствовать ручную моторику. Это способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и развитию речевой функции, подготовке детей к овладению письму.

Упражнения, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев, способствуют приобретению тонкомоторных навыков. Различные функциональные области находятся во взаимодействии. Это и имитация, и восприятие, и владение телом, и координация действий рук и глаз.

С помощью упражнений по развитию тонкой моторики достигаются следующие цели:

-контроль движения рук и пальцев,

-самостоятельное хватание рукой,

-целенаправленное оперирование предметами,

-координирование использования рук.

Хороший контроль движений рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков. Необходимой предпосылкой для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой, является осознание управления движениями рук и пальцев.

Можно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: гимнастику и специальные игры для пальчиков: лепку, рисование, вырезание из бумаги и аппликацию; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон: конструирование и др. Естественно, что при этом учитываются состояние ребенка, и ему не дают иглу или ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен: не работают с пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот.

Педагог должен помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными: следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что делается.

Вначале показать упражнение и объяснить, как его выполнять. Затем выполнить упражнение вместе с ребенком, называя при этом действия. Предложить ребенку выполнить упражнение самостоятельно, без участия взрослого. С развитием моторики будут развиваться внимание и память.

По возможности использовать сюжетный комментарий, что помогает более длительное время удерживать внимание ребенка на задании.

Обязательно эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Незаметно для себя, играючи, дети начинают вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности: ведь это маленький театр, и так же как любой театр, приносят радость ребёнку.

Читайте также:  Психическое и физическое развитие ребенка галанов

Речь и движения рук взаимосвязаны между собой. Образно говоря, речь ребёнка находится на кончиках пальцев его рук, и если постоянно выполнять специальные упражнения, он гораздо раньше начнёт произносить слова, обычно трудные для этого возраста.

Заниматься пальчиковыми играми можно с детства, практически с грудного возраста дома, в яслях и детских садах. Как правило, движения рук дополняют стишки, сказки, песенки. Нельзя принуждать ребёнка к участию в пальчиковых играх. Если у ребёнка нет опыта в подобных занятиях, он может отнестись к ним недоверчиво. В этом случае лучше отвлечь его внимание другими играми, но потом обязательно вернуться к пальчиковым играм.

В пальчиковые игры можно играть как одной, так и двумя руками. Дети от года до двух лет лучше воспринимают упражнения, выполняемые одной рукой. С трёхлетнего возраста можно осваивать игры двумя руками (например, одна рука изображает домик, а другая — вбегающую в него кошку). Дети в четырёх-пятилетнем возрасте предпочитают игры, богатые событиями. Они охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме, а старшие ребята любят оформлять игры мелкими предметами (например, шляпа из бумаги, косыночка, шарик.).

Пальчиковая игра может оказать практическую помощь: она развлекает ребёнка во время вынужденного длительного ожидания или отвлекает от неприятных. ощущений во время каких-либо процедур (чистка носа, ушей и т. д.).

Не нужно бояться экспериментировать, придумывать самостоятельно или вместе с детьми новое содержание песенок, рифмовок. Можно подбирать движения к знакомым детям стихотворениям. При этом желательно как можно чаще называть имя ребёнка, а также близких и знакомых ему людей.

Пальчиковые игры оказывают оздоровительное воздействие на весь организм в целом. По мнению японского учёного Н. Токухиро, тренировка и массаж мизинца улучшают деятельность сердца. Укрепление безымянного пальца нормализует функцию печени, а среднего — снижает артериальное давление. Люди со слабыми указательными пальцами рук обладают сильной волей, так как развитие этого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Для чего же нужны пальчиковые игры?

они активизируют моторику рук ребёнка;

развивают речь;

способствуют развитию творчества;

способствуют приобретению навыков в письменной речи;

помогают снять психическое напряжение на занятиях;

укрепляют здоровье, хорошее самочувствие и настроение ребёнка и взрослого.

Во время проведения пальчиковых игр можно воспользоваться некоторыми практическими советами:

каждый раз, прежде чем проводить игру с детьми, необходимо выучить самому текст рифмовки и отрепетировать движения. Можно использовать текст, записанный на кассету;

текст должен быть кратким, с быстро меняющимися событиями, тогда движения будут выполняться легко, динамично, в нужном ритме;юмор и весёлое расположение духа должны сопутствовать игре;к текстам рифмовок нужно относиться творчески, непонравившиеся фрагменты текста можно заменить другими, поддерживающими ритм стихотворения, придуманными самим взрослым или детьми.

Взрослые часто относятся к пальчиковым играм, как к несерьёзному занятию. Это связано с тем, что с возрастом теряется непосредственное восприятие, которое даёт игра в детстве. Не нужно отбрасывать игру, к которой взрослый отнёсся с сомнением. Дайте возможность детям самим определить её достоинства.

Источник

Злобина Наталья
Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС

Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС

Из опыта работы Злобиной Натальи Александровны,

воспитателя МАДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г. Емвы

Известный нейрофизиолог Владимир Михайлович Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и тонких движений пальцев рук говорил «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

У детей с РАС очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно — двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в тех видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как, рисование, лепка, одевание, шнуровка и др. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе мы используем различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.

При работе с ребёнком РАС используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС проводим систематически, по 5-10 минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально.

Пальчиковые игры с крупой

1. В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер — сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.

4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

Читайте также:  Взрослые не играют решающей роли в развитии общения ребенка со сверстниками

5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.

6. Смешиваем в миске различные крупы. У меня макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.

7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.

В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия, мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. Ребёнок с удовольствием включается в игру: перебирает пальчиками крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивает в крупе различные игрушки.

В своей работе с ребёнком РАС применяем морскую соль для развития мелкой моторики и оздоровления. Работа с морской солью:

снимает мышечную напряжённость;

успокаивает нервную систему;

устраняет проблему органов дыхания;

развивает мелкую моторику.

Нетрадиционная форма работы с морской солью вызывает у ребёнка положительные эмоции.

Используя цикл упражнений с морской солью для пальцев и кистей рук, которые направлен на развитие мелкой моторики и оздоровление ребёнок осваивает основные движения (сжимание, разжимание, постукивание, вращательные движения указательными пальцами, потирание ладонь о ладонь, пересыпание).

Упражнения для пальцев и кисти руки:

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

«Солим суп»

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

«Бурим скважину»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.

«Кошечка»

Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.

«Дождик»

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

«Топотушки»

Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.

«Грозовая туча»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

«Пальчики здороваются»

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

«Сооружаем горку»

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

«Вышла курочка гулять»

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Описание: пальцы щипают соль.

«Ищем клад»

В емкости с солью ребёнок отыскивает крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, детали «лего» и т. д.

«Строители»

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

“Художники”

Указательным пальцем на соляной поверхности ребёнок рисует различные предметы.

Использование необычного сочетания пальчикового тренинга и морской соли – несложный и доступный вид деятельности для ребёнка с РАС, очень интересный и увлекательный. Ребёнок с удовольствием играет и одновременно происходит не только формирование мыслительных и психических процессов, но и укрепление здоровья ребёнка.

Следующий метод, который мы используем в коррекционной работе с ребёнком РАС — Су — Джок терапию. Это один из методов лечения и профилактики восточной медицины. Он оказывает воздействие на биоэнергитические точки для активизации защитных функций организма и направлен на воздействие на зоны коры головного мозга. Приёмы Су-Джок терапии сопровождаем забавными стишками, потешками, сказками. Ребёнок с удовольствием использует массажёр: колечки-пружинки, массажные шарики — «ёжики». Шариком стимулируем зоны на ладошках, а массажные кольца надеваем на пальчики.

Игровые упражнения в стихах

1. «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке)

2. «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать)

3. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком)

4. «Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика)

5. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем)

6. «Друзья»

Вместе пальчики друзья.

Колечко катим, ты и я.

(Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных, на два мизинца)

7. «Кручу — верчу»

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой — средний, безымянный — большой и т. д)

8. «Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам)

Шары – «ёжики» с колечками благотворно влияют на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Система упражнений по развитию мелкой моторики улучшают тонкие движения пальцев и кисти рук. Они приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений рук, одновременно развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память.

Источник