Ребенок отстает в развитии ему 2 5 года

Ребенок отстает в развитии ему 2 5 года thumbnail

Признаки отставания развития ребенка в 2 года Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.

    Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?

  5. Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
  6. Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
  7. Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
  8. Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Источник

анонимно, Мужчина, 36 лет

Ребёнку 2,5 года. (2-е кесарево, старшей дочери 11 лет, с развитием все нормально, отличница, призер олимпиад). Проживаем в Саратовской области.
Патологий, травм, не было. Пошла в 11 месяцев, правда до этого ползали с неохотой.
Не говорим, только «па-па-па» и то без обращения, редко говорит «мама». Иногда в порыве злости говорит «да» или «дай», «я-я-я», если что-то требует, «ди» (уйди), при этом может оттолкнуть.
На имя откликается 50/50, просьб не выполняет (за крайне редким исключением). Указательного жеста нет. Если что-то нужно – берет за руку и ведет или может принести предмет, например пульт или телефон, если хочет, чтобы ей включили мультики. Поведение в общем сильно отличается от других деток в первую очередь в плане общения, взаимодействия и концентрации внимания.
Самостоятельно не кушаем, хотя ложку держит и иногда может поковырять в тарелке. К горшку относимся прохладно, можем на нем посидеть минут пять, но без результатов. Хотя перед тем, как сделать дела снимает трусики. Пару раз получилась сводить на унитаз с детским сидением, работаем в этом направлении.
Радуется, когда приходит мама (если была, например у бабушки). Любит мультфильмы, восторгайся бегая по кругу, бегает на одном месте на цыпочках и машет ручками. Недавно начала пританцовывать под музыку.
В глаза смотрит, но часто отрывисто (хотя от 1 года до 1,5 зрительного контакта почти не было).
Любит играть со старшей сестрой в догонялки, прятки, катается у нее на спине. Любит обниматься, целоваться. Любимое занятие – бегать из угла в угол. В ролевые игры с куклами, мягкими игрушками не играем. Можем покормить из игрушечной чашки маму или папу.
Сложно концентрирует внимание, может посмотреть на карточки с предметами или цветами секунд 5-10 и убегает. Обучение, честно говоря, не складывается. Либо мы что-то не так делаем.
Примерно с 2-х лет начались периодические истерики. Приходим домой с прогулки, мама не включает мультики или не пускает выйти на лоджию побегать – падаем на пол, бьем все вокруг ногами.
Со сверстниками отношения спокойные, может просто игнорировать, может вместе пособирать камушки.
С 1,5 лет наблюдаемся у невролога, но особого толка пока нет, приходим на приемы раз в 2 месяца, получаем ответ, что пока рано делать какие-то выводы о диагнозе и причинах, получаем список препаратов. Предварительный диагноз – ЗПРР. К психиатру говорит идти рано по возрасту. ЭЭГ не получится сделать ввиду высокой активности.
Несколько месяцев назад были в муниципальном центре психолого-педагогического сопровождения. Нас посмотрели дефектолог и два детских психолога. Ничего конкретного о диагнозе и причинах сказать не смогли (ну это по сути и не их задача), на аутизм сказали не похоже. Посоветовали больше работать с телом, делать зарядку, развивать моторку, ловкость и т.д.
Время уходит, а особой динамики в поведении не наблюдаем (возможно это и наша вина в том числе). Бабушки и дедушки просят не приставать к ребенку, мол все придет со временем. Но сидеть сложа руки не выход.
Хотелось бы понять, что нам дальше делать, куда обращаться, чтобы помогли определить причину и меры, которые необходимо или возможно предпринять, чтобы помочь нашей девочке развиваться?
И какие общие рекомендации, так и советы по конкретным учреждениям и специалистам, где могут помочь?
Заранее спасибо!

Читайте также:  Задержка у ребенка моторики развития

Источник

У всех детки разные и «ответ», то есть реакция организма на препараты разные. Поищите хорошего неврлога, он вам и назначит лечение.

оля

Неврологи назначают ноотропы…Ребенок пропил много лекарств.

~Belka~

А сам интеллект сохранен? Что дефектологи говорят????

Нам скоро 2. Но ни одного слова.

Нам все подряд говорят что придёт время и заговорит. Что просто такой ребенок.

лилек-мотылек

у моей подруги сын в 3 года заговорил

оля

У нас в крае дефектологов нет.

ShadyLady

Панику пока не подниайте, занимайтесь с ребёнком дальше, рано или поздно заговорит. У моей подруги ребёнок до 3-х лет тоже не говорил, хотя беременность и роды были лёгкими. С 3-х лет началось что-то вроде попыток говорить, но понимала его только родная мать. С 4-х лет понимать его уже стали всё, но речь конечно была ужасная, много букв не проговаривал, слова коверкал. В 5 лет подруга отдала его в логопедический детский сад, вот тут произошёл наконец-то прорыв, речь стала четкая и ясная. Сейчас ему уже 11 лет, здоровенный парень, говорит как все, даже и не скажешь, что у него в детстве были проблемы с речью.

оля

Через пол года будет 3,вряд-ли заговорит.Он даже по своему детскому лепету не говорит. Радует одно,не все конечно, но по большей части все понимает.

Gretta25

Есть дети, которые до 3-4 лет ничего не говорят (у моей соседки такая девочка). Радуйтесь даже малейшим достижениям своего ребёнка и любите таким, какой он есть, а не таким, каким должен быть. От мамы тоже очень много зависит.

fetica

если врачи лечат значит тут не просто ждать когда заговорит, мой заговорил после 3х, но нам ничего не назначали, у кумы малыш с задержкой развития речи, лечатся с года примерно, ему 4 — мама папа говорит и имена может сказать, толчок к прорыву в речи дало лечение с дельфинами — 10 занятий, ребенок изменился на глазах. Попробуйте. Все будет хорошо.

оля

Ребенок с 2 лет ходит в сад….думала будет толчок..но нет к сожалению

iWant_to

Попробуйте логосад.

С логопедом, дефектологом занимаетесь?

оля

Конечно, с логопедом занимались, и не с одним….Ребенок игнорирует

iWant_to

У моей давней интернет-знакомой ребенок не говорил, в полтора года начала бить тревогу. Все ей писали: «к трем заговорит». Как хорошо, что она никого не послушала! С 1,8 они занимаются с логопедом, с дефектологом, лежали уже минимум дважды в неврологии по этому поводу. Всякие ЭЭГ, Томограммы и пр.делали. Регулярно препараты. Развивающие занятия, массаж, пальчиковые гимнастика (много!)

Он тоже не говорил даже «мама». В результате занятий в 3 года говорил слов 10; 3,5 года начал говорить первые слоги слов. И в 3,7 дали им логосад. И сразу большой прогресс. Стал говорит упрощенно короткие предложения, опять же, многое первыми слогами, сокращая, но говорит. Сейчас ему 4,3. Пока все в стадии предложений из 3-4 простых слов.

Читайте также:  Пмпк и ее роль в предупреждении в развитии ребенка

Но они занимаются постоянно.

Вроде дефектолог им больше всего нравится. Именно благодаря этому специалисту мальчик научился показывать цвета, формы, цифры, буквы.

Ставили им ЗРР, алалию, ЗПР.

Gretta25

Знаю, что соседка колола Кортексин после 3-х лет.

Дельфины ооочень помогают, прям прорыв в развитии происходит. Моя бывшая начальница писала в СС, как им дельфины в лечении сына помогли. Но у них куча диагнозов и куда они его только не возили. Китай с иглотерапией тоже супер-вещь.

Слух! Обязательно проверьте слух. Знаю ребенка,мама беспокоилась,а се отмахивалист,к 3 зсговорит,а потом оказалось,что ребенок слышит только самые низкие звуки,типа гудения самолета.

  • Нравится

    1

Юльхен

Не сидите и не ждите у моря погоды! Неврологический ребенок сам себя не вылечит! Обязательно посетите хорошего невролога, пусть назначит поддерживающую терапию. Совсем не обязательно ноотропы! Витамины и аминокислоты тоже хорошо питают мозг и мышцы (а язык — это прежде всего мышца!). Найдите логопеда и дефектолога. Если ребенок игнорирует логопеда — значит тот просто не нашел к ребенку подход! Ищите «своего» специалиста. Без хорошего логопеда, увы, вряд ли что-то удастся сделать

Плюсуюсь к дельфинотерапии! Но! Если представить, что наш мозг — это коробочка, то дельфины — это ключ, помогающий её открыть. А вот вытащить наружу знания, заставить применять их — это каждодневный, упорный, систематический труд МАМЫ и приглашенных специалистов.

В Китай — только если у вас нет эпилепсии, что подтверждается мониторингом ээг. Иначе настимулируют вам там… Ну и дорого в Китае

  • Нравится

    3

Opal'naya

Оля, к специалисту, конечно, сходите,чтоб оценить общее развитие (знает ли цвета, как реагирует на команды). Однако моему 2 и 10, тоже говорит только свое, в основном. При этом в два с половиной вообще болтал мало: прорыв наметился только в последние месяц-полтора! Логопед сказала, что сейчас это норма и будет заниматься с ребенком только после 3-х лет.

Оля2777

Плюсуюсь к проверке слуха. Это может быть одной из причин задержки речи.

Gretta25

Юльхен, вот у сына моей начальницы как раз-таки эпилепсия, дцп и ещё куча всего. Но ехали они в Китай к проверенным специалистам. 2 раза по 2 месяца. Это безумные деньги, но прорыв был колоссальный. Потом они его в Германию и Израиль возили. Ребёнка подняли практически до уровня нормальных детей. Но они с мужем жизнь посвятили этому ребёнку.

Strawberries

Ну и что, мой старший сын тоже не говорил в 2,5)) зато в 3,3 теперь нее остановить… Иногда так хочется тишины. У нас в семье вообще никто не трещит без конца как радио, и дети в принципе не болтают без умолку. Важно чтобы ребенок вас ПОНИМАЛ, выполнял то, о чем его просят. Откликался на свое имя.

оля

Спасибо, всем. У нас нет такой возможности как Китай.

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

Читайте также:  Карта развития ребенка подготовительной группы

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.