Развитие мелкой моторики руки ребенка в продуктивной деятельности

Людмила Михеева
Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности (обобщение опыта)

Обобщение опыта

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности.

Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук.Поэтому я выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук через различные виды продуктивной деятельности»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог дошкольного образования начала развивать мелкую моторику с младшей группы, помогала в этом мне продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для развития мелкой моторики.

2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.

3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).

Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассеин.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».

В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.

В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания.В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. В средней группе я продолжила работу по развитию мелкой моторики. Весь год работал кружок «Мастерская гномика»

Мы познакомились со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, аппликация из цветной соли, оригами.

В старшей группе продолжает работать кружок «Мастерская гномика». Весь год решили посвятить квиллингу и изонити.

Организовывала работу

-как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,

-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,

-в свободной самостоятельной деятельности.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

В начале и в конце года проводила диагностику развития мелкой моторики. В конце младшей группы результаты были выше,но не так значительно: Низкий-48%, средний -52%, а на начало года низкий -60%, средний-40%.Кисти и пальцы некоторых детей приобрели подвижность, гибкость. Так как результаты не такие высокие в следующем году было решено провести родительское собрание с целью ознакомления родителей со значение мелкой моторики и различных техник аппликации. Формировать у родителей мотивации к работе с детьми — индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных. Было решено подготовить папки-передвижки, консультации для родителей.

К концу средней группы результаты были неплохими высокий -25%, средний- 60%, низкий-15%. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Читайте также:  Экспериментирование в экологическом развитие ребенка

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторикиу детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Каких результатов удалось достичь

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторикирук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики рук

-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-совершенствованию навыков учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

— пополнять копилку пальчиковых игр;

— следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

— осуществлять взаимодействие с семьей;

продолжить работу кружка «Мастерская гномика».

Источник

татьяна Кирилина
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности»

Воспитатели наблюдая за детьми могут отметить, что многие дети в дошкольный период неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Педагог дошкольного образования должен развивать мелкую моторику с младшей группы. В этом поможет продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельностиможно поставить перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для развития мелкой моторики.

2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.

3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Для совершенствования ручной умелости в младшей группе можно использовать: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассеин.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .

Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».

В младшей группе с детьми можно рисовать не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.

В лепке использовать разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учиться соединять детали путем примазывания, сглаживания.

Можно использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

Знакомить детей со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, аппликация из цветной соли, оригами.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторикиу детей дошкольного возраста дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук.

Читайте также:  Ребенок с проблемами развития как объект и субъект воспитания

Опыт работы многих педагогов показал, что планомерная работа по развитию моторикирук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики рук

-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-совершенствованию навыков учебной деятельности

Источник

Зоя Зубкова
Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности

Всем известно, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга – это проекции кисти руки. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. На всех этапах жизни ребёнка движения рук имеют, важную роль. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание (данные РАМН за 2012 г). Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Часто у ребенка возникает стремление быть таким же взрослым, как мама и папа, однако не все родители готовы принять такую позицию и запрещают ему манипулировать с предметами быта. При попытках ребёнка самостоятельно действовать с предметами, взрослые проявляют нетерпеливое отношение к детям. Это тоже будет тормозить процесс развития мелкой моторики рук. Двадцать лет назад, взрослым и детям,приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать бельё, штопать и вышивать и т. д. Сейчас проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, вымыть, связать, почистить, взбить и т. д. Родители покупают вместо ботинок со шнурками- ботинки на липучках, вместо рубашки- футболку, вместо куртки на пуговицах- куртку на молнии. Кроме того ребенок рано приобщается к компьютеру, как следствие происходит недоразвитие движений пальцев рук. Положение кисти рук на компьютерной мышке развивает ограниченное количество мышц. В результате, из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцами руки.

Работая во второй младшей группе несколько лет, отметила насколько, слабо развита моторика рук у малышей: пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, при сгибании одного пальчика, остальные выполняют аналогичное действие. У большинства малышей не сформированы навыки самообслуживания. А мы, педагоги, знаем, что уровень развития мелкой моторики руки – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Таким образом, эта проблема формирования мелкой моторики является социальной потребностью общества и работа в этом направлении своевременна и актуальна.Поэтому поставила цель: создать условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживание)деятельности.Для достижения эффективности в работе по этой теме наметила следующие задачи:1 создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую развитию мелкой моторики рук. 2 привлечь родителей к участию в мероприятиях по развитию мелкой моторики рук у своих малышей. 3вызвать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

1 Развивающаяся предметно – пространственная среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

2 Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении пособий, игр.

3 Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым пособиям, играм. Пальчики стали подвижнее, приобрели гибкость.

Работа по решению задач проводилась поэтапно:

1 этап (сентябрь-октябрь)

а) изучение педагогической и методической литературы поданной теме; б) изучение мнения родителей по данной проблеме;

в) создание необходимой предметно- развивающей среды.

2 этап, основной

(октябрь- май) Работа по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживании)выстраивалась в следующих направлениях:

а) в специально – организованной (кружок в рамка ООП ДОУ);

б) в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; в) с родителями – посредством консультаций, проведением мастер-класса, выставок совместных поделок.

3 этап (май) а) Анализ результатов по данной теме, перспективы дальнейшей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

В самом начале работы направила усилия на создание информационной базы данных по теме, изучила педагогическую и методическую литературу, опыт других воспитателей, наблюдала за детской самостоятельностью детей. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию детей нельзя решить без участия родителей. Как выяснилось, что многие родители понимают важность развития мелкой моторики руки, а как развивать не знают.Анкетирование родителей помогло определиться с главной цельюработы: повысить интерес и стремление родителей к участию в развитии мелкой моторики рук своих детей.

(приложение №1).

Ребёнка учит и воспитывает то, что его окружает. Для реализации поставленной цели и задач была обновлена и расширена предметно- развивающая среда. Начала свою работу с подбора и самостоятельной подготовки практического материала для развития мелкой моторики рук детей своей группы.Был собран материал: различные виды бумаги и фактуры, сделаны игры для развития для развития тактильных ощущений,материал для исследовательской деятельности. Игры являются очень важной частью в процессе формирования мелкой моторики рук. Поэтому подбираю такой игровой материал, который бы увлёк детей, заинтересовал, пробуждал интерес и желание играть. Не стремлюсь приобретать большое количество развивающих игр, много пытаюсь сделать своими руками. Важно чтобы эти игровые пособия были изготовлены на глазах у детей, с помощью их родителей. Достоинство их в том, что они не требуют какого- то специального материала. Они просты в изготовлении, но в то же время они красивы, эстетичны и безопасны (приложение №2). Весь этот материал помещён в уголке «умелые ручки» и постоянно обновляется с учётом освоения двигательных навыков рук. Полученные умения и навыки дети применяют в продуктивной деятельности в уголке рисования, который находится в шаговой доступности. Он оформляется результатами продуктивной деятельности детей.

Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук организовала через продуктивную,игровую и трудовую (самообслуживание) деятельность.

НОД в кружке провожу в рамках интеграции образовательных областей (приложение №3) В НОД кружка я использую салфеточную аппликацию. Она особенно положительно влияет на развитие моторики рук. Путём сжимания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура, приклеивая их на определённые места. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, если они видят коллективную работу, украшенную группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

В совместной деятельности с детьми в режимных моментах при проведении дидактических игр, игровых упражнений стараюсь использовать такие игровые приёмы, которые способствуют переходу ребёнка на более высокую ступень развития: обыгрывание ситуаций, сюрпризные моменты, приём неожиданного появления игрушек, сказочных героев, слушание детских песенок по тематике,решение маленьких проблем и т. д.

В игровой форме стала совершенствовать навыки самообслуживания, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время одевания и раздевания.

Успешность работы зависит от многих факторов, а именно от систематичности и регулярности, доступности и последовательности, от знания индивидуальных особенностей и от того насколько привлекателен материал.

Читайте также:  Методики музыкального воспитания в развитии ребенка

С родителями были проведена консультация: «О развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников». В родительском уголке поместила рекомендации по развитию мелкой моторики рук, а также памятки с описанием игровых упражнений. С родителями был проведен мастер- класс и как результат была организована выставка совместных поделок (приложение № 4).

Таким образом, в течение года создана привлекательная предметно- развивающая среда, которая побуждает малышей к активной игровой, продуктивной и трудовой (самообслуживание) деятельности. Родители с большим интересом приняли активное участие в изготовлении игровых пособий, в выставках, используя рекомендации воспитателей, памятки с описанием игр. В своей работе с детьми сделала вывод, что занятия аппликацией в нетрадиционной технике доступны младшим дошкольникам, позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети активно, с интересом играют в дидактические игры, с игровыми пособиями, сделанными родителей и воспитателей. Мои воспитанники стали более самостоятельны при одевании и раздевании, активнее в выборе игр, стали увереннее работать в знакомых техниках по аппликации. Пальчики приобрели гибкость, стали подвижнее. В дальнейшем планирую продолжать подбирать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и, расширять и обновлять предметно- развивающую среду нестандартным игровым оборудованием.

Используемая литература:

1. М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому /М. — Кара,1998 г.

2. З. А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. М. Просвещение 1992г.

3. О. Жукова. Развитие руки: просто,интересно, эффективно/дошкольное

воспитание№11,2006г.

4. Материалы интернет-сайтов.

5. М. Рузина. Страна пальчиковых игр — СПБ, 2000г.

6. Е. Шеповских. Развитие мелкой моторики // дошкольное

воспитание №5

Приложение №1

Анкета для родителей

на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Уважаемые родители!Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

— Да

Затрудняюсь ответить

— Нет

2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

— В младенчестве

— 3-4 лет

— 7 лет

3. Какие игры используете для развития моторики рук

дома?

___

___

4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?

— Крупа, природный материал

— Пуговицы, бусины

— Иголки, нитки

— Конструктор, мозаика

— Кубики, пирамидки, матрешки

5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

— В детском саду

— ТВ

— В интернете

— Подсказывает своя интуиция

6. Как ребенок выполняет задания игры?

— Пассивно

— Активно

7. Как ребенок воспринимает установку к игре?

— С первого раза

— Требуется многократное объяснение

— Требуется объяснение и показ действий

8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?

— Родительское собрание

— Мастер – класс

— Индивидуальная беседа

— Консультации в родительском уголке

— Никакая, информации хватает вполне.

9. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

— Да

— Не знаю

— Нет

Приложение №4

Приложение № 2

Приложение №3

Перспективный план кружковой работы во второй младшей группе.

1 КВАРТАЛ

ЦЕЛЬ:

*Учить соприкасаться поочерёдно пальчиками одной ладони о другую, начиная с большого пальчика, разводить пальчики в стороны и скрещивать, поочерёдно «шагать» указательным и средним пальцем правой и левой руки. *Учить сминать салфеточки, раскатывать в комочек, наклеивать по краям контура, по всему контуру.

* Развивать мелкую моторику, гибкость пальцев, тактильные ощущения.

Цикл НОД:

1. Знакомство с видами бумаги.

2. Знакомство со свойствами бумаги (обрывание, смятие, скатывание, разглаживание)

3.НОД: пальчиковая гимнастика «Есть у солнышка друзья», аппликация «Листочек», упражнения на развитие мелкой моторики рук (сортировка, пазлы, шнуровки).

4.НОД: пальчиковая гимнастика «Ежик», аппликация «Ежик», упражнения на развитие мелкой моторики рук. (сортировка, разные виды застёгивания, шнуровки).

5.НОД: пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5….вышел пальчик погулять», аппликация «Грибочек», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, нанизывание бус, колечек).

6.НОД: пальчиковая гимнастика «Посчитаем пальчики», аппликация «Кисть рябины», упражнения на развитие мелкой моторики рук (складывание салфеток, нанизывание бус, закручивание пробок,запускание волчков).

7.НОД: пальчиковая гимнастика «Посчитаем пальчики», аппликация «Овечка», упражнения на развитие мелкой моторики рук (прищепки,шнуровка,косичка).

8.НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Зажги лучики на солнышке», упражнения на развитие мелкой моторики рук (складывание салфеток, нанизывание бус,закручивание пробок, запускание волчков).

9.НОД: пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…вышел пальчик погулять», аппликация «Шубку зайчику одень», упражнения на развитие мелкой моторики рук (сортировка, разные виды застёгивания, шнуровки).

10.НОД: пальчиковая гимнастика «Моя семья», аппликация «Совенок», упражнения на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки, сортировка).

11.НОД: пальчиковая гимнастика «Считаем пальчики», аппликация «Снежный ком», упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды застёжек, шнуровка, сортировка).

2 КВАРТАЛ

ЦЕЛЬ:

*Формировать умение сгибать и разгибать пальчики, начиная с мизинца, с большого пальца.

* Упражнять в умении соединять концы полоски (бумаги, салфетки) в петельку, скручивать в жгутики; приклеивать на определенное место, чередуя по цвету.

* Развивать гибкость пальцев, переключаемость общих и мелких движений руки.

Цикл НОД

1.НОД: пальчиковая гимнастика «замок», аппликация «снеговик»,упражнения на развитие мелкой моторики рук (разные виды шнуровок, застёжки: пуговицы, кнопки, молния, ремешки, липучки).

2.НОД: пальчиковая гимнастика «семья», аппликация «снежинка», развитие мелкой моторики (складывание салфеток, нанизывание бус, открывание и закрывание предметов).

3.НОД: пальчиковая гимнастика «Пой- ка подпевай- ка 10 птичек стайка», аппликация «Елочка нарядная», упражнения на развитие мелкой моторики (разные виды шнуровок, застёжки: пуговицы, кнопки, молния, ремешки, липучки).

4.НОД: пальчиковая гимнастика «пальчики играют», ручной труд «Петелька», упражнения на развитие мелкой моторики: (застёжки).

5.НОД: пальчиковая гимнастика «Лебёдушка», упражнения на развитие мелкой моторики: застёжки, шнуровки, сортировка.

6.НОД: пальчиковая гимнастика «Пальчики и ручки»,упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек, шнуровки.

7.НОД: Пальчиковая гимнастика «Пой – ка, подпевай — ка 10 птичек стайка»,ручной труд «Жгутики из салфеток», упражнения на развитие мелкой моторики рук: застёжки, шнуровка.

8.НОД: пальчиковая гимнастика «хоровод», ручной труд «Морозные узоры»,упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек.

9.НОД: пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», аппликация «Самолёт»,упражнения в практической жизни: сортировка, складывание салфетки, нанизывание бус, плетение косы.

10.НОД: пальчиковая гимнастика «Замок», аппликация «Салют», упражнения на развитие мелкой моторики рук: застёжки, шнуровка, прищепки.

3 КВАРТАЛ

ЦЕЛЬ:

*Упражнять в разгибании пальчиков с кулачка, начиная с мизинца, сжимать пальчики в замок, поочередно соединять большой пальчик с остальными.

* Совершенствовать умения заполнять контур, чередуя по цвету, развивать пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомер.

* Развивать координацию пальцев рук, тактильные ощущения и активизировать мелкую моторику рук.

ЦИКЛ НОД.

1.НОД: пальчиковая гимнастика «Моя семья», аппликация «Сердечко», упражнения на развитие мелкой моторики: разные виды застёжек.

2.НОД: пальчиковая гимнастика «Замок», аппликация «Ветка мимозы», упражнения на развитие мелкой моторики: сортировка, шнуровки, прищепки.

3.НОД: пальчиковая гимнастика «Домик», аппликация «Бусы», упражнение на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, прищепки).

4.НОД: пальчиковая гимнастика «Дождик», аппликация «Моя ладошка», упражнения на р?