Развитие личности ребенка средствами изобразительного искусства

Развитие личности ребенка средствами изобразительного искусства thumbnail

Значение изобразительного искусства в

формировании личности ребенка

С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.

Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с детского сада, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важную для человека качество — любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.

Истоки творческих сил человека идут с детства, с тех пор, когда творческие проявления часто непроизвольные и жизненно необходимы. Детская художественная творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее обнаружения, разрабатывать методы, пробуждают и развивают детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятием художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умение воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а еще более возрастает.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.

Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры — в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно — прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивнийтворчости детей.

Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует пытаться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственной, так и чужой творческой удаче.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорно-моторным развитием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, слепить любой предмет, предварительно нужно хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно — образного мышления.

Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение элементов в предмете, цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихов для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.

Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Детское изобразительное искусство имеет общественный направление. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.

Читайте также:  Задания для развития ребенка 6 лет картинки

Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать, достигать желаемого результата.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.

Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально — чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.

По теме: методические разработки, презентации и ко

Источник

Автор: Саевская Анастасия Константиновна

 Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. 

 В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

 Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям. 

Психологи считают, что процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста различно и неповторимо. Один уровень отражения предметов и явлений окружающего мира можно видеть в рисунках четырехлетнего ребенка, другой уровень – в рисунках детей 9 лет, третий уровень – в рисунках детей 13 лет. Это отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности. Как говорил известный русский психолог Е.И. Игнатьев, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения». 

Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий. 

Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства. 

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника. 

Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика. 

Читайте также:  Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка

Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития. 

Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников. 

В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.

 Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности. 

comments powered by HyperComments

Источник

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.

За последние 20 лет произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже. Значительно вырос процент курильщиков и алкоголиков среди молодежи. Этому способствуют не только такие факторы как распространение алкоголя, сигарет, наркотиков, но и пропаганда аморального образа жизни, который является сюжетом многих современных «произведений искусства». Главные герои современного искусства — это буржуазные дельцы, убийцы, воры, диверсанты, параноики, человеконенавистники, люди, лишенные совести и чести. Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием, противозаконием; в книгах такие сюжеты встречаются тоже довольно часто. А все потому что сейчас деятели искусства работают за деньги; осталось мало тех кто преследует идею.

В наше время нет героев… точнее есть, но о них мало кто знает. Подрастающему поколению не на кого равняться. Это связано с тем, что средства массовой информации в настоящее время не направлены на пропаганду людей, совершивших подвиг. Раньше дети, подрастая, уже знали, кем они хотят стать — космонавтом, пожарным, милиционером — им было на кого равняться: Ю. А. Гагарин, Г. Жуков, милиционер Анискин, дядя Степа и т. д. Современное же поколение, выбирая профессию, думает в первую очередь о материальной выгоде, забывая о морали, нравственности, доброте, любви, заботе о ближнем.

Классическое искусство, формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно является антагонизмом современному и воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки [1].

«Красота спасет мир» — фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю — красоту духовную. В своих черновиках писатель называет главного героя «князь Христос», тем самым себе напоминая, что он должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит герой произведения (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Эти же принципы прослеживаются в классической музыке и изобразительном искусстве [2].

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека. Оно возникло 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита и сохранилось в виде наскальных рисунков — абстрактные и линейные изображения. Учеными доказано, что древние художники воспроизводили образы, пришедшие к ним в состоянии транса — свои иллюзии. Мир искусства — это мир иллюзий. Но человек не может нарисовать то, чего никогда не видел, а значит, он изображает то, что действительно существует, но со своей точки зрения. В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.

Читайте также:  Стребелева педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии

Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. Во время обучения в начальной школе, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, творческими заданиями, походами в театры, музеи, на выставки. Однако с переходом детей в средние классы значение творческого и духовного развития уходят на второй план. Здесь то и возникает необходимость дополнительного образования. Одним из видов учреждений дополнительного образования является художественная школа.

В процессе обучения детей в художественной школе решаются важнейшие задачи образования — формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру [5].

Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре: обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом присутствуют как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.

Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

В программе предметов художественного цикла сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая сегодняшним днем, где на конкретных примерах дети видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

На уроках используется личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым учеником лично. При построении уроков учитываются три вида мотиваций:

1.                 Во-первых, социальная. Не надо жалеть похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.

2.                 Во-вторых, прагматическая мотивация. Проявляется в усилении внимания к предмету, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление — искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайн).

3.                 В-третьих, при работе с сильными и одаренными учащимися необходимо направлять основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также учащиеся вводятся в проблемные ситуации или устраиваются парадоксальные демонстрации, например, выставка истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. Одним из важнейших направлений можно считать стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, надо пытаться способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Хотя и считается, что все дети талантливы, но лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы [4].

Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяют уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений.

Литература:

1.                 Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб.: Алетейя, Государственный эрмитаж, 2000 -800 с.

2.                 Достоевский Ф. М. Идиот. — М.: Эксмо, 2009–640 с.

3.                 Ильин И. А. История искусства и эстетика: Избр. Статьи / Предисл. Сост. и общ. ред. Мих. Лифшица. — М.: Искусство, 1983–288 с.

4.                 Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224с.

5.                 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998–640 с.

6.                 https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/proektnaya-deyatelnost-v-rabote-pedagoga-psikhologa [Доступ 24.03.2014г.]

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, искусство, дополнительное образование, художественная культура, умение, ребенок, последнее время, мысль, задача образования, художественная школа.

Источник