Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка

Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка thumbnail

МКОУ «СОШ №2 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»

Воспитание, возникнув из потребности общества в передаче знаний и опыта старших поколений младшим, стало постоянным спутником человеческого общества. Именно поэтому, воспитание является одной из давних, имеющих огромное значение, областей деятельности человека. Великий знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в книге «Планета людей» описывая тех людей, кого уважал и кем восхищался, справедливо заметил, что «восхищения достойна, прежде всего, почва, их взрастившая». Далеко недостаточно того, чтобы подарить человеку жизнь, нужно ещё и научить его использовать этот бесценный дар. Ведь, в отличие от животных, механизмы жизнедеятельности не заложены в человеке при рождении. Каждый человек проходит длительный путь подготовки и самосовершенствования, прежде чем стать полноправным членом общества.

Влияние воспитания на развитие детей во многом зависит и от обстановки, в которой оно осуществляется. Обстановка в семье, школе – своеобразный микроклимат, в котором живёт и формируется воспитанник. Обстановка воспитания создаётся взрослыми.

Дети — радость нашей жизни. Мы живём и трудимся во имя счастья наших чад. Но любой из нас воспитывает своего ребёнка так, как считает нужным. Семья в воспитании ребёнка играет огромную роль.

С самого рождения формируется будущий характер и поведение ребёнка. Известно, что центральная нервная система ребёнка и его мозг обладает огромной пластичностью. Благодаря этому закрепление и формирование у детей привычек и навыков происходит успешнее, чем в старшем возрасте.
Если родители в детстве учат своего ребёнка обманывать старших, друзей, то он и в старшем возрасте будет лживым. Если родители не приучают ребёнка к порядку, то он и, став взрослым, не будет соблюдать порядок.

Однажды великого педагога В.А. Сухомлинского спросили: «Моему сыну 3 месяца. Когда начинать его воспитывать»? Он ответил: «Вы опоздали ровно на 3 месяца».

Начиная с первых лет жизни, детей нужно учить быть честными, справедливыми, приучать относиться с уважением к старшим, приучать к труду. В воспитании нужно всегда учитывать возраст ребёнка. Подростки нуждаются в большем внимании, чуткости, педагогическом такте, чем дети младшего возраста. Подростков раздражает, если родители обращаются с ними в приказном тоне. Они переживают, что самые родные им люди не уважают их. Такие дети становятся настырными, стараются сделать всё наперекор родителям. Дети любят, когда с ними обращаются на равных, как с полноправными членами семьи, когда обсуждают с ними семейные проблемы, обращаются к ним за советом или с просьбой. Такое доверие к детям порождает у детей чувство нужности, и они отвечают им любовью и относятся к ним с уважением.

В семье ребёнок проходит первую школу морали. Родители влияют на них, начиная с первых дней их жизни. Они должны воспитывать их не только словом, но и своим поведением. Однажды великий мыслитель И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно семья обеспечивает ребёнку тепло и комфорт или порождает чувство одиночества. Очень часто дети у родителей отодвигаются на второй план, так как их внимание сосредоточивается на друзьях.

Семейное воспитание — это любовь и уважение, постоянное общение, проведение совместного досуга и совместные домашние дела, а не постоянные нотации . В семье воспитывают даже молчанием, мимикой, взглядом, шуткой и грустью, а самое главное — личным примером. Грош цена отцу и матери, которые говорят сыну или дочери о вреде курения и алкоголя, а сами приходят домой, едва держась на ногах и с сигаретой в зубах, а из уст несётся матерная брань.

Несдержанность родителей, недостойное поведение, ссоры в семье, пьянство родителей калечат ребёнка. Нельзя при детях быть раздражительными, ругаться, сплетничать, обсуждать других и поступать вразрез со своими словами. Ребёнок всё это заметит и будет поступать также. Ещё хуже, если ребёнок видит, как его родители обижают своих родителей. Важно запомнить простую истину: ваши дети, когда вырастут, будут относиться к вам так же, как вы сейчас относитесь к своим родителям. Ребёнка воспитывают в каждый момент своей жизни. Как родители разговаривают с другими людьми и как к ним относятся, как общаются со своими друзьями или врагами, как одеваются, как трудятся – всё имеет огромное значение. Недостойное поведение родителей имеет печальные последствия.

Далеко не все родители соблюдают в присутствии детей правила приличия и часто совершают недостойные поступки. Не следует забывать, что дети очень наблюдательны и впечатлительны.

Внимательное, чуткое руководство детьми, высокий моральный облик родителей помогает завоевать настоящий авторитет.

Ошибкой семейного воспитания часто является отсутствие единого требования со стороны родителей. Часто бывает, что между родителями идёт спор, что и как нужно сделать по отношению к дочери или сыну, и этот спор происходит в присутствии ребёнка, чего нельзя ни в коем случае делать. По-разному родители оценивают и поступки детей – один осыпает ласками, другой наказывает, один что-то разрешает, другой запрещает. В такой системе ребёнок стремится вырваться из-под контроля одного и ищет защиты у другого. Авторитет одного из родителей падает.

Читайте также:  Поделки для развития ребенка 3 лет

Часто ребёнок предоставлен сам себе, отсутствует контроль над ним. Родители сетуют на то, что заняты работой и отстраняются от воспитания детей. Как бы ни были заняты родители, они не должны забывать о своих обязанностях. Безнадзорный ребёнок вырастает недисциплинированным, грубым, таящим чувства зависти, ненависти к тем, кого щедро одаряют лаской и любовью.

По данным социологического опроса на воспитание детей у родителей уходит всего 17 минут в день. Но учёные-педагоги спорят с социологами. Так, доктор педагогических наук А.П. Ситник доказывает, что раньше никогда не отводили на воспитание детей специального времени. В семье воспитывали детей всем образом жизни и не только во время своего присутствия, но и во время своего отсутствия. Огромное значение имеет причина отсутствия. Например, если мать или отец задерживается на работе, то возникает гордость за родителей, что у них важная, престижная и ответственная работа. Если же родители проводят время в компании друзей — бездельников за рюмкой водки, то возникает обида на них, что променяли семью и детей на друзей и рюмку.
Постоянная опека — тоже плохо. Она порождает неверие в свои силы, потребность в опоре. Изнеживающее воспитание наносит огромный вред – оно воспитывает эгоизм. Чем щедрее сыплются поцелуи, ласки, тем всё больше растут потребности подростка. Всё должно быть в меру. А. С.Макаренко считал, что «любовь и уважение к ребёнку надо сочетать с высокой требовательностью к нему». Слишком суровое, жёсткое воспитание подавляет и ожесточает. Такие подростки становятся грубыми, недисциплинированными, хулиганами.

Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их интересы, их друзей, их неудачи, неприятности, огорчения, где и с кем ребёнок проводит свой досуг. Зная это, правильно используя возрастные особенности ребёнка, можно предупредить деформацию личности и поведения.

Дети — это наше будущее, поэтому государство проявляет неустанную заботу о воспитании молодого поколения.

Все учебные заведения вооружают своих питомцев глубокими знаниями. Наряду с этим школа формирует в детях моральные качества. Роль школы в воспитании ребёнка неоспоримо велика.

Школа после семьи занимает второе место в воспитании детей. Невозможно представить полноценное развитие ребёнка без школы. Школа оказывает помощь ученикам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку. Школа должна консультировать родителей по вопросам воспитания ребёнка.

Каждый год школа принимает новых учащихся, и каждый год её стены покидают сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут её питомцы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут людьми – это во многом зависит от учителей.

Особое место в воспитании ребёнка занимает учитель начальных классов. Он работает с классом один. От него зависит, будут ли созданы условия для проявления познавательной активности, разносторонних интересов, творческого отношения к учёбе с первых лет обучения. Эта обстановка определяет отношение младшего школьника к учителю и его требованиям, к одноклассникам. Характер этих отношений формирует личность ученика. Учитель начальных классов первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, становится авторитетной фигурой для детей. Он формирует человека. А для первоклассника начало обучения вносит коренные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство закончилось. В жизнь шестилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение, которое является обязательным, требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с учителями, родителями и своими одноклассниками. От учителя начальных классов, а в дальнейшем от классного руководителя, зависит, комфортно или нет ребёнку в стенах школы и в классном коллективе. На плечи этих людей ложатся все заботы. Взаимоотношения между учениками класса, усвоение учебного материала, успехи и неудачи, взаимоотношения с учителями — предметниками, взаимоотношения с родителями — должно находиться в поле зрения учителя.

Эффективность процесса воспитания и обучения будет достигнута быстрее, когда удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Самая важная задача школы – непрерывная связь с родителями.

В школе ученики и учителя проводят большую часть дня, и именно эта среда влияет на ребёнка. Многие дети впервые в школе попадают в большой коллектив, а роль коллектива огромна. Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что он видит и слышит. Из этой среды он получает знания, приобретает новые привычки и черты характера.

Уроки нравственности, которые проводятся в школе, предусматривают научить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, уметь давать им оценку. Такие уроки должны помочь детям осознать всю сложность человеческих отношений.

С каждым годом роль школы в воспитании детей увеличивается. Воспитательные функции стали едва ли не важнее, чем образовательные. Только никакой школе не под силу воспитать ребёнка, если в этом не будет участвовать семья. Часто от родителей можно слышать такие слова: «Мы их отправили в школу, вот пусть учителя и воспитывают». Такие нерадивые родители очень редко появляются в школе, не посещают родительские собрания, не интересуются, как живёт их ребёнок в стенах школы.

Читайте также:  Возрастные особенности физического развития ребенка от рождения до семи лет

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые – родители и педагоги.

Важно каждому запомнить простые, но вечные истины, которые делают из ребёнка человека:

  • Если ребёнок живёт в терпимости — он учится понимать других.
  • Если ребёнка подбадривают — он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в честности – он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасности – он учится верить в людей.

НО!

  • Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живёт во вражде – он учится агрессивности.
  • Если ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.
  • Если ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.

И самое главное:

Если ребёнок живёт в любви – он учится любить!!!

Источник

Роль школы и семьи в воспитании и обучении учащихся

(проблемы и пути их решения)

Семья и школа – это два института чрезвычайной важности для развития и воспитания ребенка. Они не могут заменить друг друга, но и не могут существовать друг без друга.

Семья — это опора, крепость, начало всех начал. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это — первый коллектив ребенка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в ней закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку второй дом, воспитание детей в школе не должно заменить родительское воспитание. Тем не менее, в школе проходит не только обучение, но и (и даже на первом месте) школа должна воспитывать, должна предоставить возможности для самореализации каждого ребенка, расширить его кругозор, раскрыть способности.

Мне понравилось, как сказал об этом писатель Лев Кассиль: «Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Но на самом деле все вышесказанное – это идеал, к которому необходимо стремиться. Современное общество претерпевает колоссальные изменения, наибольшие из которых коснулись непосредственно личности и института семьи. Материальные ценности доминируют над духовными, идеология потребления затрагивает все сферы жизни, индустрия развлечений набирает обороты. А это значит, что современные дети развиваются в совершенно других условиях: в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. И здесь можно отметить два негативных фактора, которые играют наибольшую роль: 1) многократное усиление информационного давления на ребенка (посредством Интернет, телевидения, СМИ), 2) разложение семьи как социального института. Мы наблюдаем разнообразные кризисные явления: разрушены нравственные представления о браке и семье, утрачен традиционный уклад семейной жизни, традиционное восприятие родительства и детства и т.д. Все это уже стало настоящей национальной проблемой, которую нужно решать незамедлительно. В этих сложных современных условиях растут наши дети, и работаем мы, педагоги. Поэтому сейчас на школу, на педагогов как специалистов возлагается ответственность за воспитание не только учащихся, но и педагогическое просвещение родителей, создание новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построение новых отношений между семьей и школой. Необходимо помочь семьям в преодолении этого кризиса, содействовать развитию семьи и детско-родительских отношений. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

Таким образом, чтобы хоть как-то минимизировать влияние негативных внешних факторов, в школе нужно по-новому, более тщательно и продуктивно выстраивать свою работу с родительской общественностью. Она должна быть нацелена, прежде всего, на то, чтобы педагоги и родители были союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, чтобы вместе заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания детей. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери с картинками

При этом основой такого родительского просвещения должны быть духовно-нравственные ценности. Именно они должны стать системообразующим фундаментом для всего процесса образования.

Задача эта крайне сложная. Результатами взаимодействия с семьей должны стать формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение их педагогическими знаниями и активное участие родителей в воспитании детей.

Как же построить эту работу? Каким формам взаимодействия отдать предпочтение? В нашей школе практикуются самые разнообразные формы, среди которых:

  1. Родительские собрания – привычная форма взаимодействия с родителями, но она и сейчас не потеряла своей актуальности.

  2. Посещение семьи – тоже традиционная форма, когда учитель может познакомиться с семьей «изнутри», выявить скрытые причины каких-либо проблем, понять, как выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями.

  3. Традиционные школьные праздники часто проводятся с участием родителей тех детей, которые готовили мероприятие. Это своеобразный «творческий отчет» о проделанной работе, который очень радует и вдохновляет родителей.

  4. Чайные посиделки, организуемые в классе вместе с родителями и детьми, очень сближают, дают возможность общения в непринужденной обстановке. С помощью этой формы в школе интересно проводятся День Матери, 8 марта, день именинника и др.

  5. Встречи со священником – это беседы на темы православного воспитания детей в семье. На этих встречах родители могут обсудить возникающие трудности и радости в воспитании и воцерковлении детей. 

  6. Совместные экскурсии помогают не только расширить свой кругозор, обогатить внутренний мир, развивать патриотические, нравственные, эстетические чувства, но и способствуют сплочению коллектива детей и родителей, дарят яркие положительные эмоции.

  7. Совместные спортивные мероприятия помогают приобщать всех участников к здоровому образу жизни и содействуют улучшению взаимоотношений между родителями и детьми. В нашей школе такие мероприятия часто организуются во время каникул.

  8. Творческие конкурсы и выставки творческих работ в нашей школе традиционно проводятся не только для учащихся, но и для родителей. Совместное творчество всегда объединяет, дарит радость, укрепляет семью.

  9. В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашей школе стали благотворительные акции и проекты. Среди них мы ежегодно проводим акцию «Милосердие», некоторые социальные проекты реализуются у нас с привлечением родителей. Например, наш последний проект «28 петель» по изготовлению вязаных изделий из шерсти и игрушек из хлопка для недоношенных детей перинатального центра г. Калуги. В нем уже приняли участие 20 родителей, связано уже более 200 изделий.

  10. Среди совместных мероприятий с родителями можно выделить специфическую форму взаимодействия, которую мы сами придумали в нашей школе. Это совместно организованные тематические творческие встречи между старшеклассниками, педагогами и родителями. Такое мероприятие обычно организуется 1 раз в год. В прошлом учебном году мы провели его дважды: в декабре, совместно празднуя 145-летний юбилей школы, и в апреле, в рамках творческого фестиваля «Школьная весна». Такие мероприятия очень сближают, создают атмосферу единения, взаимоуважения и взаимопонимания.

  11. Празднование Юбилея школы нужно отметить особо. У нас – это традиция. Каждые пять лет мы приглашаем выпускников, учителей-ветеранов, почетных гостей и в теплой уютной обстановке празднуем День рождения нашей школы — одной из самых старых в области, с богатой и славной историей, которой мы гордимся. Но юбилей школы не ограничивается проведением праздничного мероприятия, это масса дел и акций на протяжении полугода. Предварительная подготовка к Юбилею затрагивает и учащихся, и педагогов, и родителей.

  12. День открытых дверей – форма взаимодействия, которую используют большинство образовательных учреждений. Но многие ограничиваются проведением родительских собраний и экскурсией по школе. У нас День открытых дверей – это большое событие, включающее в себя кроме собраний и экскурсии открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, мастер-классы родителей, родительские лектории, выставки творческих работ и достижений, совместные спортивные мероприятия и т.д. Этот день в школе становится очень насыщенным и интересным для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, огромное место в работе с семьей в нашей школе занимает организация совместных мероприятий.

Индивидуальные формы работы, такие как консультации, беседы, анкетирования, также очень важны в работе с родителями и дают необходимые результаты в построении сотруднических отношений.

Но все эти формы работы будут эффективны только при соблюдении важного условия: искреннего и доброжелательного отношения к родителям обучающихся, сотрудничества на основе уважения и эмпатии.

Семья и школа — два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мы продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель — воспитывать будущих созидателей жизни.

3

Источник