Развитие личности ребенка на занятиях оригами

Развитие личности ребенка на занятиях оригами thumbnail

Наталья Козырева
Оригами и его влияние на развитие ребёнка

Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети, получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. А именно такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Оригами — это древнее японское искусство складывания бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, японцы первыми стали складывать из ее удивительные по красоте фигурки. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

По мнению специалистов, занятие оригами способствуют выявлению и укреплению природных способностей человека к конструктивной деятельности, образному и логическому мышлению и воображению. Не случайно, что в Японии, одной из ведущих стран мира, оригами занимается буквально каждый школьник.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т д, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Детям с расстройством аутистического спектра довольно сложно овладеть всеми приемами этого искусства, ввиду слабой мелкой моторики. Поэтому работу следует начинать поэтапно, от самого простого к более сложному. Можно начать с такого простого приема как сминание бумаги, как только ребенок овладеет этим навыком самостоятельно можно переходить к базовым элементарным приемам таким как «книжка», то есть складывание бумаги пополам, «дверь» — складывание к середине боковые стороны, «треугольник» — складывание квадрата пополам и т. д. Для детей, которые овладели данными базовыми приемами можно переходить к такому приему как «гармошка», главной особенностью этой модели оригами является многократное повторение одних и тех же действий, это складка или сгиб.

Ребенку, особенно ребенку с нарушением интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Подводя итоги,хочется полностью согласиться с высказыванием выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки творческих способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской

ладошке, тем умнее ребенок».

Источник

Консультация для родителей

«Оригами – как всестороннее развитие личности ребёнка».

 В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.

 Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг). По-японски «ори» — «сложенный», «ками» — «бумага».

 Оригами  –   японское искусство складывания  бумаги. Оно привлекло внимание  многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как  является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения  многих педагогических задач.

 Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

 Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

 Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком  многого. Также не забывайте хвалить ребёнка, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте его на то, что в следующий раз у него всё получится.

 Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. 

 Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, старайтесь делать все сгибы плотными, приучайте этому и детей. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно  будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.

 И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.

Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Читайте также:  Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения центра развития ребенка

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка.

Консультация для родителей

«Значение оригами  для развития умственных и творческих способностей детей».

Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

         – Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность  (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

 И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Консультация для родителей

«Оригами и психология».

Оригами — это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание спектакля оригами приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.

Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.

Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.

Существует специальное  направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров — кусудам — требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает. 
        Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть. Необходимо дать ребенку возможность «отыграть» свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай — «роль»). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Консультация для родителей

«Общие правила при обучении технике оригами».

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно  изготовить поделку от начала до конца.

Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
        Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
        Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком. 

Читайте также:  Отставание в умственном развитии у ребенка в 4 года

Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

Источник

Обобщение педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД» «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Мустафиной Эльмиры Айсиновны

«Оригами – как всестороннее развитие личности ребёнка, его умственных и творческих способностей».

«Истоки творческих способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский.

1.Актуальность и перспективность опыта.

Каждый ребенок талантлив, нужно увидеть этот талант, развить его и приумножить. Это одна из задач, которая стоит перед учреждениями дополнительного образования, где ребенок проявляет интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи. Как успешно развить его способности, во многом зависит от педагога. Передо мной, как педагогом дополнительного образования, встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои способности, как сделать занятия более интересными, плодотворными. Способности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с обучающимися.

Работа в технике «оригами»- это доступное и увлекательное для детей занятие. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага, в удивительные изделия.

Систематические занятия в творческом объединении, способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления и получения желаемого результата. На занятиях творческого объединения «Оригами» я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.

Заниматься оригами с детьми необходимо с семи лет, так как возможность развития мелкой моторики ребенка напрямую связано с развитием интеллекта.  Этот вид искусства, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти. Дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности, воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) с словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность  (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

– Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.

– Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психологического состояния.  

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге. Занятия влияют на формирование самостоятельности.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

2. Концептуальность.

При отборе дидактических единиц («чему учить?»), с одной стороны, и при выборе целевого направления («для чего учить?»), с другой стороны, в оригами как образовательном процессе обнаруживаем чрезвычайную концентрацию проблем.  Природа этих проблем однозначно вытекает из смысла оригами.

В оригами комплексно присутствуют:

        интеллектуально-познавательные составляющие:

  • логические и технические, развивающие техническую изобретательность;

  • эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;

        досуговые и социально адаптирующие составляющие:

        Оригами комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:

  • «учить» («знать», «уметь» и «владеть» или «знания», «умения» и «навыки»);

  • «развивать» ; «воспитывать».

        Оригами, будучи игрой, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так обучающиеся вовлекаются в «мир оригами», или:

  • мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, телекоммуникация);

  • мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);

  • мир науки, техники и технологии (творчество, логика, экология природы).

  Оригами имеет возможность объединять:

  • детский и взрослый интересы,

  • детские и педагогические ценности,

  • гуманитарное и политехническое образования,

  • естественнонаучные и логические знания,

  • восточные и западные традиции культуры,

  • нравственно-идеологические и научно-технические системы взглядов.

3.Теоретическая база опыта.

Фридрих Фребель, известный немецкий педагог, именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Занятия оригами имеют большое значение в развитии умственных и творческих способностей детей.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности воспитанника в образовательном процессе.

Путем некоторых манипуляций с бумагой дети из одной фигуры получают совсем другую, таким образом, развивается фантазия, формируется творческое воображение, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в обществе сверстников.

5. Эффективность средств.

Работу в данном направлении я веду по принципу перехода от простого к сложному.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Оригами», по которой я работаю, рассчитана на 4 года обучения, для детей от 7 до 14 лет. Работу я веду по принципу перехода от простого к сложному.

На первых занятиях я рассказываю об истории возникновения бумаги и искусства «оригами». Показываю способы приготовления квадратов нужной величины, учу складывать простые модели оригами.

К концу первого года обучения дети легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма, одностороннее оригами, умеют изготавливать минимальное оригами, знают способы гофрировки.

Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я использовала разные приёмы: объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, выполнение действий с детьми с проговариванием, выполнение действий по инструкционным картам и схемам.

В ходе деятельности стремилась создавать ситуацию успеха и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели, путём вовлечения воспитанников в мероприятия и праздники. Каждый ребенок должен знать, что если ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.

Ребенок в школе чрезмерно загружен, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

 Занятия  расширяют представление о технологии, используя метапредметную связь с предметами художественно — эстетического цикла, введению дополнительных методов и приёмов : выполнение действий по инструкционным картам и схемам . Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 1599

Во второй год обучения, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу провожу более углублённо.

На занятиях творческого объединения «Оригами» дети осваивают способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

К концу второго года обучения я постепенно перехожу к модульному оригами, которая интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. При этом ребенок проявляет волевые усилия и развивает мелкую моторику пальцев. Детей очень захватывает этот вид оригами, они с удовольствием изготавливают поделки в этой технике, любят дарить в подарок своим родителям, друзьям, учителям, участвовать в конкурсах разного уровня: Международных («Подводный мир»), всероссийских («Зеленая планета»), республиканских («Защитим лес», «Конкурс по пожарной безопасности» и т.д.), муниципальных («Вторая жизнь отходов», «Дорога безопасности», «Конкурс на знание государственной символики», многочисленных учрежденческих и интернет конкурсах. Поделки из бумаги мы использовали для украшения и оформления кабинета.

В третий и четвертый годы обучения я продолжаю обучать детей новым базовым формам оригами, учу и дальше осваивать модульное оригами, работать со схемами.

Постепенность усложнения занятий, взаимодействие и доброжелательное отношение в коллективе вырабатывает устойчивый интерес обучающихся к занятиям. Дети с удовольствием занимаются оригами. Такое увлечение, на мой взгляд, в большей степени связано с самой сущностью оригами, где сходятся разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное), размышление и воображение, интерес быстрого достижения цели. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает схемы, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук. За время работы каждый педагог находится в постоянном творческом поиске, сочетая традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания и умения моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, (создание презентаций к занятиям, работа с ресурсами интернета), здоровьесберегающие (физкультминутки), игровые.

6. Анализ результативности.

Из опыта работы видно, что у детей возрос интерес к оригами. Дети приобрели опыт эстетического восприятия, повысился уровень художественных способностей. Стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, которые участвуя в Международных, Всероссийских, республиканских, муниципальных, учрежденческих конкурсах и занимают призовые места: Кулагина Полина – Лауреат Международного фестиваля «Звезды нового века»; Федотова Арина – Лауреат Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»; Русскина Алёна– диплом победителя – 3 место Всероссийский творческий конкурс «Арт-талант»; Ковайкин Влад,– диплом победителя – 2 место Всероссийский творческий конкурс «Арт-талант» ; Куликов Сергей – диплом за активное участие в Республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности; Моисеева Дарья- муниципальный конкурс «Вторая жизнь отходов» – Победитель в номинации «Модель одежды»; Местюкова Ангелина- муниципальный конкурс «Вторая жизнь отходов – 2 место; Кулагина Полина- муниципальный конкурс на знание государственной символики Российский федерации – победитель в номинации «Оригами» и т.д.

7.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Чтобы  результат моей работы был еще более эффективным, необходимо продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию самостоятельности, всестороннему развитию личности ребёнка, его умственным и творческим способностям.

8.Адресные рекомендации по использованию опыта

Свой материал я разместила на сайте:

https://nsportal.ru/mustafina-elmira-aysinovna-0

https://www.schoolrm.ru/schools_ruz/uniterruz/

9.Наглядное приложение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ:

«Японский журавлик»

Подготовила и провела

Мустафина Эльмира Айсиновна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Рузаевка 2015 г.

Конспект открытого занятия

Цель и задачи занятия:

развивать пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские cпособности;

обучение различным приемам работы с бумагой;

развитие мелкой моторики рук и глазомера;

расширение коммуникативных способностей детей;

расширение кругозора детей.

Оборудование для работы детей:

Бумага (белого, желтого или оранжевого цвета), ножницы.

Оборудование для педагога:

Слайдовая презентация, компьютер, проектор, экран, образцы базовых форм «квадрат» и «птица», готовая работа «Журавлик».

Продолжительность занятия: 45мин.

I Оргмомент.Техника безопасности.

II Актуализация знаний.

Древняя японская легенда рассказывает, что «если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают — покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!»

III Рассказ о японском журавлике.

Японский журавлик

В двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, рассказывается, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица с длинной шеей считалась в Китае и Японии символом удачи и долгой жизни. В 1797 году в Киото была издана книга “Сембацуру ориката” — складывание тысячи журавлей. В ней приводились различные варианты складывания пар и гирлянд журавлей из одного квадрата бумаги.

Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение.

Японская девочка Садако Сасаки (7 января 1943 — 25 октября 1955), облученная  при  атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года, молилась о мире на земле. Ее дом находился в миле от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Признаки болезни появились через несколько лет, девочке поставили диагноз — лейкемия, положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года.

Ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится.

Мечтая выздороветь, в больнице Садако один за другим складывала бумажных журавликов из любой бумаги, которую ей удавалось найти, и просила о мире на всей планете.

По легенде, для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Врач сказал девочке, что сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644 журавлика…

5 мая 1958 года в Парке Мира в Хиросиме был установлен памятник детям, погибшим в результате атомной бомбардировки. Этот памятник (Детский мемориал Мира) увенчан статуей Садако.

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

В советских пионерлагерях 1980-х и позже была популярна Песня «Бумажный журавлик».

Существовали разные варианты этой песни. Давайте прослушаем песню в исполнении известной советской певицы Розы Рымбаевой.

IV Практическая работа.

Классические фигурки оригами делаются из квадратного листа бумаги размером 15 см x 15 см, без надрезов и клея. Ранее мы уже сложили базовые формы «квадрат» и «птица». Из базовой ?