Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения центра развития ребенка

Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения центра развития ребенка thumbnail

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления Заведующая МАДОУ ЦРР —

образования МО «Зеленоградский район» детского сада № 4:

________________ ____________

________________ 2011 год ________________ 2011 год

Принято на педагогическом

совете № 1 31 августа 2011 года

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 4

г. Зеленоградск

2011 год

Содержание

№ п/п

Разделы программы

Страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Организация режима пребывания детей в ДОУ

9

3.

Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей

22

·  физическая культура,

22

·  здоровье,

22

·  безопасность,

23

·  социализация,

24

·  труд,

26

·  познание

27

·  коммуникация,

28

·  чтение художественной литературы,

29

·  художественное творчество,

30

·  музыка

31

4.

Содержание коррекционной работы

31

5.

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)

32

6.

Система мониторинга планируемых результатов освоения «Программы»

58

7.

Вариативная часть

59

1.  Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 обеспечивает развитие детей в возрасте с 2 до 7 лет. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими новые приоритеты развития дошкольного образования:

—  Законом РФ «Об образовании»,

—  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 г.

№ 000 — р),

—  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 года),

—  Квалификационными характеристиками должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ ),

—  Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 000 г.),

—  Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ )

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР — детского сада № 4 разработана, утверждена и реализуется в на основе:

Ø  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» , , с нормативным сроком освоения 4 года,

Ø  дополнительных образовательных программ.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР — детского сада № 4 определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Цели МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 по реализации основной общеобразовательной программы:

·  обеспечить комплексную систему воспитания и образования с учётом личностных интересов и потребностей детей, родителей и педагогов;

·  обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Для достижения целей деятельности МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 по реализации основной общеобразовательной программы педагогическим коллективом решаются следующие задачи:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художест­венно-эстетического и физического развития детей;

— воспитание с учетом возрастных категорий у детей гражданственности, ува­жения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Роди­не, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

— удовлетворение потребностей семьи в дополнительных образовательных и иных услугах;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

— внедрение новых организационно — педагогических форм и методов образо­вания дошкольников с учетом индивидуальных способностей детей и за­просов родителей (законных представителей);

Читайте также:  Развитие ребенка игры в on line

Приоритетными направлениями деятельности МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются развитие воспитанников по следующим направлениям:

§  познавательно — речевое,

§  интеллектуально – познавательная,

§  физическое,

§  художественно – эстетическое,

§  социально – личностное.

МАДОУ ЦРР – детский сад № 4 реализует общеобразовательную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» с нормативным сроком освоения 3 года;

— реализует дополнительные образовательные программы:

·  «Система коррекционной работы» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 3 года;

·  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 4 года;

·  «Знакомим дошкольников с литературой» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 4 года;

·  «Математика в детском саду» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 4 года;

·  «Мы» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 5 лет;

·  «Я – ты – мы» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 3 года;

·  «Развивающая педагогика оздоровления» физического направления с нормативным сроком освоения 3 года;

·  «Цветные ладошки» художественно — эстетического направления с нормативным сроком освоения 5лет;

·  «Конструирование и художественный труд в детском саду» художественно — эстетического направления с нормативным сроком освоения 5 лет;

·  «Камертон» художественно — эстетического направления с нормативным сроком освоения 5 лет;

дополнительных образовательных программ следующих направленностей:

·  социально-педагогическая «Давайте поиграем!»,

·  социально-педагогическая «Послушный язычок»,

·  социально-педагогическая «Грамотейки»

·  художественно-эстетическая «Ритмика»,

·  художественно-эстетическая «Веселый карандаш»,

·  художественно-эстетическая «Театральная мастерская»

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

v  соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка,

v  сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

v  соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

v  обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

v  строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

v  основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

v  предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

v  предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Программа предусматривает:

·  образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

·  образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

·  самостоятельную деятельность детей;

·  взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Читайте также:  Семья как развития поведения ребенка

Возраст ребенка — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций.

Таким образом, содержание общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

В МАДОУ ЦРР – детском саду № 4 осуществляется разностороннее развитие для детей от 2 до 7 лет. Функционируют группы общеразвивающей направленности (одновозрастные) с различной организацией предметно – развивающей среды, доступной для детей и соответствующей их возрастным и индивидуальным особенностям:

§  1 группа для детей раннего возраста с 2 до 3 лет,

§  3 дошкольные группы — средняя группа (возраст с 4 до 5 лет),

— старшая группа (возраст с 5 до 6 лет),

— подготовительная к школе группа (возраст с 6 до 7 лет).

Данные по группам здоровья, количеству часто болеющих детей

в МАДОУ ЦРР – детском саду № 4

Год

Среднесписочная численность

детей

Группы здоровья

Количество часто болеющих детей

Количество часто болеющих детей в %

I

II

III

2

88

40 (45,5%)

43 (48,9%)

5 (5,6%)

13

14,7%

2

93

28 (30,2%)

61 (64,5%)

4 (4,3%)

13

13,9%

2

88

43 (48,8%)

42 (47,7)

3 (2,5)

11

12,5%

Результативность по итогам реализации программы дошкольного образования в МАДОУ ЦРР – детского сада № 4

Направления программы

Учебный год

Высокий

%

Средний %

Низкий

%

Высокий

%

Средний %

Низкий %

Высокий

%

Средний %

Низкий %

физическое направление

47

50

3

61

37

2

48

51

1

познавательно-речевое направление

39

57

4

33

62

5

37

60

3

художественно-эстетическое направление

40

58

2

41

58

1

52

47

1

социально-личностное

47

47

6

73

27

40

55

5

игровая деятельность

57

39

4

60

40

61

39

в целом по ОУ

58

23

5

54

45

1

48

50

2

Успеваемость выпускников дошкольного учреждения в общеобразовательном учреждении МАДОУ ЦРР – детского сада № 4

Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения центра развития ребенка

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6

Источник

Описание образовательной программы

МКДОУ «Детский сад № 14 «Ручеек» работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в  современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 14 «Ручеек» составлена на основе примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы сроком на 5 лет.

МКДОУ «Детский сад № 14 «Ручеек» реализует основную программу дошкольного образования в группах общеобразовательной направленности по основным направлениям, таким как познавательное (с включением финансовой грамотности), речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое.

Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Калужской области. Основной целью этой работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

 ДОУ использует в работе парциальные программы дошкольного образования:

  • Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева. Цель — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
  • Программа по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры «Культура и творчество в детском саду» автор А.В. Бородина.Основная цель — создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно-нравственного и пат­риотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историческим традициям.
  • Программа экологического воспитания «Юный эколог», автор С.Н. Николаева. Она  направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух  —  шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.
  • Программа социально-нравственного развития дошкольников «Я — ты — мы», авторы: О.М. Князева, Р.Б. Стеркина. Цель — социально-эмоциональное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
  • Программа физического развития и здоровья дошкольников «Здоровье», автор — В.Г. Алямовская. Цель — воспитание физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства дошкольника

Учебный план

Учебный план МКДОУ «Детский сад №14 «Ручеек» построен на основе основной образовательной программы ДОУ.

При составлении учебного плана ориентировались на индивидуальные особенности воспитанников.

Учебный план является нормативным актом, устанавливающий перечень образовательных областей и объём времени, отводимого на проведение образовательной деятельности.

Распределение образовательной деятельности в плане даёт возможность ДОУ использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Вариативная часть  позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.

11 групп  работают в двенадцатичасовом режиме пребывания детей в детском саду.

В учебный план включены пять образовательных областей. Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей.

Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта.

Сроки реализации учебного плана: с 1 сентября  по 31 мая  – образовательный период. В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни весенних, зимних каникул и в летний период образовательная деятельность не проводится. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству. Годовой план работы дошкольного учреждения это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.

Календарный учебный график

 Календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №14 «Ручеек» 

   Календарный учебный график разработан в соответствии:

—  Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций».

— На основе ФГОС ДО.

 — Уставом ДОУ.      

Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Аннотации к рабочим программам

Методические материалы

Источник

Читайте также:  Детский центр развития ребенка красноармейский район