Развитие личности ребенка на уроке

Цель урока: Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык»

Задачи урока:

Обучающие: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету через формирование информационной компетентности.

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Необходимое оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

карточки со словами (тема, цель, понятия, :);

маркеры;

листы бумаги;

тесты;

словари.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1).

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: : и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: : а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

Сегодня первый календарный день зимы, всех присутствующих поздравляю с этим праздником чистоты и новизны. Покажите мне ваше настроение при помощи мимики и жестов. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. Что бы хотели пожелать мне вы? У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их. 2. Актуализация знаний. (Слайд 2). Давайте хором прочитаем стихотворение.

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец-
Это главное наследство,
Понимать должны мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

А зачем нам нужно изучать, любить и беречь родной язык? (Выслушиваются все ответы детей, особенно поразил всех присутствующих такой вариант: «Чтобы сдать ЕГЭ на максимально высокие баллы и иметь возможность выбирать то высшее учебное заведение, которое хочешь ты, а не где останутся свободные места»).

Какую тему мы сейчас изучаем? (Слайд 3 — 1 строка). О чем говорили на предыдущем уроке? (Слайд 3 — 2 строка). Давайте вспомним все, что знаем об имени существительном. А поможет нам технология «Алфавит». Пожалуйста, говорите все, что относится к теме, начиная фразу словами: «Я знаю, что:» (Слайд 3 — 3 строка). Вписывать маркером в листы с буквами. (Для этого к доске были приглашены две ученицы).

Как вы думаете, достаточно ли имеющихся знаний? Почему? Плохо ли то, что мы смогли пока расшифровать не все буквы?).

3. Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока.

Какие виды письменной работы с текстом приходится вам выполнять? (Письмо диктантов, списывание, изложение, сочинение). С каким видом работы бывают проблемы? (Сочинение, изложение). Почему? С чем именно бывают проблемы? (Повторы, неверное употребление слов, неумение точно сформулировать свою мысль). Каковы пути решения этой проблемы? (Расширять словарный запас, больше читать). Какие слова могут помочь? (Синонимы, антонимы, многозначные слова).

Какую цель поставим перед собой на урок? (Выяснить, какую роль в речи играют существительные — синонимы, антонимы и многозначные слова). На доску лист. Какие учебные задачи можно сформулировать?

Что это за слова? 2. Где их найти? 3. Когда и как их использовать?) На доску лист.

Из чего состоит речь? (Из предложений). А из чего состоят предложения? (Из слов). Что такое лексика? (Слайд 4).

Повторение знаний и формирование новых.

1).- Посмотрите на слайд. (Слайд 5 картинка). Какое слово вы подберете? (Все варианты). Кто же прав? Почему? (Слайд 5 — слова).Сформулируйте определение. (Слайд 5 — синонимы). Опознавательные признаки. Отвечаем на все вопросы (задачи). Воин, солдат, боец, военнослужащий, защитник — синонимы.

2). — Посмотрите на слайд (6 — первая картинка). Какое слово я хотела вам предложить? (Слайд 6 — вторая картинка). Как назвать эти слова? Определение. Ответьте на вопросы задач. (Слайд 6 — слова). День-ночь — антонимы.

3). — Посмотрите на слайд (7 — слева картинка). Слово. (Слайд 7 — картинка справа). Что можете сказать об этих словах? (Ответы на вопросы).

(Слайд 7 — слова). Колокольчик — многозначное слово.

4). — Посмотрите на слайд (8 — по очереди 4 картинки). Что же это за слова? (Часть речи одна и та же, звучат и пишутся одинаково, но по лексическому значению совершенно разные. Формулировка. Ключ — 3 значение многозначного слова, так как по форме схожи, а ключ в значении родник с предыдущими не имеет ничего общего. Это — омоним.

5). — Посмотрите на слова. (Слайд 9 — Отметка, лентяй, кисть). Какое задание предложите выполнить? (Слайд 9 — вверху). Дети предложили разные виды заданий и каждый выбрал то, которое захотел.

Отметка — оценка (синонимы), лентяй — лодырь — тунеядец — бездельник — трутень (синонимы), лентяй — трудяга — работяга — трудоголик — пахарь (антонимы), кисть: 1).ягод, 2).малярная, 3).украшение (многозначное), кисть — часть руки (омоним). Проверка.

Работа с учебником.

Скажите, что нужно делать, чтобы обогащать свою речь? (Читать).

Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему? (Оказалось, что один из учащихся класса любит читать словари, было интересно услышать его мысли по этому поводу).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка различать цвета

Полезное ли это дело — чтение словарей? Давайте узнаем мнение одного французского поэта. (Слайд 10). Упр.109., стр. 90. Чтение задания текста. Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Давайте считать эту мысль эпиграфом к сегодняшнему уроку. Какие пословицы о чтении вы знаете? (Кто много читает — тот много знает).

О чем говорит звездочка справа над словом «филологической»? (Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.) — Учебник, стр. 137. Чтобы найти значение слова ФИЛОЛОГИЯ вы пользовались каким словарём? Почему он так называется? Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. (Толковым словарём).

Работа со словарями.

1). — Диалог о словарях (Читают двое детей по ролям)

Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать —
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические
И, конечно, не забудьте —
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём
И будете знать вы всё обо всём!

2). Игра «Отгадай словарь».

А). «Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов».(Слайд 11 — по очереди). Его назначение. (Толковый словарь).

Б). «Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной». (Слайд 12 — по очереди). Его назначение. (Словарь синонимов).

В). «Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению». (Слайд 13 — по очереди). Его назначение. (Словарь антонимов).

3). Работа в группах.

Какие еще словари вы знаете? Их назначение. Зачем вам необходимо знать о словарях? Как это может пригодиться в жизни? Какие различия имеются в построении словарей? Умеете ли вы работать со словарями? Хочу предложить вам самостоятельную работу. Вы согласны? Как хотите организовать деятельность? Почему? Игра называется «Компетентность». Каково лексическое значение этого слова? (Осведомленность в какой-либо области). (Слайд 14). Обсуждение — какое слово пропущено, из какого словаря статья и почему. (Слайд 15 — ответы).

Сейчас в группах вам необходимо записать три словарных статьи из разных словарей, не указывая самого слова. Когда группа закончит работу, передаст свое задание следующей по кругу, а вы должны будете догадаться, какие слова вам предлагают одноклассники и из какого словаря. В конце игры проверим, команда, записавшая статьи выступит в роли компетентных консультантов. (Игра прошла на «ура», дети показали свою осведомленность, пытались выбирать слова для соперников потруднее, а мальчик, читающий словари, своими верными ответами снискал уважение одноклассников и, я думаю, послужил хорошим примером для остальных).

Закрепление.

1). Оперативный контроль.

Давайте подведем итог нашей работы. Предложите, как это можно сделать? (Отвечать на вопросы, дополнить «Алфавит»). Какая была тема? Цель? Задачи? Что мы смогли реализовать? Что удалось не очень? Почему? Ваши предложения.

Какая форма работы позволяет осуществить оперативный контроль по любой теме? . Предлагаю вам 7 вопросов. Выберете верный ответ и запишите его напротив соответствующей цифры. (Задания на листах). Самопроверка. (Слайд 16 — ключ к тесту).Критерии — слайд 16. Впишите уровень владения материалом на сегодняшний день в листок. Кто доволен своим результатом? Кто будет стремиться его улучшить? Каким образом? (Как показал опрос — 80 % учеников показали оптимальный уровень, 20 % — допустимый, критический не показал никто. Думаю, это хороший показатель успешности урока).

2). Рефлексия.

Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам эссе — небольшое сочинение по данному началу. (Слайд 17). Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли?

Итог урока. Домашнее задание.

Вы сегодня очень меня порадовали, наш урок получился совместным, многое предлагали вы сами, поэтому и домашнее задание я прошу придумать себе самим, то есть проявить свое творчество. У кого уже есть задумка, и он хочет ею поделиться? (Вариантов выполнения домашнего задания прозвучало очень много: подобрать синонимы, антонимы, многозначные слова, омонимы по разным темам; выполнить рисунки; найти как можно больше пословиц и поговорок, в которых используются синонимы или антонимы; найти примеры использования изученных слов в литературных произведениях и афоризмах; составить свои словари в помощь будущим первоклассникам и т. д.) (Слайд 18).

Источник

Развитие личности ребенка

Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня  развития личности ребенка. Социальная среда, в которой растет большое количество детей, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о воспитании детей, о развитии личности ребенка.

    Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.

    О воспитательном процессе пишут и говорят десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.

Читайте также:  Игры направленные на физическое развитие ребенка

Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:

— личностного подхода;

— индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;

— всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.

     Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками. 

Изучая специальную литературу, я выбрала за основу обобщенный опыт кандидата педагогических наук Сергеевой В.П.

    Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.

    Вот некоторые признаки поведения классного руководителя, создающего развивающий климат:

  1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
  2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.
  3. Гласность.
  4. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.
  5. Не приказ, а ориентация на проблему.
  6. Отсутствие категоричности; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.

   Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника.

   Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности, которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается 1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181. Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность.  

Интегративные качества личности.

Интегративные

качества

Нравствен –

ность

Интеллект

Чувства

Воля

Их синтезированное

проявление

Базисные

Коллек –

тивизм

Сообра –

зительность

Опти-

мизм

Самостоятельность

Общественная

направленность

Ценностно — ориентационные

Честность

Объекти –

вность

Совест-

ливость

Требовательность к себе

Мужество

Практические

Трудолюбие

Любозна –

тельность

Воспри-

имчивость

Активность

Активная жизненная

позиция

Характеро — логические

Гуманность

Эрудиро-

ванность

Вдохно-

вение

Решитель-ность

Своеобразие личности

Критериальные

Принци –

пиальность

Идейная

убеждённость

Нетерпи-

мость

 к злу

Целеустрем-ленность

Воля, устремленная

на общечеловеческие

интересы

   Проанализировав интегративные качества, я увидела, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Этим определяется ведущее направление воспитания.

   Основным объектом педагогической диагностики является направленность личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить  его направленность. Знать направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию.

    Важно изучать в ребенке типичные проявления: обучаемость,  самосознание и опыт.

    Программу изучения личности школьника можно представить в виде схемы.

Модель изучения личности школьника.

1.Общее, что характерно для всех

Интегративные

личностные

качества

Направленность

личности

Восприимчивость

к воспитанию

Личностный

подход в

воспитании

2.Типичное, что характерно для групп и для возраста.

Обучаемость

Опыт поведения и деятельности

Уровень самосознания

Дифференциальный подход в воспитании

3. Своеобразное, индивидуальное

Сочетание интегративных качеств

Задатки, дарования, способности, сильные стороны характера

Само-

управление

Отношение

к себе

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

    Выявляю уровень направленности разными способами.

    — Метод независимых характеристик.

    — Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным или общественным делам.

    — Использование наблюдений за ходом спортивных игр.

    — Отчеты о выполнении общественных поручений.

   Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям:

высокая  — школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним  во

                  всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо-

                  вания старших;

средняя —  школьник выборочно реагирует на педагогические требования и

                  воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,

                  поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и

                  личные интересы;

низкая  —   учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые

                  педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес-

                  кого контроля, не помогает учителю;

невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным

                  воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,

                  стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв

Читайте также:  Оценка достижений и развития ребенка по программе развитие

                  уроков, нарушение дисциплины, грубость).

Данная диаграмма показывает изменение восприимчивости к воспитанию за два года.

Диагностика воспитанности

  Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.

  Через диагностику я устанавливаю, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

  Я обратила внимание на то, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Существует три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

  Методы, используемые мной в начальной диагностике.

  1. Опрос. С помощью опроса выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе.

Вопросы диагностирующие ценностную ориентацию учеников 1-4 классов.

  1. Что тебе нравится в школе? Что не нравится?
  2. Кто побуждает тебя учится лучше? (Мама, папа, бабушка и дедушка, сам хочу учиться.)
  3. Какое время дня для тебя приятнее? (Утро, день, вечер.)
  4. Какие часы дня тебе приятнее всего проводить?
  5. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
  6. Где лучше —  в детском саду или в школе?
  1. Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не единственный источник изучения качеств ребенка, т.к. является односторонним и субъективным. Поэтому стараюсь учитывать наблюдения родителей, других учителей.
  2. Беседа. Необходимо прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, воспитателей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
  3. Анкетирование позволяет выяснить не только мнения детей по различным вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.

Учитывая результаты начальной диагностики, я ставлю  перед собой цели и задачи воспитательной работы.

   Текущую диагностику провожу в самом процессе организации ученического коллектива. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Планируя воспитательную работу, не всегда можно предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.

   Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

   Проводя текущую диагностику, использую игру-ситуацию.

Игра «Почему я тебя выбрал?»

На классной доске записываю все учебные предметы. Затем предлагаю детям поставить знак напротив того предмета, который им нравится. Прошу объяснить их выбор.

    Полученная информация помогает мне скорректировать свою педагогическую деятельность.

     Тема игры может быть разной.

    Обобщающая диагностика проводится мною, в конце каждого учебного года. Процедура оценивания воспитанности состоит из двух этапов.

    Первый этап состоит в анкетировании родителей учащихся.

  1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?
  2. Какие отрицательные качества вы заметили?
  3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка, и насколько это вам удается выполнить?
  4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
  5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?
  6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

         Второй этап – перечисление учащимися своих хороших качеств на одной половине листа, а плохих – на другой.

    Полученные результаты я сопоставляю с результатами психодиагностических обследований. Полученные данные заношу в общую диагностическую карту (Таблица 3). Результаты довожу до сведения родителей, будущих учителей и детей. При этом каждому ученику указывается на недостатки, от которых предстоит избавиться.

    Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее помощью формируется адекватная личностная оценка.

 Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у всех различны, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Диагностическая работа помогает мне определять и развивать лучшие качества моих детей, находить и пытаться избавится от отрицательных. Я пытаюсь научить их жить в коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее звено школы, а затем и во взрослую жизнь.

Литература:

1.В.П.Сергеева. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. «Педагогическое общество России». М.2004.

2.Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. «Академия». М.1999.

3.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика. «Школа-пресс» М.2000.

4.Г.Ю.Ксенозова. Перспективные школьные технологии. «Педагогическое общество России» М.2000.

Источник